Главная / Полезные советы специалистов / Ребенка дразнят в начальной школе. Что делать?

Ребенка дразнят в начальной школе. Что делать?

Родительский портал - Ребенка дразнят в начальной школе. Что делать?

Родительский портал - Ребенка дразнят в начальной школе. Что делать?

Советы в воспитании Школьная жизнь Эмоции ребенка

В младшем школьном возрасте происходит развитие общения со сверстниками. В сфере общения дети активно себя проявляют, как вербально, так и невербально. В период становления этой жизненно важной функции, как межличностное общение, у детей может происходить много конфликтных ситуаций. Причинами конфликтов и ссор могут быть не только игра и деятельность, но и также манера общения или личностные предпочтения.

Как известно, младшие школьники часто употребляют в своей речи слова-дразнилки, обзывалки, забавные стишки из детского фольклора, что не приносит вреда, а наоборот, помогает скрепить дружеские и приятельские отношения между детьми, делает общение приятным и увлекательным. Но иногда обидные слова и стишки говорятся в адрес одного или нескольких детей в классе с целью высмеять их недостатки, вызвать отрицательные эмоции, довести до слёз. Если ваш школьник оказался тем ребенком, кого дразнят в школе, то эта статья для вас.

Часто объектами для передразнивания становятся дети послушные, тихие и воспитанные. Именно эти дети, имея даже высокий уровень коммуникативных навыков, не знают, как относиться к такому роду психологическим атакам. Нередко в дальнейшем у них появляется боязнь ходить в школу, чувство неуверенности, стыда и беспомощности, развивается школьный невроз. Поэтому родителям после выявления ситуации не следует оставлять ребенка один на один с такой, на первый взгляд, безобидной проблемой. Важно научить ребенка правильно реагировать на обзывание и передразнивание.

Как это сделать? Во-первых, если обзывалки и дразнилки носят конкретный характер, касаются цвета волос, наличие очков, веса, роста ребенка и других внешних проявлений, нужно найти слова, чтобы доказать ему, что это не значит, что никому это не нравится, что с ним не хотят дружить из-за этого. Превратите внешний «изъян» в достоинство. На своем примере или на примере родственников покажите, как хорошо иметь высокий рост или носить такую фамилию. Важно проговорить с младшим школьником, какие чувства и эмоции вызывают в нем обидные слова. Есть замечательная сказка «Ежик превращается в зубра», написанная Надеждой Притулиной. Эта история отлично подойдет для размышления о том, что все люди разные, и наши особенности — это неотъемлемая часть нашей личности, они не делают нас хорошими или плохими.

Разобравшись в своих чувствах, следующим шагом станет попытка объяснить причины поведения обидчиков. Задирам нравятся дразнить, чтобы увидеть реакцию: злость, обиду, слезы. К сожалению, исключать нельзя, что и во взрослой жизни не встретятся люди, которые бессознательно не будут взывать негативные эмоции. Возможно, в вашем окружении есть или были такие люди. Поэтому разговор с ребенком на тему нарушения личностных границ – важный для младшего школьного возраста.

Лучшим способом прекратить нарушение своих границ – это перестать реагировать на дразнилки и обидные слова. В этом случае вашему ребенку придется постараться, взять волю в кулак, научиться не просто сдерживать эмоции, а не замечать со спокойствием, что говорит обидчик. Донесите младшему школьнику важную мысль – если мы реагируем на замечания, значит, мы невольно с ними соглашаемся.Эту реакцию можно натренировать, например в играх. Для этого подойдет один из вариантов игры в «Обзывалки»: пригласите ребенка поиграть в воздушный шарик, перебрасывая его друг другу. Заранее договоритесь, какую обзывалку получит тот, кто мячик уронит на пол. Слово должно быть веселым и не обидным, например, комарик, сосиска, крокозябра.

Другая не менее интересная игра называется «Кастрюля». Суть игры: один участник, чтобы рассмешить другого, задает разные вопросы, например: «Как тебя зовут?», «Что ты ел на завтрак?», «Что ты надеваешь на голову, когда идешь гулять?» и т.д. Второй участник на все вопросы отвечает одним словом: «Кастрюля». И самое главное: задача отвечающего - не рассмеяться. После игроки меняются ролями. В конце игр обязательно спросите ребенка, какие чувства он испытывал. Таким образом, можно научить его конструктивно относиться к незаслуженной критике со стороны сверстников. Вообще, все игры, в которых ребенок расслабляется, раскрепощается, будут благотворно оказывать влияние на эмоциональный баланс. Известно, что люди с чувством юмора меньше обращают внимание на мнение других людей, лучше переносят стресс.

Расскажу еще об одном интересном игровом приёме, как помочь ребенку научиться справляться со сложной эмоциональной ситуацией. Есть такое выражение «оставить обидчика с носом». Познакомьте ребёнка с ним. Предложите ему каждый раз, когда он в свой адрес услышит неприятную дразнилку, представлять, как у обидчика вырастает нос. Этот прием рассчитан на переключение внимания с конфликтной ситуации.

«Парадоксальный метод» - также отличный способ для борьбы с обидчиками. Когда ребенку указывают на его забывчивость или походку, пусть спокойно согласится, глядя в глаза: «Да,у меня такая походка», «Согласен, я часто оставляю дневник дома». Он также может «дать разрешение на обзывание», например, «Обзывайся на здоровье» и попросить рассказать это широкому кругу людей. Такой неожиданный поворот задира точно не будет ожидать.

Важно проговорить с ребенком, что обзывание в ответ или физическая агрессия только раззадорит задиру. Данные методы могут быть эффективны только в том случае, когда ребенок достаточно уверен в себе.

Младший школьный возраст – это тот возраст, когда банк представлений о себе, о своих личностных характеристиках, о своих возможностях активно пополняется не только из ближайшего окружения, но и из детского коллектива за счет того, что сверстники между собой много общаются. Невзначай брошенное слово или характеристика может на долгие годы «засесть» в голове ребенка, изменить восприятие себя и стать частью его. Заботливое участие родителей поможет ребёнку вовремя справиться со сложной ситуацией и стать счастливым и успешным.

Изображение от gpointstudio на Freepik.

Поделиться в соцсетях:

Автор статьи

Яремич Юлия Александровна
Детский психолог

Ранее

Комментарии:

Комментариев еще нет, вы можете быть первым кто его оставит

Оставьте ваш первый комментарий:

Пройдите авторизацию чтобы оставить комментарий.

edit