Главная / Полезные советы специалистов / Как сформировать у ребенка позитивное самовосприятие.

Как сформировать у ребенка позитивное самовосприятие.

Родительский портал - Как сформировать у ребенка позитивное самовосприятие.

Родительский портал - Как сформировать у ребенка позитивное самовосприятие.

Советы в воспитании

Каждый любящий родитель желает своему ребенку стать в будущем счастливым и успешным человеком. Как утверждают психологи, успешные люди обладают достаточной уверенностью в себе и имеют позитивное самовосприятие.


Позитивное представление о себе – это глубокое внутренние убеждение человека о себе, как о хорошем в любой ситуации. Это вера в себя, активное состояние духа, дающее уверенность и силу для достижения поставленных задач, в решение своих жизненных ситуаций.


Детское чувство собственной ценности берёт истоки, начиная с младенчества, в первых своих отношениях с людьми, которые ухаживают за младенцем. Известный психолог О.В. Хухлаева обращает внимание на роль рук в жизни маленького ребёнка. Ведь именно руки близкого человека дают ребёнку тепло и уверенность, чувство безопасности. Как справедливо утверждает автор, держать ребенка на руках можно по-разному, и реагировать младенец тоже будет по-разному. Наверное, вы замечали: на одних руках младенец постоянно ведёт себя беспокойно, на других - легко успокаивается.


С рождения до года для развития детского самовосприятия необходимо, чтобы ребёнком постоянно восхищались: его первым шагам, первому «агу», первому зубику. В таком маленьком возрасте дети ещё не понимают большинства слов, но отлично считывают интонацию и чувствуют, когда взрослый искренне получает удовольствие от игры и общения с ним.


Развитие уверенности в себе продолжает развиваться и в раннем возрасте, с одного года до трёх лет, когда идёт активное знакомство с предметами окружающей действительности. Расширяются навыки и умения взаимодействовать со многими предметами и игрушками. Впервые ребенок, сложив башенку или застегнув ботинок, может ощутить гордость за свои достижения и результаты. В то же время именно в этом возрасте зарождаются первые сомнения в собственных возможностях, и тогда ребёнок начинает постоянно привлекать внимание взрослых и ждать одобрения. В этом возрасте важно поддерживать ребенка и его инициативу, не требуя только правильного действия (например, сложил пирамидку не по величине, неаккуратно обходился с ложкой). Побуждайте проявлять самостоятельность, хвалить себя, если ему нравятся свои результаты.


Именно в дошкольном детстве, с трёх до семи лет, зарождается ядро уверенности в себе. Как правило, в этом возрасте расширяются социальные контакты ребенка: посещение кружков, детского сада, магазины, театры и т.д. Взаимодействие со многими взрослыми и детьми постепенно пополняет список недостатков и достоинств ребёнка. Но главными всё также остаются родители, чья словесная оценки деятельности и поведения ребёнка, вносят наибольший вклад в развитие самооценки и самоценности.


Как часто мамы и папы из хороших побуждений, как им кажется, обращают внимание только на отрицательные качества своего ребёнка, считая, что жизнь настолько суровая, что только сильная личность может в ней выжить. Нужно помнить, что для несформированной личности ребёнка, кроме вреда, грубые высказывания не приносят никакой пользы. Чаще обращайте внимание на положительные качества ребенка, негативную оценку ребёнка доносите деликатно, стараясь не вешать ярлыки на личности. «Ты ешь как хрюша», «Неумеха, даже элементарного не можешь сделать» - примеры фраз, наносящие «удар» по детской самооценке.


«Нет, мы не будем брать роль снеговика, мой не сможет выучить такой большой текст» - говорит одна мама накануне новогоднего утренника в детском саду. Иногда собственная неуверенность в себе и чувство малоценности самих родителей оказывает влияние на формирование устойчивого положительного отношения ребенка к самому себе. Как и отсутствие веры в возможности своего ребенка, так и сравнение его с другими детьми («В твоем возрасте твоя сестра уже знала буквы») не способствуют становлению детской личности. Сравнивайте успехи и достижения ребенка только с самим собой! Не стремитесь в этом вопросе к формуле: «Раньше, больше и быстрее», опыт успеха легче создается, когда ребенок уже достаточно хорошо в каком-то деле, будь то игра, творчество или задание.


Хвалите ребенка за определенные успехи пропорционально их истинной ценности или потраченным усилиям. Выбирайте правильное выражение похвалы. Стандартные «Молодец», «Умничка» заменяйте на «У тебя получилось нарисовать ровный домик», «Ты помог мне нарезать салат. Благодаря тебе у нас будет вкусный ужин». Такие развернутые формулировки способствуют закреплению положительных представлений о себе, повышают уверенность.


Недостаточно просто любить своего ребёнка, важно формировать чувство собственной значимости, которое должно базироваться на осязаемых успехах, будь то в детском саду, в школе, дома или на кружке. Одна из главных задач родителей помочь добиться ребёнку реальных успехов в деле, которое он считается важным для себя.


Итак, основой положительной самооценки любого ребёнка является заботливое и теплое отношение семьи к ребенку с самых первых дней его жизни. Ребёнок, чувствующий безусловную любовь близких, веру в него, имеющий большой опыт побед и право на ошибку, получает запас позитивных представлений о себе, который пронесет через всю свою жизнь.



Поделиться в соцсетях:

Автор статьи

Яремич Юлия Александровна
Детский психолог

Ранее

Комментарии:

Комментариев еще нет, вы можете быть первым кто его оставит

Оставьте ваш первый комментарий:

Пройдите авторизацию чтобы оставить комментарий.

edit