Главная / Полезные советы специалистов / Школьные страхи: как бороться

Школьные страхи: как бороться

Родительский портал - Школьные страхи: как бороться

Родительский портал - Школьные страхи: как бороться

Школьная жизнь Эмоции ребенка

Жизнь школьника наполнена разнообразными впечатлениями и событиями, школьные страхи нередко сопровождают ребенка в это время. В этой статье разберем природу распространенных страхов школьников, поразмышляем над важными моментами.

В основе любого страха – причины для инстинктивного самосохранения, либо боязнь не соответствовать ожиданиям окружающих (семья, школа, круг сверстников), то есть социально опосредованные страхи. Таких ситуаций в школе может насчитываться большое количество. Например, ответ у доски, контрольные работы, тесты, экзамены, каждодневное выполнение домашнего задания, соблюдение школьного режима, отношения с одноклассниками и учителями. Даже от прочтения списка нам становится не по себе. Вся школьная жизнь (и не только школьная) связана с освоением нового опыта, новых умений, с преодолением трудностей, препятствий и совладением собственными эмоциями, в том числе и страхом. Но иногда дети в силу определённых обстоятельств застревают на эмоции страхе. Страх начинает блокировать деятельность, активность ребенка, мешает ему учиться, раскрывать свой потенциал. В этом случае – если страх становится частью жизни школьника – следует предпринять шаги по его устранению: самостоятельно или обратиться за помощью к квалифицированным специалистам.

В определенные периоды школьного обучения дети становятся наиболее уязвимыми для возникновения страхов. Это периоды, когда дети первый раз переступают порог в школе, то есть при поступлении в первый класс. А также при переходе из начальной в среднюю школу и при выпуске в 9 и 11 классах. В эти возрастные периоды родителям, учителям, школьным психологам следует быть максимально внимательными к состояниям ребенка, помогать и эмоционально поддерживать его при наличии какого-либо страха. По каким проявлениям можно выяснить наличие у ребенка школьного страха? Во-первых, это непосредственные высказывания школьника («Я боюсь учителя», «Я боюсь не сдать экзамены», «Мне страшно получить двойку»), а также завуалированные страхи в высказываниях («Меня обязательно спросят», «Я забуду что выучил», «Обо мне плохо подумают»). Нередко взрослые не обращают внимания на произнесенные переживания ребенка, отмахиваются от них. Бояться ситуаций в некотором роде можно и нужно, но в норме страх уходит, когда ситуация разрешается. Если жалобы повторяются неоднократно, то есть школьное событие прошло, например, сложный тест, а страх остался, то мы можем наблюдать, как школьные страхи начинают овладевать поведением и жизнью ребенка.

Снижение желания посещать школу или определенный урок, желание прогулять – это поведение уклонения, в основе которого тоже может лежать определенный страх. Также о наличии внутренних сильных переживаний мы можем косвенно наблюдать через изменения в физиологической сфере ребенка. Например, проявления психосоматики: ребенок стал чаще болеть респираторными инфекциями, жаловаться на головные боли, боли в животе. Ухудшение аппетита, нарушение сна и режима бодрствования, ночные страхи, соблюдение диеты подростком – косвенные признаки наличия школьных страхов.

Тема страхов – сложная тема, каждый отдельный страх у конкретного ребенка требует детального рассмотрения и индивидуального подхода. Зачастую страхи не возникают на пустом месте, в онтогенезе ребенка (онтогенез - индивидуальное развитие человека) могут быть непрожитые страхи, личностная сфера характеризоваться низкой самооценкой, неуверенностью в себе, семейный анамнез отягощен неблагоприятными факторами. Но есть два важных момента, которые касаются любого страха у абсолютно любого ребенка. Эти моменты касаются поведения взрослых. Во-первых, взрослым следует отказаться от воспитания страхом. Напугать ребенка трудными последствиями («Вот не выучишь уроки, получишь два», «Вот пойдешь в школу, там тебя научат», «Будешь плохо учиться – не переведут в другой класс»), замотивировать его страхом в перспективе кроме закрепления страха ничего не сулит. Следуя еще одному распространенному ложному мнению, что «клин клином вышибает», взрослые стараются столкнуть ребенка со своим страхом. Например, учитель чаще начинает вызывать боящегося ученика к доске, а родитель начинает требовать учебы на пятерки. Такой метод поведения взрослых может ухудшить самочувствие ребенка, спровоцировать невроз и другие заболевания. Второй момент – взрослым следует перестать игнорировать страх, а тем более стыдить ребенка за те чувства, что он испытывает («Боятся только слабаки», «Что ты трясешься как девчонка», «Ты это все придумал/а»). Это не так просто как кажется, потому что взрослым в этот момент приходится сталкиваться со своими страхами, но это абсолютно необходимо, если вы хотите помочь ребенку.

Прикосновение к детскому страху ребенка требует от находящихся с ним взрослых тактичности, мудрости, уверенности и терпения. Проживая страх, ребенок получает новый позитивный опыт, новое личностное умение, которое ему пригодится во взрослой жизни. Позитивный выход из страхов с доброжелательным участливым взрослым, родным человеком обогащает душевную структуру ребенка, приводит к большему доверию к жизни, миру, людям, оптимизму и даже мужеству.

Изображение от jcomp на Freepik

Поделиться в соцсетях:

Автор статьи

Яремич Юлия Александровна
Детский психолог

Ранее

Комментарии:

  • Жизнь школьника наполнена разнообразными впечатлениями и событиями, школьные страхи нередко сопровождают ребенка в это время. Яна 14:54, понедельник, 20 марта 2023

    Очень важна родительская поддержка правильно написано! К сожалению в наше время дети очень жестоки в школах

Оставьте ваш комментарий:

Пройдите авторизацию чтобы оставить комментарий.

edit