Подготовка рабочего места к началу школьного обучения – неотъемлемая ступень общей подготовки ребёнка к школе. И в свою очередь, вносит психологический вклад в успешную школьную адаптацию. В жизни ребёнка появляется место и пространство для новой социальной роли - школьника.
Рабочее место первоклассника должно быть выстроено с учётом индивидуально-психологического склада самого ребёнка и его интересов, поэтому наилучшим вариантом является, когда ребёнок принимает непосредственное участие при организации этого пространства, при выборе канцелярских и других принадлежностей. Даже пусть пока старший дошкольник не сильно разбирается в том, как удобнее положить учебники: вертикально или горизонтально, как разложить ручки и карандаши в пенале. В своём выборе ориентируется на внешние качества, а не на функциональность и практичность, в процессе школьного обучения он обязательно самостоятельно или с помощью вас внесёт коррективы.
Наши советы помогут вам организовать пространство с учётом возрастных и психологических особенностей современных детей.
Во-первых, обратите внимание на освещённость места, где ребенок будет делать домашние уроки и творческие задания. Свет должен быть достаточным в любое время суток. Точность воспроизведения букв или цифр может пострадать при недостаточном освещении (особенно в прописях, где листы легко просвечиваются из-за некачественной бумаги), что окажет влияние на качество работы и вызовет беспокойство.
Во-вторых, обратите внимание на удобный стол и стул, отвечающий психофизиологическим особенностям именно вашего ребёнка. Правильная осанка – является показателем не только физического здоровья, но и психического. При неправильной осанке у ребёнка напрягаются многие мышцы, в том числе мышцы руки, которые для правильного и комфортного письма должны быть расслаблены. Отсюда онемение, дрожание рук, чувство тяжести при выполнении письменных заданий.
Выделите отдельное место для учебников, тетрадей, альбомов, так, чтобы они находились в зоне доступности для сына или дочери. Желательно в этом шкафу или на полке не должно быть книжек, блокнотов, не относящихся к урокам. Это необходимо для того, чтобы ребёнок не тратил много времени на поиск нужных предметов. Если в вашей семье несколько детей – позаботьтесь о личном пространстве каждого.
Для хранения канцелярских принадлежностей выберите небольшой органайзер. Ограничьте количество и разнообразие ручек и карандашей. Оставьте пару ручек с синими чернилами, пару карандашей, набор цветных карандашей из 6-10 цветов, ластик, линейку, точилку, ножницы. Остальное уберите как запасное. Приучайте ребенка следить за качеством канцелярии, чтобы карандаши были наточены до начала выполнения домашнего задания, а ручки писали исправно. Эта привычка поможет удержать внимание на задании, не отвлекаясь на посторонние дела.
Своё место должно быть не только у школьных принадлежностей, но и у школьного рюкзака! Первый портфель – это как верный товарищ. Научите ребёнка ухаживать за ним, вовремя протирать его, не ставить на грязный пол. Для первоклассника выбирайте портфель с твердой анатомической спинкой. Не рекомендуются портфели с большим количеством карманов и отделений, в которых сложно что-либо найти. Приобретите небольшую папочку для тетрадей, чтобы они не менялись и не терялись в рюкзаке. Заведите коробку или памятку, в которой будете хранить творческие продукты со школы.
В первом классе ребёнка ждёт большой поток важной информации. Это и правописание, и транскрипция, и задачи на сложение и вычитание, и многое другое. Удержать всё в голове достаточно непросто. Организуйте памятки-подсказки на рабочем месте сына или дочери. Изготовьте плакаты вместе с ребёнком или купите готовые, повесьте над столом. Пусть письменное написание алфавита, таблица звуков, правила переноса будут всегда под рукой юного школьника.
Очень полезно, если в комнате, где проводит большую часть времени ребёнок, будут часы и календарь. Младший школьник продолжает осваивать пространственно-временные представления, что также важно для развития математических способностей и логического мышления.
Научиться планировать свой день помогут ребёнку магнитные, меловые доски, на которых он может расчертить свой день, разместить в нём свои важные дела, написать расписание и время уроков. В первое время помогайте ребёнку, но не контролируйте и не указывайте, что взять на тот или иной урок. Создайте небольшие памятки для каждого урока или памятку «Что нужно положить в портфель», чтобы школьник сам научился себя перепроверять. После того, как ребенок адаптируется к школьной жизни, памятки больше не понадобятся.
Как мы знаем, брат качественной работы – это качественный отдых. Уделите особое внимание зоне отдыха и комфорта. Для мальчика это могут быть спортивные снаряжения, стенки, игровые зоны с любимым конструктором и транспортом, для девочки – любимые куклы, материалы для творчества. Половых различий при оформлении этой зоны нет, главное, чтобы книги, игры, игрушки, модули и инвентари помогали ребенку отдохнуть и снять напряжение, накопившие в течение дня.
Вносите все изменения в новое пространство ребёнка постепенно! Не забывайте, что ребёнок только номинально стал школьником. В беззаботном детстве у него накоплен большой опыт, он продолжает жить в мире сказок и игр.
Правильное организованное пространство очень важно для начинающего школьника. Оно позволит использовать свои внутренние резервы по максимуму: научиться концентрировать, быть собранным, не забывать о важных делах. К тому же сделает процесс обучения приятным, повысит мотивацию на успех.
Комментарии 123