Главная / Полезные советы специалистов / Как мотивировать ребенка к учебе: рекомендации детского психолога

Как мотивировать ребенка к учебе: рекомендации детского психолога

Родительский портал - Как мотивировать ребенка к учебе: рекомендации детского психолога

Родительский портал - Как мотивировать ребенка к учебе: рекомендации детского психолога

Школьная жизнь

"Мой ребёнок не хочет учиться" - эту жалобу родителей детский психолог часто слышит на приёме. Давайте подробно разберём эту непростую тему, почему с каждым годом всё больше детей, нежелающих посещать школу, и как правильно мотивировать ребёнка к учебе.

Итак, многие дети уже приходят в школу с отсутствием желания сидеть на уроках, получать знания, готовить домашние задания и получать хорошие отметки. У некоторых детей школьная мотивация резко снижается после первого класса или в процессе перехода из начальной школы в среднюю.

Давайте посмотрим, какие факторы чаще всего оказывают влияние на нежелание учиться у школьников.

1. Ребёнок пошёл в школу слишком рано, его нервная система ещё не дозрела. Многие родители отправляют своих детей до достижения возраста 7,5 лет, так как считают, что умение читать и считать - самые важные. Но на самом деле куда важнее эмоциональная и мотивационная готовность ребёнка к школе, на основе которых развивается личностная позиция ученика, умение брать ответственность, самостоятельно принимать решения, произвольно управлять своим поведением. Также важными компонентами готовности к школе являются коммуникативные навыки. Это умение выстраивать партнёрские отношения с учителями и одноклассниками, умение вести диалог, внимательно слушать, задавать вопросы. Именно из-за психологической неготовности маленькие дети часто отказываются ходить на уроки.

2. Трудные взаимоотношения с учителями. Вспомните, какой предмет вы любили в школе больше всего? Я, например, любила историю и биологию. Современными психологами и педагогами замечено, что на формирование положительного или отрицательного отношения к предмету сказываются личные отношения между учителем и учеником. И действительно, учитель истории и биологии мне очень в школе нравились, отношения с ними складывалось легко и приятно. Так и у наших детей. Плохая оценка, замечание, невыполненная просьба, обида может надолго запомниться ученику и воспринято как личное оскорбление. Все осложняется тем, что большинство учеников замалчивают о проблемах с учителями.

3. Сложные взаимоотношения со сверстниками также могут стать источником негативного отношения к школе и вместе с тем снижения желания учиться. Конфликты, ссоры, насмешки со стороны сверстников снижают интеллектуальный и личностный потенциал любого ребёнка.

4. Неспокойная семейная ситуация. Ребенок, в чьей семье происходят частые ссоры, скандалы, другие неблагополучные явления (развод, смерть, мобилизация, болезнь), тратит много энергии на семейную систему. Из-за лишних переживаний ребёнок замыкается в себе, становится тревожным, неуверенным в себе, что снижает успеваемость в школе. Спокойная обстановка дома, поддерживающие и понимающие отношения в семье - основа мотивации и успеха ребёнка на школьном поприще.

5. Излишнее давление на ребенка со стороны родителей и учителей. "Ты должен хорошо учиться", "У тебя должны быть только пятерки", "В нашей семье все учились хорошо". Ожидания что ребенок всегда будет хорошо учиться, понимать весь материал, никогда не ошибаться также забирают от ребёнка много сил и энергии. Такие дети, находящиеся под прессингом родительских ожиданий, эмоционально выгорают. У них снижается природное любопытство, присущее всем детям от рождения, и вслед за этим резко падает учебная мотивация.

Как помочь ребенку поддерживать школьную мотивацию?

Мы предлагаем воспользоваться тремя способами после устранения причин снижения мотивации, описанных выше.

Первый совет - поддерживайте интерес ребёнка в других областях. Нравится ребёнку футбол - сходите вместе на матч, нравится ребёнку рисование - устройте дома вернисаж, нравится изучать динозавров - сходите в библиотеку за энциклопедией. Тем самым вы способствуете развитию у ребенка интереса, учите его ставить цель, подбирать средства, проявлять личностные качества, поддерживать мотивацию. Постепенно подводите ребёнка, что знания и умения, полученные в школе также важны для него. Например, умение считать поможет прочитать интересную книгу про транспорт, а английский язык - посмотреть интервью иностранных футболистов. Если ребенок к школьному возрасту не научился увлекаться и интересоваться, помогите ему найти дело по душе.

Второй совет - научите ребёнка правильно ставить задачи. Написать доклад - это сложная задача, при мысли о которой падает настроение и мотивация. Но если разделить эту задачу на маленькие подзадачи, например, выбрать тему, найти литературу, подобрать картинки - то написание доклада не покажется школьнику сложным делом. Наглядно визуализируйте поставленные цели. Например, перед ребенком стоит задача за полгода выучить таблицу умножения, на листе бумага нарисуйте круг, разделенный на шесть секторов (месяца). В каждом секторе напишите, что ребенку надо будет сделать в конкретном месяце. Похожим образом можно мотивировать развитие определенных качеств личности ребенка, например, смелость или доброжелательность. Напишите чек-лист, который поможет школьнику овладеть этим качеством, к примеру, ответить сегодня у доски, задать учителю вопрос, попросить у соседа по парте точилку и так далее.

Третий совет для родителей - будьте позитивны. Смотрите на своего ребёнка с верой в него и его способности.

Изображение от Freepik.

Поделиться в соцсетях:

Автор статьи

Яремич Юлия Александровна
Детский психолог

Ранее

Комментарии:

  • "Мой ребёнок не хочет учиться" - эту жалобу родителей детский психолог часто слышит на приёме. Давайте подробно разберём эту непростую тему, почему с каждым годом всё больше детей, нежелающих посещать школу, и как правильно мотивировать ребёнка к учебе. matveeva.p 11:15, пятница, 08 сентября 2023

    Третий совет самый важный! Без позитива никуда, это точно)

Оставьте ваш комментарий:

Пройдите авторизацию чтобы оставить комментарий.

edit