Как понять, к чему склонен ребенок? Выявляем способности и таланты.
Всех людей принято делить на технарей и гуманитариев. Хотя большинство взрослых людей затрудняются отнести себя к одной из этих категорий. Современные люди стараются развивать многие сферы своей жизни, чтобы стать гармоничной личностью.
Если у подростков, молодых людей уже отмечаются осознанные интересы в определенных областях, то с определением способностей маленьких детей сталкиваются многие родители. По каким признакам можно выявить склонности и таланты ребенка? В какой кружок лучше отдать? Школу, с каким направлением лучше выбрать? На какой школьный факультатив записать ребенка? Ответить на эти и другие вопросы поможет теория интеллектов, которую создал американский психолог Говард Гарднер в 80-х годах прошлого века. В соответствии с её постулатами существует не один вид интеллекта, подразумевающий в традиционном восприятии развитие только умственных способностей индивида, а наличие большого разнообразия врожденных интеллектов. Предложенная теория типов интеллектов активно развивается и по нынешнее время. Особенности восприятия мира объясняют разнообразие индивидуально-психологических черт детей и их склонностей с рождения.
Знание типов интеллектов помогает взрослым построить воспитательно-образовательный процесс с учетом индивидуально-психологических склонностей каждого ребенка и в целом меняет парадигму современного воспитания и образования. Интересно, что рассматриваемые виды интеллекта чаще всего встречаются в необычных сочетаниях двух-трех, а иногда четырех-пяти интеллектов. С цельюсформировать общее представление о теории, разберем каждый тип интеллекта в отдельности: вербальный, музыкальный, логико-математический, эмоциональный, социальный, телесно-кинестетический и пространственный. Каждый тип интеллекта обладает сильной стороной и характерными проявлениями с достаточно раннего возраста.
Так сильной стороной детей, наделенных высоким уровнем вербального (или лингвистического) интеллекта, считается умение работать со словесной информацией. Они с ранних лет испытывают интерес к буквам и словам. В младенчестве с наслаждением слушают, когда им читают стихи, потешки, а научившись рано говорить, любят подыскивать рифмы к словам, сочинять стихи и сказки. «Любители поговорить» придумывают разнообразное сочетание слов, вкладывая в них свой особый смысл. Книжки – одни из первых и любимых предметов, с которыми дети проводят много времени. Они проявляют интерес к буквам намного раньше их сверстников. В школе уроки письма и русского языка даются с легкостью. В дальнейшем такие дети не испытывают трудности при написании сочинений, причем кажется, что грамотность у таких детей врожденная, так как пишут без ошибок. Тип интеллекта также сказывается на способе запоминания информации. Так дети с лингвистическим мышлением легче запоминают школьный материал, когда слушают и проговаривают его вслух. Люди, выбирающие своей будущей профессией работу журналиста, редактора, учителя, писателя, блогера часто имеют выраженный словесный тип интеллекта. Часто увлекаются изучением иностранных языков.
Способностью к абстрактному мышлению, к распознаванию закономерностей обладают дети с математическим и логическим мышлением. Такой ребенок, едва познакомившись с цифрами, с удовольствием пересчитывает всё вокруг: ступеньки на лестнице, машинки в песочнице. Для него становится не проблемой освоить работу измерительных приборов, например, термометр, линейка, градусник. В дошкольном возрасте интуитивным путем понимает, как раздать всем конфеты, чтобы получилось поровну. В свободное время любит играть в шахматы, шашки, разгадывать ребусы, головоломки, логические задачки, кроссворды. Окружающим задает много вопросов и желает получить точные ответы на них: площадь Арктики, глубина Мариинской впадины, температура Солнца, расстояние от Луны до Земли. Поэтому не пытайтесь дать общий ответ или отмахнуться, вы будете уличены в незнании. Действия ребенка также отличаются последовательностью и логичностью, создается впечатление, что он «развит не по годам». В обучении материал легче всего воспринимается, если подается в виде схем и таблиц. С таким видом мышления рекомендуется выбирать профессию ученого, инженера, финансиста, программиста, математика.
