Главная / Полезные советы специалистов / Как помочь ребенку стать самостоятельным?

Как помочь ребенку стать самостоятельным?

Родительский портал - Как помочь ребенку стать самостоятельным?

Родительский портал - Как помочь ребенку стать самостоятельным?

Советы в воспитании Развитие ребенка

Самостоятельность – это важное качество ребенка, которое необходимо воспитывать с раннего возраста. Именно самостоятельность помогает вырастить личностного зрелого, успешного и уверенного в себе человека. Несамостоятельность же способствует появлению тревожности, неуверенности в себе, капризности, непослушания в любом возрасте. В семейном воспитании самостоятельность проявляется как передача ребенку заботу о себе. В личностном развитии ребенка самостоятельность означает умение ставить цель, находить решение, быть ответственным за поступки и действия. Даже при понимании важности развития самостоятельности многие родители встают перед вопросов: как помочь ребенку стать самостоятельным.

Психологи выделяют несколько основных компонентов, которые можно рассматривать как фундамент самостоятельности.

Для многих взрослых не секрет, что большинство личностных качеств ребенка формируется благодаря социуму, в котором он живет. Так, отношение семьи к ребенку будет оказывать влияние на то, вырастит ли ребенок доброжелательным, честным, аккуратным, и, конечно же, самостоятельным. Для этого взрослым, которые воспитывают ребенка, необходимо воспитывать в себе оптимальный уровень тревожности, развивать уверенность в себе, иметь адекватную самооценку. Первые самостоятельные действия ребенок начинает предпринимать достаточно рано – когда научается ползать, ходить, брать в ручки первые предметы. Отношение родителей к первым попыткам малыша изучать мир создадут почву для дальнейшего развития самостоятельности. «Он ударится», «Он себя покалечит», «Ему еще рано туда ползать», «Нельзя брать в рот» - тревожные послания ребенку, которые на детском языке означают «не проявляй себя», «мир опасен», «я не смогу». Неуверенные в себе, тревожные родители слишком заботятся о ребенке, не предоставляя ему возможность приобретать опыт по возрасту. У таких родителей дети позже научаются держать ложку, надевать одежду, долго ходят в памперсах. Под выраженной заботой лежит недоверие к ребенку («Ты еще мал», «Ты это не сможешь»), недоверие к себе и сильный страх («Что-то обязательно случится, если я не буду контролировать»). В старшем возрасте родители контролируют все дела ребенка («Что ты сегодня ел в школе?», «Покажи, как ты сделал уроки», «С кем ты дружишь?» и т.д.).

Помимо того, что ребенок не может самостоятельно принять решение в простых бытовых ситуациях, без напоминания сделать элементарные вещи, у него формируется клубок из тревог и страхов из-за неудачных попыток. Ведь часто в таких семьях не разрешается иметь право на ошибку. Представим себе такую ситуацию: ребенок шести лет решил приготовить себе чай и случайно разлил, когда наливал в кружку. От «заботливого» родителя можно услышать: «А я говорил, что надо крепче держать кружку», «Отойди, дай я налью». В следующий раз ребенку вряд ли захочется осваивать новый навык, потому что он, во-первых получил отрицательные эмоции в виде стыда, вины, во-вторых, не смог исправить ошибку, в третьих, не получил поддержку со стороны взрослого. Итак, следующий кит, на котором строится самостоятельность – это поддержка и вера со стороны взрослого. «У тебя получится», «Ты сможешь» - это ценные поддерживающий слова для любого ребенка. Понимание взрослыми, что перед ними отдельная личность, которая пришла в этот мир для того, чтобы пройти свой самостоятельный жизненный путь, дает силы помогать приобретать навык самостоятельности.

Мы уже сказали о том, что самостоятельность – это передача ответственности за себя ребенку. Самостоятельность не формируется за один день, это навык, который выстраивается шаг за шагом каждый день. Он имеет свою строгую последовательность по отношению к каждому отдельному навыку. Сначала ребенок наблюдает за действием взрослого, выделяет его из всех остальных. Затем пробует себя в роли помощника, действует сам с помощью взрослого. Какое-то время ребенок делает действие самостоятельно, но еще нуждается в напоминаниях, подсказках, поддержке. И только затем может самостоятельно выполнять действие. Иногда стадии сменяются достаточно быстро – ребенок быстро овладевает навыком, а иногда стадии растянуты на несколько лет. В любом случае ребенок – активный участник процесса освоения нового навыка. На каждом этапе расширения самостоятельности от взрослого требуется поддержка ребенка и вера в него. Когда родители хотят, чтобы ребенок сразу научился спать один в комнате, научился одеваться, читать, писать буквы, забывая про последовательность формирования самостоятельных навыков, не давая ребенку положительного подкрепления, ребенок часто капризничает, бастует, отказывается выполнять действие. В таком случае родителю нужно вернуться и проследить, на каком этапе развития самостоятельности застрял ребенок.

Бывают ситуации, когда ребенок в некоторых областях не хочет становиться самостоятельным, то есть брать ответственность. Например, застилать постель, чистить зубы, ходить самостоятельно из школы, делать уроки и т.д. В этом случае помогает метод «естественных последствий». Не приготовился к уроку - получил соответствующую оценку, не застелил кровать – она запачкалась, не приготовил еду – остался голодным. Это та необходимая обратная связь от мира, которая способствует личностному развитию ребенка. Таким образом, начинает понимать последствия своих действий или бездействия. С помощью корректно заданных вопросов после вы можете подвести ребенка к тому, что забота о своем теле, о пространстве, в котором он живет – это ответственность самого ребенка. Например, ребенок не убрал разбросанные на полу игрушки, одна деталь конструктора пропала. Спросите ребенка (после некоторого времени, как эмоции стихнут), что, по его мнению, произошло, какие действия с его стороны поспособствовали случившемуся, что надо делать в будущем, чтобы избежать подобных ситуаций.

Самостоятельность ребенка – в руках уверенных любящих родителей!

Изображение от Freepik.

Поделиться в соцсетях:

Автор статьи

Яремич Юлия Александровна
Детский психолог

Ранее

Комментарии:

Комментариев еще нет, вы можете быть первым кто его оставит

Оставьте ваш первый комментарий:

Пройдите авторизацию чтобы оставить комментарий.

Программирование

Занятия учат самостоятельно находить решения проблем, разбивать большие задачи на более мелкие подзадачи, а также исправлять ошибки

edit