Главная / Полезные советы специалистов / ​Что надо знать родителям о памяти детей дошкольного возраста.

​Что надо знать родителям о памяти детей дошкольного возраста.

Родительский портал - ​Что надо знать родителям о памяти детей дошкольного возраста.

Родительский портал - ​Что надо знать родителям о памяти детей дошкольного возраста.

Советы в воспитании Развитие ребенка Школьная жизнь

Самый благоприятный период для развития памяти считается дошкольной возраст. Именно в дошкольном детстве ребенок проявляет истинный интерес к окружающему его миру, пытается его изучить во всех проявлениях, запоминает каждый день тонну новой информации. Но именно в этот момент родители, наблюдающие за своими малышами, жалуются, что «ничего не может запомнить», «в одно ухо влетело, в другое вылетело» или «запоминает не то, что надо». О свойствах детской памяти, о том, как развивать детскую память – разберемся в нашей статье.

Сторонники ассоциативной теории памяти считают, что в основе памяти лежат ассоциативные связи между образами предметов и явлений, которые человек получил через восприятие. Не замечая этого, в течение дня мы часто вспоминаем о каком-то событии или явлении, произошедшего в нашей жизни, только потому, что мы увидели предмет, связанный с этим воспоминанием. «Это навеяло на меня воспоминания о том-том и о том» - говорим мы часто. У детей проявления ассоциативной памяти наблюдаются очень часто. Мама показывает изображение курочки, а ребенок в этот момент бежит за ложкой и стучит ею со словами «бил-бил, не разбил», так ребенок вспомнил сюжет сказки про курочку Рябу, которую недавно читали вместе с мамой.

Родителям важно знать, какие виды памяти формируются у детей в дошкольном возрасте, чтобы при взаимодействии с ребенком игровыми техниками способствовать развитию памяти. Так, двигательная память у детей начинает развиваться в раннем детстве на основе врожденных рефлексов, двигательного опыта, навыка общего подражания. Двигательная память лежит в основе освоения всех двигательных навыков и умений человека на протяжении всей его жизни, к тому же является отличным помощником для запоминания словесной или зрительной информации. По мере того, как ребенок знакомится с окружающими его предметами, учится соотносить их образы с названиями, у него начинает формироваться словесная или речевая память. Чуть позже, после 5 лет, когда ребенок начинает понимать причинно-следственные взаимосвязи между объектами, событиями, у него начинает формироваться словесно-логическая память. Существует эмоциональная память и образная память, в основе которых лежат эмоциональные впечатления или конкретные визуальные и слуховые образы.

Итак, мы уже сказали о важности развития памяти в дошкольном детстве и разобрали, каким образом она может проявляться. Однако память дошкольника имеет свои выраженные возрастные особенности.

Память детей от трех до четырех лет характеризуется непроизвольностью, то есть дети лучше запоминают то, что им нравится и то, что привлекает их внимание. То есть в этом возрасте родителям не стоит давать детям инструкцию: «Посмотри и запомни. Послушай и повтори». Вместо этого ребенка надо заинтересовать яркой красочной книжкой, интересной потешкой, легкой сказкой для того, чтобы вызвать у ребенка эмоциональный интерес, положительные эмоции, от которых зависит, останется ли у ребенка что-то в памяти или нет. Наполняйте этот возраст яркими впечатлениями, уделяйте больше времени чтению, обыгрыванию произведений, играм с исчезновением (например, прятки игрушек).

У ребенка 4-5 лет начинает постепенно формироваться произвольная память, но пока она не влияет на качество запоминания. Взрослым следует разыгрывать сюжетные игры, в которых ребенку легче будет тренировать свою память. Например, игра в зоопарк отлично помогает закрепить представления и знания ребенка о лесных животных, о животных жарких стран, запомнить их характерные особенности, названия детенышей.

В старшем дошкольном возрасте, который протекает с 5 до 7 лет, ребенок на основе более развитой произвольной памяти (памяти, которой он может управлять: «посмотри и запомни») овладевает с помощью взрослого различными способами запоминания и воспроизведения необходимой информации. Круг представлений ребенка в таком возрасте уже достаточно широкий, новые знания легко встраиваются в систему, формируются разнообразные ассоциативные связи. Именно в данном возрасте мы можем наблюдать, как дети различно запоминают материал, и подбирать, в соответствии с индивидуальными особенностями, наилучшие способы. Так если ребенок не может запомнить стишок, можно предложить нарисовать главные действия и героев или проиграть стих с помощью игрушек. Для детей активных можем предлагать во время заучивания прыгать на фитболе или на каждое слово хлопать в ладоши.

Именно в старшем дошкольном возрасте формируется новое умение ребенка запоминать не только интересное, но и нужное и полезное. Этот навык пригодится ребенку в школьном обучении и в течение всей жизни.

Развитию памяти будет способствовать соблюдение всех перечисленных особенностей возраста ребенка, а также простые правила:

1. Правило многократных повторений и частых воспроизведений. Для того, чтобы ребенок лучше запомнил, задействуйте все виды памяти, о которых мы писали выше.

2. Обогащайте социальный опыт ребенка, подкрепляя его эмоциональными положительными впечатлениями и переживаниями. Ничто так не способствует закреплению названий грибов и ягод, как непосредственное участие ребенка в сборе в настоящем лесу.

3. Чаще используйте возможности памяти ребенка, задавая конкретные вопросы о том, что было сегодня, вчера, три дня тому назад и так далее. Чаще рассматривайте фотографии, перечисляя все события, которые происходили с ребенком.

4. Предлагайте ребенку играть в подвижные игры, которые отлично развивают двигательную память. Для детей старшего дошкольного возраста подойдут игры настольные, игры с правилами. Все они способствуют развитию памяти, поскольку необходимо запоминать и удерживать в памяти достаточный объем информации.

Изображение от Freepik.

Поделиться в соцсетях:

Автор статьи

Яремич Юлия Александровна
Детский психолог

Ранее

Комментарии:

Комментариев еще нет, вы можете быть первым кто его оставит

Оставьте ваш первый комментарий:

Пройдите авторизацию чтобы оставить комментарий.

edit