Главная / Полезные советы специалистов / Спортивный психотерапевт

Спортивный психотерапевт

Родительский портал - Спортивный психотерапевт

Родительский портал - Спортивный психотерапевт

Советы в воспитании Развитие ребенка Порадовать ребенка Школьная жизнь Детский отдых Эмоции ребенка Эмоции родителя

Исследование мотивации достижений начали проводиться еще в середине прошлого века. Д.С. Мак-Клеланд, в результате исследования, он выявил, что существуют индивидуальные различия в мотивации достижений. Позже вопросами мотивации занимались такие видные ученые, как Аткинсон Дж., Физер Н., Х. Хекхаузен и др. В отечественной психологии проблемами мотивации занимались и занимаются: Коломейцев Ю.А., Гогунов Е.Н., Стамбулова, Мельников М. и др.

Ряд современных спортивных психологов отмечают, что в процессе занятия спортом не всегда учитываются интересы и потребности молодежи. А в то же время, знание тренера об особенностях мотивационных состояний каждого из своих учеников представляет особую значимость в его профессиональном росте. Блок мотивации является пусковым механизмом деятельности, поддерживает необходимый уровень активности в процессе тренировок и соревнований, регулирует содержание активности, использование различных средств для достижения желаемых результатов

Ребенок, занимающийся спортом, всегда надеется на достижение хорошего результата в соревнованиях. Он прилагает много сил, проходит мощную подготовку, работу с тренером, достигает высоких показателей. Но достаточно ли этого, чтобы рассчитывать на медаль или победу в соревнованиях?

Одним из основных показателей для успешных выступлений является психологическая подготовка ребенка. От внутреннего настроя и содержания мыслей юного спортсмена зависит исход соревнований.

Неумение сконцентрироваться на выступлении или игре, сомнения, страхи держат ребенка на низком уровне. Зачастую ребенок тратит энергию не на мотивацию, а на сомнения.

Вместо того чтобы настраивать себя на победу, он опасается допустить ошибку, которая, как ему кажется, станет подтверждением его беспомощности и потерей уважения тренера и родителей.

Спортсмены с таким мышлением остаются «середняками» либо меняют интересы.

Как же научить ребенка мышлению победителя?

Любой, кто настроен на хороший результат, должен уметь получать удовольствие от процесса. Спорт в повседневной жизни приносит огромную пользу, нужно научиться замечать ее, а не ждать дня соревнований, чтобы порадоваться медали. Если спортсмен понимает, зачем ему каждая тренировка и упорно на ней трудится, он чувствует от этого приятную усталость, удовольствие от общения со сверстниками и тренером, ощущает чувство выполненного долга и получает заряд бодрости, который отражается на его обычной жизни. Благодаря этому спортсмен подходит к соревнованиям с большей уверенностью в своей победе.

Спортсмен не должен ориентироваться на чужие победы и стараться достичь такого же результата. Спорт полон возможностей. У каждого свой путь достижения результатов. Спортсмен не должен допускать мыслей, что все ниши уже заняты, и стараться достичь результата бесполезно. Важно знать и помнить истории людей, которые наперекор всему добивались высоких результатов.

Нужно понимать и брать на себя ответственность за свой результат. Неудачники часто винят в своих поражениях тренера, судей, «нечестных» соперников. Если же такому спортсмену удалось одержать победу, то он считает это своим личным достижением. Невозможно исключить силу обстоятельств, но если человека преследует череда неудачных выступлений, то в этом виноват он сам.

На развитие мышления победителя требуется время. За один день не удастся поменять в корне ход своих мыслей.

Начать можно с поддержания хорошего настроения: перед тренировкой слушать любимую музыку, посмотреть выступления спортсменов высокого уровня, вспомнить настройки вашего психолога, пообщаться с друзьями-единомышленниками, попробовать практики расслабления.

От создания настроя на тренировку зависит ее итог. Если спортсмен обретет вдохновение, создаст для себя позитивный настрой, то результат от тренировки будет выше. Мрачные мысли лишают желания трудиться и работать над собой.

Спортсмен должен чувствовать платформу для старта, знать, на какую базу он может опереться: хороший тренер, уже полученные награды, разряды и звания, поддержка родителей. Осознание этого придаст ему сил для будущих побед.

Работа на тренировке строится на исправлении ошибок и укреплении новых навыков. Если не обращать в этот момент внимание на успехи в мелочах, то спортсмен может зациклиться на неудачах. Важно, чтобы спортсмен осознавал свои сильные стороны, ощущал чувство гордости за предыдущие результаты и понимал, что наработка нового — это вклад в будущие успехи.

