Главная / Полезные советы родителям / Какие разные дети: визуал, аудиал, кинестетик. Как воспитывать детей с учетом их типа восприятия.

Какие разные дети: визуал, аудиал, кинестетик. Как воспитывать детей с учетом их типа восприятия.

Родительский портал - Какие разные дети: визуал, аудиал, кинестетик. Как воспитывать детей с учетом их типа восприятия.
Советы в воспитании Развитие ребенка

Какие разные дети: визуал, аудиал, кинестетик. Как воспитывать детей с учетом их типа восприятия.

Удивительно насколько по-разному можно воспринимать наш мир. Представьте себе, одним летним утром вы оказались в лесу. Что, в первую очередь, привлечет ваше внимание? Толщина и высота деревьев, яркий цвет спелых ягод черники и земляники? Или вы остановитесь, чтобы насладиться пением птиц и тишиной леса? Вполне возможно вас охватит приятное ощущение утренней свежести. Неслучайно в центре нашего внимания станут звуки, зрительные образы или телесные ощущения, ведь именно с помощью органов чувств мы получаем первичную информацию об окружающем нас мире. Как известно, человек воспринимает мир в виде ощущений от пяти анализаторов: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. Благодаря получаемым ощущениям возникают образы. Однако несколько анализаторов получают наибольшее количество информации от окружающего мира и становятся ведущими.

Исследования в этом направлении говорят о том, что ведущий способ познания является врожденной способностью человека (Л.Брэдвей, Р. Бендлер, Д.Гриндер). А это значит, что своевременное выявление ведущей сенсорной системы у маленького ребёнка позволит организовать правильное обучение, наладить взаимодействие с ним, понять причину неуспеваемости или плохого поведения. Итак, детей по принципу усвоения информации можно разделить на «зрителей» (или визуалов), «слушателей» (или аудиалов) и «деятелей» (кинестетиков).

Определить ведущую сенсорную систему маленького ребёнка достаточно легко. Предложите вашему малышу новую игрушку или небольшую цветнуюкоробку с насыпанными внутри маленькими игрушками и понаблюдайте за первыми действиями. Малыш-визуал обратит внимание на яркий цвет или фрагмент рисунка, начнёт рассматривать, узнавать и показывать изображение. Ребёнок-аудиал, в первую очередь, потрясёт игрушку или постучит по ней, чтобы послушать её звучание. Ребёнок-деятель непременно начнёт разбирать игрушку на составные части, изучать её внутреннее содержание. Можно наблюдать, как по-разному дети играют с одной и той же игрушкой. Именно из-за разности ведущего анализатора игрушки в одних детских ручках всегда почти в идеальном состоянии, в других же - через 5 минут после приобретения уже разобраны. Зато у детей-визуалов и слушателей книги будут стёрты до дыр.

Сенсорные предпочтения оказывают влияние не только на игру ребёнка, но и на процесс обучения и общения с окружающими. Ребёнок-аудиал рано начинает говорить, речь его достаточно чистая. С раннего детства любит, когда ему читают сказки, ведут с ним долгие беседы. Во время игры или выполнения задания проговаривает вслух все свои действия. Эмоции и чувства выражает словами.

В общении со «зрителем» вы удивитесь краткости его ответов, неразговорчивостью малыша. Зато все свои эмоции и несказанные слова выразит на лице с помощью мимики. При общении такому ребёнку необходим контакт глаза в глаза. Визуалу легче воспринимать информацию на картинках, схемах. Обладает живой, богатой фантазией, мыслит по большей части образами, а не словами. Ребёнок-кинестетик или деятель украшает свою речь обилием жестов и, вероятнее всего, покажет на деле то, что хотел бы сказать. Любит физический контакт - поцелуи, поглаживания, объятия, легко залезает на коленки родителям и долго там сидит.

Рекомендации для родителей. Как организовать процесс обучения и воспитания «детей-зрителей»:

1. Дома уделите внимание условиям, в которых ребенок делает домашние задания: удобный стол и стул, организованное пространство, наличие канцелярских принадлежностей. Обязательно чистая бумага для записей и зарисовок.

2. Детям-визуалам необходимы дополнительные занятия по развитию речи, навыков общения и коммуникации со сверстниками.

3. Используйте при обучении наглядный материал. Например, решая задачку по математике, разложите счётный материал на столе. Для лучшего запоминания текста покажите ребёнку мультфильм.

4. Используйте метод «интеллект-карта»: нарисуйте или напишите в центре листа изучаемое понятие, стрелочками от него укажите составляющие или логические взаимосвязи. Рисуйте цветными карандашами, маркерами. Так вы поможете ребёнку закрепить знания, сформировать обобщающие понятия, картину миру.

Как организовать процесс обучения и воспитания детей-слушателей:

1. Дома необходима спокойная атмосфера, тихое пространство при выполнении домашних заданий. Не должно быть отвлекающих звуков, мешающих сосредоточиться.

2. Чаще используйте аудиокниги или читайте сами ребёнку, если ребёнок не горит желанием самостоятельно читать. Включайте чаще музыку, ходите на концерты.

3. Для лучшего налаживания общения с ребёнком применяйте в своей речиинтонационно окрашенные выражения, выделяйте голосом важные слова.

4. Расскажете ребёнку, что проговаривать последовательность действий можно не только вслух, но и шёпотом и даже в уме.

