Главная / Полезные советы специалистов / ​Избалованные или слишком любимые.

​Избалованные или слишком любимые.

Родительский портал - ​Избалованные или слишком любимые.

Родительский портал - ​Избалованные или слишком любимые.

Советы в воспитании

Современные взрослые хорошо наслышаны: «всё родом из детства». Поэтому, боясь навредить или совершить ошибку, современные родители начинают окружать детей с рождения безграничными духовными и материальными благами. Но ситуация может неожиданно развернуться не с той стороны. Вместо счастья от безоблачного детства родителям многократно на дню приходится сталкиваться с капризами и истериками своего любимого чада. И тогда, родители задумываются, не стал ли их ребёнок избалованным? В этой статье мы поразмышляем о причинах такого массового явления как «избалованные дети», поговорим о том, что поможет предотвратить избалованность, а в конце статьи вы найдёте тест, с помощью которого вы сможете самостоятельно установить, живёт ли в вашей семье баловник.

Интересно само происхождение слова «баловать»: от слова «бал», что под самой подразумевает «ходить по балам», «пиршествовать». А фраза «не жизнь, а праздник» - отлично характеризует избалованного ребёнка, не знающего границ и не допускающего никаких возражений со стороны взрослых.

С точки зрения детской психологии, избалованность – это симптом детской запущенности, вызванный неправильным отношением семьи к ребёнку. Вследствие неадекватного удовлетворения потребностей ребёнка (избыточного или недостаточного) останавливается личностное развитие ребёнка, не развивается его самостоятельность. Теряется та тонкая связь между потребностями и возможностями, что в конечном итоге приводит к усугублению ситуации, инфантилизации ребёнка.

Как психолог, изучая семейные отношения, я часто прошу детей на листе бумаги изобразить свою семью. Дети, из безмерно опекающих семей, приступая к рисунку, изображают себя первыми, ставя свою фигуру в центр листа и такого большого размера, что остальные члены семьи выглядят лилипутами по сравнению с ними. Добавим небольшие зарисовки портрета избалованных детей. Они часто привлекают внимание взрослых к себе всеми правдами и неправдами, не относясь серьезно к словам «Подожди», «Так нельзя». К своим небольшим годам уже в совершенстве овладели мастерством манипуляций: знают, в какой момент закапризничать, затопать ножкой, расплакаться, лишь бы добиться выполнения своего сиюминутного желания. Такие дети часто бывают всем недовольны, раздражены, легко «передают» своё недовольство родным людям. Простые просьбы взрослых выполняют не с 3-его и даже не с 5-ого раза (если вообще выполняют), но при этом легко становятся послушными и ласковыми, если дело доходит до покупки очередной игрушки или совершения заказа блюд из ресторана на дом. С избалованными детьми чрезвычайно трудно договориться по-хорошему: тяжело идут на уступки, капризны, но при этом не готовы проявлять инициативу, нести ответственность за свои слова и действия.

Но не спешите упрекать ребёнка в его избалованности. Ведь его поведение – это всего лишь «зеркало» родительских отношений к нему. У избалованных детей балующие родители – это взрослые, дающие ребёнку слишком много вещей, впечатлений или переживаний, не соответствующих возрасту и интересам ребёнка. Анализ родительских отношений поможет выявить причины поведения ребёнка и исправить ситуацию.

- Возможно, вы самый любящий родитель в мире и готовы сделать для своего ребёнка буквально всё («Кто как не я, будет так сильно любить своего малыша»). Постоянная забота и удовлетворение всевозможных желаний ведут к формированию у ребёнка «выученной беспомощности», созданию поля для обострения страхов и тревожностей. Вспомним одну из центральных задач воспитания – передача последующему поколению общепризнанного опыта (который включает в себя систему правил и моделей) по корректному взаимодействию с окружающим миром, в котором будущий ребёнок успешно социализируется. Позвольте своему малышу столкнуться с правилами и нормами социального мира (для начала в собственной семье), предоставьте ребёнку самостоятельно справиться с чем-то значимым для него, даже путём ошибок и неудач.

