Главная / Полезные советы специалистов / У ребёнка нет друзей: как ему помочь

У ребёнка нет друзей: как ему помочь

Родительский портал - У ребёнка нет друзей: как ему помочь

Родительский портал - У ребёнка нет друзей: как ему помочь

Советы в воспитании Развитие ребенка Эмоции ребенка

Друзья в нашей жизни играют огромную роль. Основанная на общих интересах или основанная на духовной и эмоциональной близости – без сомнения, дружба - это крепкое и яркое чувство, делает нашу жизнь интересной и наполненной. Кто-то завязывает крепкие дружеские отношения с детства и сохраняет их на всю жизнь, кто-то приобретает друзей в течение жизни. Каждый родитель должен знать, как развиваются дружеские отношения в детстве: в каком возрасте появляются друзья и как реагировать, если у сына или дочери нет близкого друга.

Прежде всего, давайте договоримся: что все дети, как и взрослые разные. У всех индивидуальное восприятие мира и потребность в общении у всех тоже разная. На формирование чувства дружбы помимо индивидуально-психологических особенностей конкретного человека оказывает влияние национальность, менталитет и традиции общества, социальный статус семьи и привычки конкретной семьи. В одной семье днём и ночью дом наполнен гостям, в другой –встречи с друзьями бывают крайне редко. И тот, и другой вариант, и еще множество других – это норма, если людям так комфортно.

Следующие описанные шаги помогут определить, является ли отсутствие друзей у вашего сына или дочкой проблемой, и что предпринять в случае, если ребёнок желает дружить, а с ним никто не дружит.

1. Выясним, отсутствие друзей – это для ребёнка проблема?

Как мы знаем, приятельские и дружеские отношения начинают развиваться достаточно рано, примерно с трёх лет – в возрасте, когда большинство детей начинают посещать детский сад. В младшем возрасте дружбой их игру пока ещё нельзя назвать в полном смысле этого слова. Но есть малыши, которые начинают перечислять всех детей группы на вопрос «Как зовут твоих друзей?». Всё же основной «друг и товарищ» в столь раннем возрасте является взрослый: воспитатели, родители, бабушки и дедушки. По мере накопления опыта взаимодействия и формирования навыков игры дети начинают чаще общаться друг с другом, но пока объектом их внимания остаётся игра и игрушка, вокруг которой разворачивается «дружба». То есть, если у вашего малыша отсутствуют постоянные друзья в детском саду, то на этом возрастном этапе нет повода для беспокойств. Стоит обратить внимание, если кроха боится подходить к сверстникам, не разговаривает, избегает общения, прикосновения с любыми людьми.

Интересоваться внутренним миром сверстников дети начинают примерно с младшего школьного возраста. К этому периоду у самого ребёнка накоплен достаточный багаж знаний и представлений о самом себе, об личностных особенностях других людей. На фоне этого расширяются мотивы общения и взаимодействия со сверстниками.

Стоит выяснить причину, почему младший школьник или ребёнок подросткового возраста, не имеет дружеских отношений. Проявите интерес к этой теме, поспрашивайте ребёнка, что он любит делать в школе, нравится ли ему быть в среде сверстников, с кем ему приятно находиться, с кем бы он хотел дружить и общаться. Вопросы следует задавать в непринуждённой дружеской беседе, ни в коем случае не в форме допроса. Ответы на вопросы и невербальные реакции ребёнка дадут вам информацию о том, является ли для него тема дружбы болезненной. Может выясниться, что ваш ребёнок увлечён спортом, интересным хобби, учёбой и потребность в эмоциональных отношениях полностью удовлетворяется. Такой ребенок или подросток будет быстро отвечать на вопрос, переходя на другую интересующую его тему, испытывая при этом эмоциональный подъём.

