Главная / Полезные советы специалистов / ​О детском кризисе 7 лет: как вести себя родителям.

​О детском кризисе 7 лет: как вести себя родителям.

Родительский портал - ​О детском кризисе 7 лет: как вести себя родителям.

Родительский портал - ​О детском кризисе 7 лет: как вести себя родителям.

Развитие ребенка Эмоции ребенка

О детском кризисе 7 лет: как вести себя родителям.

В этой статье мы поговорим о важной ступени в личностном развитии ребёнка, в период, когда дошкольник превращается в школьника. Приблизительно это происходит в ворасте от 6,5 до 7,5 лет и выступает одним из индикатором того, что ребёнок готов к школьному обучению. Этот очередной детский кризис проявляется не так ярко как, например, кризис трёхлеток или подростковый кризис, но у части детей протекает достаточно бурно. Итак, каковы основные симптомы, по которым можно определить, что у вашего ребёнка кризис школьного возраста.

Понаблюдаем, что происходит в поведении. Одним из ярких проявлений будет демонстрация своих действий, кривляние и даже паясничание с целью привлечения внимания. Дошкольник пытается общаться со взрослым, как со сверстником, может его передразнивать, дерзко отвечать, начать спорить. Неожиданно ребёнок может совершить поступок не по возрасту, который не сможет объяснить (например, нарисовать на обоях, спустить рулон туалетной бумаги в унитаз).

В период нестабильного возраста нестабильной становится и эмоциональная сфера: обостряются страхи, возвращаются капризы, эмоциональные реакции становятся непредсказуемыми и более сильными. Многие дети испытывают раздражительность, сильную злость, которая может вылиться на игрушки или сверстников. Часть детей, наоборот, становятся замкнутыми и необщительными. В поисках уединения, закрываются в отдельной комнате.

Изменения происходят и в психической сфере. Нарастает утомляемость, невнимательность, рассеянность, неусидчивость. Задания, которые раньше ребёнок выполнял легко и с радостью, теперь вызывают апатию и нежелание.

В переходный период ребёнок часто соотносят себя со сверстниками: сравнивает себя с другими, часто недооценивая собственные возможности. Узнав лучше сверстников, ребёнок может выбрать себе авторитет в детском саду, во многих случаях им оказывается ребёнок, отличающийся не очень хорошим поведением. Именно в этом возрасте дети кляузничают на приятелей, заискивают перед взрослыми, пытаясь «подняться» в их глазах.

А теперь хорошие новости! Перечисленные симптомы являются нормой возрастного развития, и потихоньку ослабивает, по мере прохождения ребёнком периода роста. Ведь по сути кризис связан со взрослением и развитием самостоятельности. Отсюда и нежелание ребёнка подчиняться общепринятым требованиям, соблюдать правила поведения в обществе. Дошкольнику как будто становится тесно в его детском мирке и он просит, чтобы расширили его социальную жизнь, дали больше самостоятельности, и соответственно, ответственности.

Как быть родителям в этот непростой для детей период?

Во-первых, не переживать! Важно прочитать информацию и осознать, что критический период важен для развития и не продлится долго. В результате успешного прохождения кризиса ребёнок обретёт своё мнение, своё отношение к различным ситуациям, собственную позицию жизни.

Облегчить протекание кризисного периода под силу понимающим родителям. Следует изменить своё отношение к своему сыну, дочери, расширив границы свободы, насколько это возможно. Необходимо дать возможность разобраться в себе и привыкнуть к новому себе «Я», более взрослому. Забота и помощь чаду должна проявляться не в тотальном управлении его жизнью, а в острожном наставлении и мягком направлении его действий.

Правильное отношение родителей к дочке или сыну 6-7 лет поможет кризису пройти почти незаметно. Важно, чтобы взрослые члены семьи придерживались простых правил:

1. Объясняли (чтобы ребёнок почувствовал равенство с взрослыми необходимо формулировать правила и запреты в виде советов, предостережений и объяснений);

2. Слушали со вниманием (важно научиться слушать ребёнка, его фантазийные и местами нелогичные рассказы и идеи - без критики и оценки);

3. Советовались (интерес к мнению ребёнка поможет ему почувствовать себя полноправным членом семьи, особенно при планировании времяпрепровождения семьи);

4. Исключали насилие - моральное, не говоря уже о физическом;

5. Предоставляли личное время (так ребёнок начинает управлять своим состоянием и отдыхать);

6. Не относились к ребенку как к собственности (ребёнок представляет собой отдельную личность, которая имеет право на свои особенности, увлечения, мнения).