Чтобы яснее понимать сложившуюся ситуацию, точнее оценивать свои возможности и стратегию развития, спортсмен должен знать не только технические и тактические действия своего вида спорта, но и смежные дисциплины. Развитый интеллект помогает увереннее чувствовать себя в стрессовых ситуациях. Спортсмен должен понимать, как работает его тело для эффективного выполнения упражнений и во избежание травм, знать правила своего вида спорта, формировать культуру правильного питания для поддержания своего здоровья, основы психологии и спортивной подготовки. Полезно знать истории именитых спортсменов и как они добились высоких результатов. Нужно выбрать пример и четко определить цель, которую спортсмен хочет достичь.

Однако неуверенность в своих силах может постичь и самого успешного спортсмена. В таком случае он должен знать, как вернуть себе мотивацию. Лучший вариант — подключить воображение. Спортсмен должен представить свое успешное выступление или действия в игре. Чем чаще он будет это визуализировать, тем лучше.

Спортсмен может представить или вспомнить слова поддержки и похвалы от тренера, друзей, родственников или даже соперников. Эффективным будет представление своего портрета через несколько лет, причем не нужно скромничать, это не постановка цели, а мечта, но именно такие высокие мечты приучают видеть себя сильной личностью и способствуют развитию мышления победителя.

Также помогает представление затруднительных ситуаций, которые пугают спортсмена. Нужно представить тактику их решения, придумать, у кого можно попросить помощи. Может случиться так, что спортсмен не захочет просить помощи у друзей, но будет рад получить ее от человека, с которым близко не общается (успешный спортсмен, судья, понравившийся человек из другой команды). В воображении ничего не запрещается, и визуализация своих желаний помогает разрушить барьеры в общении с людьми, что способствует укреплению уверенности в себе.

Чтобы развить мышление победителя, необходимо включить визуализацию в свой план тренировок. Пусть это будут 10-15 минут перед каждой тренировкой или ежемесячное тематическое занятие. Лишь регулярная визуализация поможет спортсмену.

Для сосредоточенности и концентрации в стрессовых ситуациях соревнований можно использовать метод утверждения. Он заключается в повторении позитивного утверждения, например: «У меня все получится. Я смогу добиться цели». Это помогает избавиться от негативных мыслей, спортсмен чувствует напускное спокойствие, которое через некоторое время сменится настоящим. Утверждение должно быть коротким, простым и четким, оно не должно содержать в себе частицу «не». Неправильно будет говорить: «Я не волнуюсь». Правильно: «Я спокоен».

Чтобы спортсмен не чувствовал себя несостоятельным, нужно не забывать о его достижениях. Радость победы очень быстро сменяется тренировочными буднями, замечаниями тренера, стремлением к новым целям. Важно помнить, каких целей он достиг ранее. Это поможет ему осознавать, что он движется по своему пути, а не начинает каждый раз все заново.

Умение контролировать свой поток мыслей необходимо тренировать регулярно. Мышление победителя основывается на умении концентрироваться на нужных мыслях. Если сознание спортсмена «скачет» с одной мысли на другую в самый неподходящий момент, это может подвести его перед стартом, сбив весь чемпионский настрой. Мышление по природе своей происходит хаотично, необходимо учиться концентрации. Тренировать умение концентрации можно специальными играми, медитациями. Собранный спортсмен способен контролировать свои эмоции во время соревнований. Это поможет ему исключить волнение и реализовать все свои возможности.

Регулярная работа над формированием мышления победителя помогает развить конструктивное мышление. Не будет достаточно просто почитать книжки или статьи на тему психологии. Необходимо постоянно применять психологические приемы на практике. Родители и тренер должны помогать спортсмену идти к победе, поддерживать и направлять его. Тогда ребенок-спортсмен сможет насладиться успехом в свои лучшие годы.

Я сам в прошлом профессиональный спортсмен, 20 лет назад не было психологов и психотерапевтов и я очень хорошо знаю, куда обратить внимание и исправить "сломанное". Успешно - Работаю с многими мировыми спортсменами по всему миру.

Поделиться в соцсетях:

Автор статьи

Сергей Николаевич Шевченко
психолог — психотерапевт

Ранее

Комментарии:

Комментариев еще нет, вы можете быть первым кто его оставит

Оставьте ваш первый комментарий:

Пройдите авторизацию чтобы оставить комментарий.

edit