Ребёнок, который по-настоящему нуждается в вашей помощи и поддержки в данном вопросе, скорее всего, сникнет, когда речь зайдет о теме дружбы. Вы увидите изменения во всём теле: он зажмётся, отвернётся, спрячет глаза. Он поскорее перейдет на другую тему, но его настроение испортится. Вы также можете услышать прямые жалобы и слезы: «Со мной никто не дружит», «Я не хочу с ним дружить, он меня обижает» - причины обид и разочарований. Будьте готовы поддержать своего ребёнка! На данном этапе достаточно выявить и проговорить чувства и эмоции ребёнка (и свои при необходимости). Например, «Тебе очень грустно, ты чувствуешь себя одиноко, когда тебя не берут в игру» - данная обратная связь поможет ребёнку или подростку проявить из всей испытываемой гаммы чувств самые главные и лучше познакомиться со своими истинными потребностями.

2. К сожалению, метод нравоучений в данной ситуации не работает. Будет лучше, если вы поделитесь собственным опытом дружеских отношений или найдете книжку, мультик, главные герои которых были в похожих ситуациях. Данный этап даст ребёнку чувство общности, что не только он может столкнуться с ситуацией недружелюбия. Анализируя путь книжного или мультипликационного героя, ребенок или подросток на доступном для него уровне сможет понять причину своих трудностей, решить, какие шаги предпринять. Счастливый конец истории поможет обрести ему уверенности в собственных силах.

3. Помните, что вы не одни с вашими сомнениями и тревогами! Беседа со школьными психологами, учителями, воспитателями поможет воссоздать полную картину того, что на самом деле происходит в детском коллективе и с вашим чадом. Нечасто, но бывает, ребёнок с заниженной самооценкой и высокими ожиданиями от окружающих не проявляет инициативу в общении со сверстниками, легко обижается, если что не по нему. После длительных попыток одноклассники перестают включать в игру такого непредсказуемого ребёнка, а сам ребёнок, субъективно воспринимая ситуацию, искренне считает, что с ним не хотят дружить.

Другие причины, почему ребёнок ощущает одиночество при выраженной потребности в дружбе:

- ребенок не обладает необходимыми навыками взаимодействия со сверстниками (не знает, как начать общение, не умеет или не понимает, зачем соблюдать правила игр, не знает «правила» дружбы, соответственно проявляет неуважение к партнёру по общению, агрессию). В этом случае помогаем ребёнку обрести необходимые навыки общения: моделируем через игру разные ситуации, в которой обучаем, как правильно разрешать конфликты, как оказывать помощь другу. На живых примерах объясняем, что такое дружба и как сделать её настоящей.

- ребёнок тревожный, неуверенный в себе, стеснительный. Знакомим ребёнка с сильными сторонами его личности, обращаем внимание, что волнение в данном случае нам не помощник. Проводим дома дыхательную гимнастику, сеансы релаксации. Организуем досуг и времяпрепровождения ребёнка в кругу других детей. Придерживаемся принципа «постепенности». Не оставляем ребёнка один на один со своими социальными страхами. Всегда поддерживаем желание общаться и дружить.

- в классе вашего ребёнка царит нездоровая атмосфера. Процесс обучения строится на конкуренции и «борьбе». В приоритетах школы – высокая успеваемость. Коммуникативным навыкам школьникам не уделяется внимание, чувство дружбы обесценивается. В таком случае продумайте дополнительную социальную среду, в которой бы ребёнок удовлетворял свои потребности. В крайнем случае, переведите в другой класс или школу.

Истоки дружбы начинаются в семье. Именно семья формирует первые представления о дружбе, а собственный опыт ребёнка делает эти представления реальностью. Именно поэтому, чтобы помочь ребёнку обрести друзей, родителям необходимо начать с пересмотра собственных взглядов.

Сталкивались ли вы с такой проблемой? Как вам удалось её разрешить?

Изображение от Freepik

Поделиться в соцсетях:

Автор статьи

Яремич Юлия Александровна
Детский психолог

Ранее

Комментарии:

Комментариев еще нет, вы можете быть первым кто его оставит

Оставьте ваш первый комментарий:

Пройдите авторизацию чтобы оставить комментарий.

edit