Тяжелее всего кризис семи лет проходит у тех детей, родители которых усиленно пытаются взять поведение под свой контроль. Ребенку нужна помощь и поддержка, а не нравоучения и ужесточение правил!

Старший дошкольник все чаще слышит дома и в детском саду слова «надо», «нужно делать», «должен». Нарастающее внутреннее сопротивление часто выражается словами «не хочу», «не буду». Учитывая, что для ребёнка в данном возрасте очень важно принимать решение самостоятельно, следующие приёмы помогут избежать конфликтов в семье.

1. Формируйте требования так, чтобы ребёнок захотел выполнить их по собственной воле. Можно выбрать понравившегося героя сказки или мультика, рассказав поучительную историю, в которой герой оказался в похожей ситуации и поступил правильно.

2. Опирайтесь на жизненный опыт сына или дочки, так легче прийти к «общему знаменателю». Например, ребёнок не хочет убирать игрушки. Ему нужно тактично напомнить, как он наступил случайно и сломал важную деталь от игрушки.

3. Выстраивайте в семье правильное общение! Для этого:

- помните, что метод диалога эффективнее, чем метод приказов! Важно вести диалог на равных. Интересуйтесь мнением ребёнка, учите задавать вопросы, аргументировано отстаивать свою позицию. Дайте возможность принять решение, а также отвечать за последствия. Например, если сын или дочь отказываются идти обедать, не принуждайте. Лучше спросите, сколько времени понадобится, чтобы завершить то или иное дело, затем подкорректируйте график вместе.

- добавляйте юмор в небольших порциях, так напряжение в сложно разрешимых ситуациях значительно снизится.

- учите ребёнка управлять своими эмоциями. Всегда помните, что первые, с кого ребёнок копирует поведение - это вы, его родители.

Взрослеть – это всегда немного страшно, но если рядом любящие и понимающие взрослые, то с их помощью и поддержкой это становится под силу! Если самостоятельно не разобраться, обратитесь к детскому психологу, не теряйте время.


Как определить, что старший дошкольник находится в кризисном возрасте?

Оцените особенности поведения вашего ребёнка за последние полгода - год, пройдите анкету из 10 вопросов.

2 балла - особенность поведения свойственна ребенку и появилась недавно;

1 балл - особенность появляется время от времени независимо от возраста;

0 баллов -особенность отсутствует.

Возможные особенности:

1. В последнее время (полгода — год) очень сильно изменился, стал совершенно другим.

2. Часто грубит, старается «переговорить» взрослого.

3. Забросил свои любимые игрушки и занятия, внимание уделяет общению с другими ребятами.

4. Потерял интерес к прежним играм, любимым занятиям.

5. Много говорит о школе.

6. Предпочитает общение с более старшими детьми и взрослыми играм с малышами.

7. Стал упрямым, во всем отстаивает свое мнение.

8. Кривляется, паясничает, говорит писклявым голосом.

9. Постоянно ссорится с родителями по любому, даже незначительномуповоду.

10. Стремится подражать взрослым, охотно выполняет их обязанности.

Анализ результатов:

20-11 баллов — скорее всего, трудности в воспитании ребёнка обусловлены кризисом развития, необходимо пересмотреть свое отношение к нему и систему требований, иначе негативные симптомы кризиса могут стать устойчивыми чертами характера;

10-6 баллов — негативные реакции ребёнка являются, скорее всего, проявлением индивидуальных особенностей и/или результатом неправильного воспитания, а не возрастного кризиса;

5-0 баллов — для этого возраста ребёнок слишком спокоен, необходимо приглядеться к нему повнимательней, может быть у него имеются особенности психоэмоционального развития.

Поделиться в соцсетях:

Автор статьи

Яремич Юлия Александровна
Детский психолог

Ранее

Комментарии:

Комментариев еще нет, вы можете быть первым кто его оставит

Оставьте ваш первый комментарий:

Пройдите авторизацию чтобы оставить комментарий.

edit