Главная / Полезные советы специалистов / Пять принципов позитивного воспитания детей

Пять принципов позитивного воспитания детей

Родительский портал - Пять принципов позитивного воспитания детей

Родительский портал - Пять принципов позитивного воспитания детей

Советы в воспитании Развитие ребенка

Одна из популярных концепций воспитания, сформированная Джоном Грэя, отражает современные взгляды на отношения между поколений детей и родителей. Концепция предлагает новые эффективные методы воспитания, результат которых способствует раскрытию способностей детей, уверенности в себе, взаимодействию с миром на уровне сотрудничества, достижению успехов в различных сферах. Современные представления позитивного воспитания реализуются через пять основных принципов.

Первый принцип – признание неповторимости и уникальности наших детей. Дети рождаются с определенным набором врожденных талантов, способностей, потребностей, особенностями восприятия и обучения. Это подтверждают многие семьи, имеющих больше, чем одного ребенка: при одинаковом отношении со стороны родителей, видна разница в индивидуальных проявлениях детей.

Отличаться от других детей – это естественно, отличаться от других людей – это естественно. А вот чувствовать вину, что ребенок более шумный, менее сообразительный, менее симпатичный – это не нормально для родителей и это мешает его развитию. Принимать заложенные в нем качества, стремления, способствовать их раскрытию, гордиться достижениями – важный принцип современного позитивного воспитания.

Второй принцип – допускать ошибки. «Не допускает ошибки тот, кто ничего не делает» - мысль, которая позволит смотреть на ошибки шире, как на часть пути к достижению. Эту идею следует донести до детей, как можно раньше. А главное – на собственном примере регулярно показывать, что вы не боитесь ошибки, что вы не ругаете себя и обстоятельства, не бросаете дело из-за ошибки. В большей степени несовершенное дело, а правильное отношение к ошибке – помогает сформировать важное личностное качество, как умение брать ответственность. Постоянные указания на ошибки, критический взгляд порождает в маленьком ребенке чувство неуверенности в себе, недоверие к своим действиям, ощущение «я не достоин или не достойна».

Третий принцип – нет плохих и хороших эмоций. Примерно с 1,5 лет маленький ребенок знакомится с разнообразными эмоциями, приносящие не всегда приятные ощущения. В нашем обществе такие эмоции называются негативными, проявляются как раздражение, злость, обида, разочарование, страх, гнев, отвращение и другие. Негативные и позитивные эмоции и чувства составляют часть эмоционально-личностного развития ребенка, а осознание их и управление ими лежит в основе эмоционального интеллекта. Запрет на проявления эмоций приводит к нарастанию поведенческих, неврологических проблем, нарушениям детско-родительских отношений. Также как несдерживаемые порывы, чрезмерное свободное проявление эмоций без учета внешних обстоятельств не способствует развитию эмоционально-личностного развития детей, лишает их опоры, усиливает беспокойство.

Задача родителей состоит в том, чтобы научить ребенка осознавать, понимать и выражать любые чувства. Для этого сам взрослый должен обладать умением слушать, умением отделять свои чувства от чувств собственного ребенка.

Четвертый принцип – умение просить. Современное воспитание отличается от предыдущих форм воспитания тем, что дети перестали быть объектами воспитания, а стали активными субъектами. Такие качества и навыки, как активность, инициативность, закладываемые с рождения, приобретают особую значимость во взрослой жизни. Теперь детские потребности имеют пролонгированную историю в будущей взрослой жизни. Одно из важных качеств, необходимых любому взрослому человеку- это умение доверять своим потребностям, умение просить. Когда зарождается это умение? В достаточно раннем возрасте. «Хочешь – перехочешь», «Сначала надо подрасти», «Ты слишком много хочешь» - знакомые слова для многих людей. Эти посылы блокируют естественную активность маленького ребенка, накладывая ему ограничения на желания и потребности. В будущем такому взрослому сложно заявлять о себе миру, говорить о своих желаниях, потребностях, ставить цели и достигать их.

Пятый принцип – позвольте говорить «нет». Разрешая своему ребенку не соглашаться с тем, что его не устраивает, вы даете ему возможность свободно выражать свои чувства, отвечать за собственные желания и учиться отстаивать свою точку зрения. Совершенно не значит, что вы сразу же будете делать, как хочет ребенок, потому что у вас тоже есть свое мнение и желания. Вы не говорите категорическое «нет», «слушайся маму», «так нельзя». Вы встаете на путь переговоров с ребенком, учите его договариваться и искать компромиссы. Для ребенка важно, что его чувства и желания признаются близкими взрослыми, это укрепляет его дух, развиваете его самосознание. В тоже время последнее слово должно оставаться за родителями.

Жизненные проблемы, неудачи – это часть нашей жизни, а для детей – источник их развития и становления. Одна из задач родителей помогать справляться детям с ситуациями, видеть в них потенциал для личностного развития. Для вас, родители, ценная памятка (Д.Грэй «Дети с небес»):

1. Ребенок не научится прощать, если ему прощать некого.

2. Ребенок не разовьет в себе терпение или умение дожидаться осуществления своих желаний, если всегда сразу предоставлять ему все, чего он хочет.

3. Ребенок не научится принимать собственные недостатки, если все вокруг него безупречны.

4. Ребенок не научится сотрудничать, если все всегда проходит так, как хочется ему.

5. Ребенок не разовьет свой собственный творческий потенциал, если за него все будут делать другие.

6. Ребенок не научится сочувствию и уважению к окружающим, если он не видит, что другие люди испытывают боль и переживают неудачи.

7. Ребенок не разовьет в себе отвагу и оптимизм, если ему не придется столкнуться лицом к лицу с неприятностями.

8. Ребенок не разовьет в себе упорство и силу, если все дается легко.

9. Ребенок не научится исправлять свои ошибки, если ему неведомы трудности, неудачи и промахи.

10. Ребенок не разовьет в себе чувство собственного достоинства и здоровую гордость, если не будет преодолевать препятствий и добиваться чего-либо.

11. Ребенок не разовьет в себе самодостаточность, если ему не знакомо чувство изоляции и неприятия.

12. Ребенок не разовьет в себе целеустремленность, если у него нет возможности противостоять авторитету и/или добиваться желаемого.

Поделиться в соцсетях:

Автор статьи

Яремич Юлия Александровна
Детский психолог

Ранее

Комментарии:

  • ​Одна из популярных концепций воспитания, сформированная Джоном Грэя, отражает современные взгляды на отношения между поколений детей и родителей. chloedjotto 16:57, среда, 14 июня 2023

    Есть над чем задуматься и что "намотать на ус"! Благодарю за статью.

Оставьте ваш комментарий:

Пройдите авторизацию чтобы оставить комментарий.

edit