Главная / Полезные советы специалистов / ​Психическое развитие ребенка третьего года жизни: заметки психолога

​Психическое развитие ребенка третьего года жизни: заметки психолога

Родительский портал - ​Психическое развитие ребенка третьего года жизни: заметки психолога

Родительский портал - ​Психическое развитие ребенка третьего года жизни: заметки психолога

Советы в воспитании Развитие ребенка Эмоции ребенка

В этом возрастном периоде продолжает активно развиваться физическая, интеллектуальная, эмоциональная сферы ребенка. В связи с расширением социальных связей, появлением нового опыта у ребенка ближе к 3 годам происходят личностные изменения, появляется «образ Я», меняется общение с окружающими людьми. Каждый возрастной этап характеризуется определенной деятельностью, благодаря которой происходит развитие ребенка. Так для 2-3-летки такой благоприятной деятельностью является предметная игра, в основе которой лежат разнообразные действия с предметами. В первую очередь эти действия направлены на освоение социально выработанных способов употребления «культурных предметов», такие как одежда, мебель, посуда, игрушки и т.д. Именно поэтому маленьких детей так притягивают «взрослые» вещи, которые пользуются родители и другие родственники.

Психологи и педагоги знают, что путь к развитию интеллекта и речи у малыша лежит через действия с предметами. Осматривая, ощупывая, пробуя на вкус, совершая разнообразные манипуляции с предметами, у ребенка развивается восприятие, мелкая моторика, практическое мышление, пополняются сенсорные представления (представления о цвете, форме и величине), а также об окружающем мире. Ребенок учится называть разнообразные свойства предметов и их функции – это обогащает его лексику; свои впечатления от предметов ребенок запоминает, делится ими с родственниками и ровесниками – это развивает его речь.

После двух лет активно развивается диалоговая речь, ребенок учится строить фразы, с помощью которых может донести взрослым о том, что с ним случилось или о том, что он хочет. Родителям важно создать правильную речевую среду, которая способствовала бы развитию речевой активности.

Предметная деятельность представляет собой источник формирования продуктивных видов деятельности, таких как труд, конструирование, строительство, изобразительная деятельность – лепка, рисовании, аппликация и т.д. Самообслуживание и развитие культурно-гигиенических навыков также становится возможным за счет развития у ребенка предметных действий.

Двухлеток часто называют «почемучками», и это совершенно справедливо. Речь и общение становятся для них инструментом для познания окружающего мира, его закономерностей, взаимодействия объектов, способов коммуникации. В глазах ребенка взрослая мама или папа предстают в роли знатоков, знающих всё и обо всём. Детки заваливают родителей сотнями вопросами на дню, даже не дожидаясь ответа.

В данном возрастном периоде создается основа для развития наиболее интересной для ребенка и вместе с тем наиболее сложной по богатству содержания и форм - игровая деятельность, являющаяся средством обогащения и углубления впечатлений и представлений ребенка об окружающем мире, а также средством усвоения социальных отношений. Пока игра двухлетки простая, в силу конкретности мышления, и состоит из действий с предметами, напоминающие реальные объекты, например, животные, машинки, кораблики. Постепенно игровые действия усложняются, появляется игровой сюжет, предметы начинают заменять друг друга.

С психологической точки зрения возраст 2-3 лет важный для начала процесса сепарации (физическое и эмоциональное отделение от значимых близких). В первую очередь это проявляется в наличии желания обладать предметами, игрушками, личным пространством, открыто демонстрировать свои достижения. Ребенок во многих ситуациях пытается отстаивать своё мнение, оспаривать любые просьбы и замечания, именно по этой причине родители сталкиваются чаще с капризами, истериками, с неуправляемым поведением, протестами и желанием ребенка делать наоборот. В результате прохождения этого непростого периода, который в возрастной психологии называется кризисом 3-лет, ребенок начинает осознавать себя как личность, лучше понимать, что потребности его и окружающих людей, а также желания, иногда не совпадают. Начиная с этого возраста, ребенок с помощью взрослого учится ощущать разные эмоциональные состояния, управлять ими.

Малыш трехлетнего возраста пока еще мало интересуется игрой с другими детьми, но в момент собственной игры предпочитает находиться поближе к детскому коллективу. Родителям важно показывать малышам разные формы игрового взаимодействия, чтобы подкрепить возникший интерес к общению со сверстниками.

Предложенный тест поможет вам, родителям, разобраться: правильно ли вы оцениваете поведение ребенка в период «кризиса трех лет» в той или иной ситуации? Какие способы родительского поведения наиболее рациональны?

Ответ «А» - 10 баллов; «Б» - 5 баллов; «В» - 1 балл.

1. Ребенок стал упрям, непослушен и строптив. Каким образом вы стоите процесс взаимодействия с ним?

А. Позитивно оцениваю личность ребенка, стараюсь похвалить его за старание, инициативность, хорошее поведение; тактично делаю замечания, указываю на недостатки.

Б. Стараюсь добиться подчинения любой ценой, наказываю за своеволие.

В. Стараюсь быть доброй, отзывчивой, как и прежде. Главное –уступать ребенку.

2. Что вы делаете, если ребенок впадает в истерику?

А. Стараюсь быть спокойной, не меняю немедленно своих решений, не беру ребенка на руки, не оставляю одного.

Б. Стараюсь успокоить, взять на руки.

В. Меняю свое решение, уступаю ребенку, стараюсь сохранить его эмоциональное благополучие.