5. Запишите ребёнка на курсы изучения иностранных языков.

Как организовать процесс обучения и воспитания детей-деятелей:

1. В детской комнате должно находиться много практических материалов, предметов для опытов – объемные игрушки, конструкторы, фигурки животных, птиц, набор камней, глобус и т.д.

2. Во время прогулок и путешествий собирайте природные материалы, из которых вы сможете вместе с ребёнком сделать альбомы. Это может быть ракушки, листочки, камни, сувениры, фотографии.

3. Посещайте с детьми различные интерактивные выставки, музеи, контактные зоопарки.

4. В течение дня регулируйте физические и умственные нагрузки.

5. Задействуйте при обучении мышечную память. Например, когда ребёнок учит стишок или запоминает звучание нового слова, предложите ему записать.

6. Помогайте осваивать ребёнку новые виды движений: учите кататься на велосипеде, самокате, лыжах и т.д.

Определение ведущего способа познания ребенка 4-7 лет.

Тест для родителей.

1. Любит ли ваш ребенок поговорить?

а) Он очень рано начал говорить; любит придумывать новые слова, разговаривать по телефону; иногда я даже устаю от его болтовни.

б) Разговаривает «по делу», не утомляя лишней болтовней; предложения очень информативные и лаконичные.

в) Разговаривать ему некогда, ему надо действовать!

2. Какая формулировка больше всего подходит вашему ребенку?

а) Он может долго сидеть на одном месте, особенно если смотрит мультики или во что-то играет.

б) Просидеть 5 минут на одном месте – это уже рекорд!

в) Почему бы не посидеть и не послушать, о чем говорят взрослые?!

3. Что ваш ребенок любит больше?

а) помогать вам в работе по дому; бегать, прыгать.

б) смотреть на себя в зеркало, изображать кого-то.

в) танцевать, петь, рассказывать стихи.

4. Как вы можете охарактеризовать речь вашего ребенка с точки зрения звукопроизношения?

а) Он не выговаривает лишь несколько звуков в допустимых пределах для своего возраста (вариант ответа для детей 6, 7 лет - речь соответствует возрасту.)

б) Иногда даже я плохо понимаю, что он говорит из-за того, что у него «каша во рту» или он очень торопится (вариант ответа для детей 6, 7 лет - есть некоторые речевые нарушения.)

в) У него очень чистая речь! (вариант ответа для детей 6, 7 лет - речевое развитие выше возрастных норм.)

5. Если ребенок вас не слушается, какой метод из перечисленных вероятнее всего возымеет действие:

а) мне достаточно строго и сердито посмотреть на него, погрозить пальцем.

б) приходится повышать голос или кричать, хоть я этого и не люблю.

в) иногда приходится как следует шлепнуть.

г) лучше всего действует лишение удовольствия (указать какого - «Не пойдешь гулять!», «Не буду читать сказку!», «Никаких мультфильмов!»).

6. Какие игрушки из перечисленных любит больше ваш ребенок?

а) лучшая игрушка – велосипед или мяч!

б) музыкальные инструменты, пистолеты, шумелки-гремелки.

в) конструктор, кубики, куклы, солдатики, пазлы, лото с картинками.

7. Что любит больше?

а) рисовать.

б) слушать кассету со сказкой в исполнении артистов.

в) танцевать.

8. Как он себя ведет, когда ему читают книжку?

а) любит заниматься своими делами и время от времени подходит, чтобы перевернуть страницу или посмотреть картинку.

б) долго может сидеть и слушать, как ему читают.

в) если в книжке нет картинок, то она неинтересная! Любит соотносить рассказ с изображением на картинке.

9. Как он выражает свои эмоции чаще всего?

а) при помощи интонации, фразами типа «О, боже!», очень театрально, иногда даже наигранно.

б) при помощи мимики - все на лице написано.

в) при помощи жестов, движений (прыгает от радости; падает на пол, когда рассержен и т.п.).

10. Для того, чтобы он запомнил правила игры, ему достаточно

а) просто рассказать правила игры.

б) продемонстрировать правила на примере.

в) легко сам разберется в процессе игры.

Ключ к тесту (подсчитайте количество баллов каждой модальности):

№ вопроса

Зритель

Слушатель

Деятель

1

б

а

в

2

а

в

б

3

б

в

а

4

а

в

б

5

а

б

в

6

в

б

а

7

а

б

в

8

в

б

а

9

б

а

в

10

б

а

в

Примечание. В ответе на 5 вопрос теста при выборе варианта г), балл получает тот вид восприятия, которого лишается ребенок. Если, например, для ребенка нет страшнее наказания, чем не идти гулять, значит балл ставится в колонке «Деятель». Если на него лучше всего действует угроза «Никаких мультиков!», значит ставим балл в колонке – «Зритель» и т.д.

Комментарии:

  • Это сайт, где родители могут найти и выбрать для ребенка оптимальный по цене, графику работы, расположению частный детский сад, кружок, секцию или лагерь. Здесь Вы можете подробнее узнать об организациях и записаться туда онлайн. janna1987 06:06, среда, 01 февраля 2023

    Такой классный подход в воспитании! Даже себя типизировать попыталась)))

Оставьте ваш комментарий:

Пройдите авторизацию чтобы оставить комментарий.

Автор статьи

Ранее

edit