- Возможно, вы, наоборот, не контролирующий родитель. Никогда и ни в чём. Вы убеждены, что жизнь – это лучший воспитатель для вашего ребёнка, у вас же другая задача - создавать материальные комфортные блага для его жизни. Вседозволенность в воспитании не формирует у ребёнка понятия, «что такое хорошо, а что такое плохо».

- Возможно, вы непоследовательный родитель. Или в вашей семье существует несколько взглядов на воспитание, когда система запретов и разрешений меняется в зависимости от того, кто рядом с ребёнком (с мамой в планшет можно играть 10 минут, с бабушкой – целый час; с мамой можно покупать игрушку за любую цену, с папой – только по праздникам).

- Возможно, во всех событиях вы предоставляете ребёнку неограниченный выбор. «Выбирай любую игрушку», «На какой спектакль мы пойдём?», «Во сколько тебя забрать из садика?». Как здорово, что вы интересуетесь мнением ребёнка! Только, помним, дорогие родители, выбор должен быть ограничен! Во-первых, мотивационная часть личности ребёнка формируется достаточно долго, на протяжении всего детства. А во-вторых, вы не робот, а живой человек, со своими интересами и возможностями. Наглядно фразы могут выглядеть так: «Ты предпочтешь пойти на Красную Шапочку или Буратино?», «С чем ты будешь есть котлеты: с пюре или макаронами?».

Перечисленные варианты объединяет то, что у ребёнка отсутствует авторитет в виде взрослого, своё поведение выстраивает, опираясь на свою картину мира, которая еще продолжает оформляться.

Тест «Избалован ли Ваш ребёнок».

Ответьте на каждый вопрос «Да» или «Нет», за каждый ответ «Да» поставьте себе 1 балл. В конце посчитайте сумму баллов и посмотрите результат.

1. Мой ребёнок систематически устраивает истерики. Это состояние возникает как правило спонтанно. Капризы нередко заканчиваются агрессией.
2. Если мой ребёнок что-то захотел, то требует мгновенного исполнения своих прихотей и желаний, не принимая никаких возражений.
3. Моего ребёнка трудно увлечь убирать свои игрушки, (в более старшем возрасте — вещи и книжки), он отказывается от участия в домашних делах.
4. Мой ребёнок не жадина, но он очень не любит делиться — игрушками, сладостями, книжками. Зато запросто может отобрать что-то у других детей.

5. Ребёнок постоянно чувствует раздражение. Ему быстро надоедает любая игрушка, а замечания и просьбы окружающих злят.

6. Мой ребёнок не признаёт слова „нельзя”. Если ему говорят, что его желание выполнить невозможно, он капризничает или становится агрессивным.
7. Ощущение, что для своего ребёнка я не авторитет, моё слово редко для него что-то значит.

8. Мы часто оказываемся из-за поступков или слов ребёнка в неудобномположении. Конечно, таким образом он пытается самоутвердиться или обратить на себя внимание.

9. Мой ребёнок редко играет один, ему трудно найти себе занятия. Он часто капризничает по этому поводу и настойчиво требует, чтобы возле него постоянно кто-то находился.

10. Ни одно сделанное ребёнком дело не обходится без поощрения – игрушкой или сладостями, а иначе мой ребёнок ничего делать без награды делать не будет.

Ознакомьтесь с результатами теста:

Вы набрали от 5 до 10 баллов: ребёнок – в центре Вашей семье и жизни, все его желания моментально выполняются. Продолжая баловать и потворствовать всем желаниям ребёнка, Вы можетевырастить настоящего детского тирана. Подобный стиль родительских взаимоотношений может в дальнейшем сослужить «медвежью» услугу. Остановитесь! Посмотрите на воспитание со стороны, всё ещё можно исправить.

Ваших утвердительных ответов было не более 5: значит, вы нашли ту «золотую середину» в воспитании своего ребёнка. Продолжайте, у Вас отлично получается!

Поделиться в соцсетях:

Автор статьи

Яремич Юлия Александровна
Детский психолог

Ранее

Комментарии:

Комментариев еще нет, вы можете быть первым кто его оставит

Оставьте ваш первый комментарий:

Пройдите авторизацию чтобы оставить комментарий.

edit