3. Если ваш ребенок захотел мороженое или конфеты, в каком случае и как вы удовлетворяете его желание?

А. Если это перед едой, то нет.

Б. Удовлетворяю, но лишь изредка.

В. Почти всегда удовлетворяю.

4. Ребенок разбросал вещи, игрушки. Как вы поступите?

А. Предложу ребенку вместе со мной собрать игрушки.

Б. Потребую немедленно все собрать.

В. Сам(а) приведу все в порядок.

5. Как вы поступите, если ребенок произносит в ваш адрес грубые слова?

А. Выражу свое недовольство, обиду и скажу, что не буду общаться с грубияном.

Б. Обязательно накажу, например, поставлю ребенка в угол.

В. Не буду акцентировать внимание и постараюсь перевести все в шутку.

6. Что вы будете делать, если ребенок капризничает и не желает идти спать?

А. Не буду впадать в ярость от непослушания, переключу ребенка на спокойные игры. Затем почитаю ему книгу, пока не замечу первые признаки утомления. Впредь буду контролировать эмоциональное состояние малыша, чтобы он не шумел, не бегал, громко не смеялся и не разговаривал в вечернее время.

Б. Постараюсь уложить в кроватку и не потерплю, чтобы ребенок нарушал режим.

В. Постараюсь любым способом уговорить его лечь спать, например, пообещаю завтра что-нибудь купить.

7. Ребенок сам стремится застегнуть пуговицы, но у него ничего не получается. Взрослый предлагает свою помощь, но ребенок категорично ее отвергает. Как бы вы поступили в подобной ситуации?

А. Постараюсь чем-либо отвлечь ребенка и незаметно оказать ему помощь.

Б. Несмотря на капризы, застегну пуговицы.

В. Постараюсь успокоить, а потом решить проблему без слез.

8. Как вы считаете, необходимо ли взрослым принимать участие в обучении ребенка ролевой игре?

А. Да, надо показывать на личном примере ряд игровых действий: например, как качать куклу, укладывать спать, кормить, поскольку ребенок еще затрудняется сам создать игровой сюжет.

Б. Необходимо чаще напоминать ребенку о том, чтобы он поиграл во что-нибудь.

В. Он сам научится, были бы игрушки.

9. Необходимо ли держать ребенка за руку при переходе дороги, если он настаивает на самостоятельности действий?

А. Обязательно. Это не тот случай, когда ребенку можно разрешить проявлять самостоятельность.

Б. Смотря в какой ситуации.

В. Нет. Можно не держать за руку, а просто контролировать – пусть учится.

10. Необходимо ли пояснять ребенку, почему вы не можете поступит иначе в конкретной ситуации, например, разрешить ему пользоваться ножом?

А. Иногда – да, разговор по душам помогает.

Б. Нет, не стоит.

В. Можно всегда.

11. Если ребенок в супермаркете хватает все подряд с полок, что делать?

А. Ребенку сложно сконцентрировать свое внимание там, где много ярких раздражителей. Можно отвлечь малыша, купить его любимое лакомство, дать ребенку подержать что-либо в руки.

Б. Надо вырабатывать правила поведения в магазине. Необходимо строго предупредить, что если он будет плохо себя вести в магазине, то вы больше не возьмете с собой; если хорошо будет вести себя – купите ему лакомство.

В. Больше разговаривать с ребенком. Например, побеседовать о том, что собираюсь купить.

12. Как лучше поступить, когда ребенок долго капризничает, при этом настаивая на чем-либо?

А. Необходимо переключить его внимание: например, громко постучать и тихо спросить: «Кто там пришел? Пойдем, посмотрим!»

Б. Лучше сказать ребенку, что вы не можете сделать то, о чем он просит, употребляя слова «нельзя так», «не надо…» и т.п.

В. Главное – проявлять терпение, покапризничает и перестанет.

13. Вам необходимо с ребенком пойти погулять, но в последние дни он отрицательно реагирует на все ваши предложения. Как лучше поступить?

А. Использовать «ход от противного»: сказать, что вы идете на прогулку, но взять его с собой не можете – он должен оставаться дома.

Б. Ничего не объяснять, одеть и вывести на улицу.

В. Пояснить ребенку, что мама (папа) очень просит его пойти на прогулку; спросить почему он не хочет идти.

Посчитайте баллы.

От 130 до 110 баллов: вы достаточно грамотно оцениваете период «кризиса трех лет» и поступаете в зависимости от ситуации. Стремитесь не ущемлять достоинство растущей личности, разумно поддерживаете стремление к самостоятельности ребенка. Вы действуете правильно и можете надеяться на положительный результат.

От 109 до 40: допускаете просчеты во взаимодействии с ребенком, не до конца правильно анализируете ситуацию: то пытаетесь быть слишком строгим, то идете на поводу у ребенка.

От 39 до 13: старайтесь руководствоваться не чувствами, а разумом. Частые компромиссы снижают воспитательный эффект. Своей чрезмерной любовью вы оказываете плохую услугу малышу и вскоре окажетесь один на один с избалованным, капризным ребенком и от этого сами почувствуете себя слабым и беспомощным.

Изображение от Freepik.

Поделиться в соцсетях:

Автор статьи

Яремич Юлия Александровна
Детский психолог

Ранее

Комментарии:

Комментариев еще нет, вы можете быть первым кто его оставит

Оставьте ваш первый комментарий:

Пройдите авторизацию чтобы оставить комментарий.

edit