Достаточно легко выявить детей с развитым музыкальным интеллектом, поскольку их музыкальный слух с раннего возраста хорошо развит. Такие дети воспринимают мир с помощью звуков. Любой предмет, который способен издавать звук привлечет внимание малыша и надолго его увлечет. Он рано обнаружит, что звуки можно отбивать под определенный ритм с разной громкостью. Ребенок с развитым музыкальным интеллектом часто пританцовывает под музыку, легко запоминает мелодию. Игрушечные или настоящие музыкальные инструменты пользуются популярностью у таких детей. В школьном возрасте с удовольствием воспримет идею записать его в музыкальную школу. Чтобы лучше запоминать материал предложите ребенку пропеть его. Родителям стоит внимательно отнестись к музыкальным интересам своего ребенка, развивать их.
Другая категория детей, чей интеллект не так легко вывить, как предыдущие, - это дети с пространственным мышлением. В основе данного интеллекта лежит способность воспринимать и обрабатывать зрительную информацию, создавать новые зрительные образы, мысленно их обрабатывать. Любимое занятие детей – рисование, лепка, строительство из деталей конструктора и всевозможных подручных предметов. Дети рано начинают рисовать, причем не каляки-маляки, а узнаваемые образы. В голове детей с пространственным интеллектом образ складывается намного раньше, чем в руках появляется карандаш или пластилин. К тому же, с этими детьми можно спокойно идти в поход – они хорошо ориентируются на местности, удерживают в памяти детали обстановки. В школе любят уроки рисования, черчения, географии, поскольку хорошо разбираются в картах, таблицах. Хотите, чтобы ребенок лучше вас понял? Начинайте свою речь со слов: «Представь себе…». В этот момент в голове ребенка возникает образ или картинка, которая активизирует мышление. Оказывается, существует много областей, где востребованы профессии с пространственным мышлением. Например,скульптор, художник, инженер, моряк, географ, летчик, архитектор, программист.
Ребенок с выраженным телесно-кинестетическим интеллектом постоянно двигается, кажется, природа в него заложила вечный двигатель. Рано начинают ходить, бегать, лазать, отлично управляют своим телом и координацией. Легко подражают увиденным танцевальным и акробатическим движениям. Каждую кровать ребенок норовит превратить в батут, каждую балку — в турник, каждый шкаф с полочками — в шведскую стенку, каждый табурет — в гимнастического козла. Кажется, у такого ребенка отсутствует страх упасть или ошибиться, с какой легкостью он научается ездить на велосипеде, коньках и лыжах! Обязательно в дошкольном возрасте проявляет интерес к спорту. Если в паре с телесно-кинестетическим интеллектом будет музыкальный, то ребенок может увлечься танцами или фигурным катанием. Родителям важно понимать особенности своего ребенка и его сильные стороны, поддерживать его физическую активность, поскольку она оказывает благотворное влияние на его общий интеллект. Не заставляйте ребенка долго сидеть на одном месте, обязательно дайте возможность подвигать, попрыгать между занятиями и уроками. Поскольку ребенок познает мир через движение, предлагайте заучивать стихи, правила или другого школьного материала именно тогда, когда он двигается: прыгает на фитболе, крутит педали велосипеда. В свободное время разрешите ребенку ставить опыты, экспериментировать, выезжать на природу, экскурсии. Из детей с развитым телесно-кинетическим интеллектом чаще всего вырастают спортсмены, актеры, гимнасты, акробаты, гонщики, ремесленники, скульпторы и даже строители.
В противоположность детям-деятелям существуют дети-мыслители – это дети с развитым эмоциональным интеллектом. Такие дети любят тишину, в ней им удается максимально сконцентрироваться на своих мыслях и чувствах. Долго обдумывают свои намерения и мотивы. Собственный внутренний мир представляет для них особую ценность, которому они уделяют много внимания. Окружающим часто рассказывают о том, что они думают и о силе своих переживаний. Их привлекают книги, фильмы, где раскрывается внутренний эмоциональный мир героев. Склонность к задумчивости и любовь к одиночеству часто недооценивается окружающими взрослыми, считая это их слабой стороной. Однако напротив, эти дети и будучи взрослыми людьми умеют входить в состояние «потока», быть сконцентрированными, эффективными, достигать успехов во многих областях. Детям с эмоциональным интеллектом можно предложить рассмотреть профессии психолога, писателя, ученого, философа.
Схожий интеллект по своему направлению имеют дети с социальным мышлением. Только такие дети помимо хорошего понимания себя еще отлично понимают окружающих людей. Это дает им возможность легко вступать в контакт со взрослыми и детьми, добиваться своих целей. Предпочитают быть в обществе, где сразу же становятся «центром» внимания. У такого общительного ребенка много друзей и знакомых. Понимает и принимает социокультурные нормы, а также легко определяет сильные и слабые стороны человека, с которым общается. Навыки социального интеллекта необходимы в таких профессиях, как актер, политик, учитель, руководитель, коуч, психолог, консультант.
Наблюдая за поведением и интересами своих маленьких детей, родители могут лучше организовать их досуг и хобби, понять какая профессия лучше раскроет способности и склонности, данные им природой с рождения.
Поделиться в соцсетях:
Автор статьи
Яремич Юлия Александровна
Детский психолог
Ранее
-
Юлия
16:48, понедельник, 13 февраля 2023
-
Юлия
19:44, воскресенье, 12 февраля 2023
Родителям школьников: как выбрать секцию дополнительного образования?
-
Юлия
14:55, пятница, 10 февраля 2023
-
Юлия
11:24, четверг, 09 февраля 2023
Советы родителям: как психологически настроить ребенка на успешную сдачу экзаменов
-
Юлия
12:08, вторник, 07 февраля 2023
-
Юлия
12:34, понедельник, 06 февраля 2023
-
Вера Хистиева
11:11, воскресенье, 05 февраля 2023
-
Юлия
15:49, суббота, 04 февраля 2023
-
Юлия
11:40, пятница, 03 февраля 2023
-
Юлия
11:20, четверг, 02 февраля 2023
Комментарии:
Юлия, спасибо, что помогли нам разобраться! Прочитала этот материал и Вашу статью о том, как выбрать секцию. Решили отдать ребенка в музыкальную школу!
2 favoriteAnna1119, очень рада, что статья Вам оказалась полезна. Благодарю за внимание! Успехов в начинаниях!
2 favoriteДобрый день! Подскажите пожалуйста, может ли меняться интеллект по мере взросления? Математический склад ума перерасти в творческий? Ребенок любит рисовать и, вместе с тем, решать всякие математические и логические задачки. Как понять, какая секция для него лучше? Ведь все не охватить))
1 favoriteЗдравствуйте, Ludmila. В чистом виде один тип интеллекта редко встречается. Это всегда сочетание 2-3, а иногда и 4 видов интеллекта. Именно это и создает благоприятную почву для развития способностей и талантов наших детей и нас, это позволяет нам жить гармоничной жизнью. Ребенок, осваивая по мере своего роста и развития новые виды деятельности, раскрывает в себе новые направления, пробует себя в них. И это нормально. Следуйте за ребенком. Чтобы определиться с выбором секций, сначала исключите то, что точно не относится к вашему ребенку. Из того что осталось, выберите 2-3 ведущих направления (логический и образный интеллект в вашем случае). Развивая их, вы будете уверены, что способствуете развитию ребенка, его общего интеллекта. Удачи в поиске!
1 favoriteОставьте ваш комментарий:
Пройдите авторизацию чтобы оставить комментарий.