2children.ru
Profi
Автор статьи
Сергей Николаевич Шевченко
психолог — психотерапевт
Задать вопрос
Вы психолог, педагог или эксперт в образовании?

Вы психолог, педагог или эксперт в образовании?

Публикуйте статьи на нашем портале и делитесь своим мнением и экспертизой

Написать статью

Советы психолога родителям.

999 6 89
 Советы психолога родителям.

Родительский авторитет не безграничен. Родителям необходимо сформулировать для ребенка основные социальные и культурные правила, на которые ему надо ориентироваться, чтобы взаимодействовать с другими людьми. При этом не следует занимать позицию «над ребенком»: внушать ему свои представления о том, что он должен чувствовать, о чем ему нужно думать, какую профессию выбрать. От родителей часто можно услышать фразу: «Я лучше знаю, как тебе нужно», сопровождающейся другой: «Я желаю тебе добра, все это только ради тебя». Эта фраза – весьма распространенный способ манипулирования людьми, попытка заставить их делать то, что вы хотите. Чаще всего такие назидания вызывают у ребенка либо бурный протест и агрессию, либо чувство собственной беспомощности и незначимости, а это прямой путь к заниженной самооценке, зависимости и пассивности во взрослой жизни.

Родителям при всей их любви к детям иногда приходится быть строгими и запрещать делать то, что детям очень хочется (например, долго играть в интересные игры на компьютере, лакомиться множеством сладостей или зажигать в квартире спички). Главное помнить, что есть запреты, которые не следует нарушать, и есть ситуации, в которых необходимо позволять детям проявлять свою самостоятельность. Например, выбирая ребенку одежду, спросите его мнение или позвольте ему самостоятельно выбрать понравившуюся вещь.

Часто родители маленьких детей (ранний и дошкольный возраст) сталкиваются со всем знакомыми проблемами: ребёнок не слушается, ребёнок протестует и закатывает истерики или постоянно цепляется за родителей, чрезмерно тревожась и пугаясь, избегая общения со сверстниками, или ребёнок часто болеет, не уверен в себе и безынициативен и т.д.

Почему в этих случаях помощь ребёнку, особенно ребёнку раннего возраста, часто сводится к психологической работе с его родителями, с его семьёй?

Во-первых, родителям, особенно тем, чьи дети испытывают физические и психические ограничения, необходимы помощь и обучение тому, чтобы их забота не переходила в страх за жизнь ребёнка, соответственно – в гиперконтроль, а, напротив, сосуществовала с поощрением его самостоятельности. Именно в раннем возрасте соблюдать баланс данных родительских функций особенно сложно и невероятно важно. Малыш ещё совсем недавно был абсолютно зависимым и беззащитным существом, требовавшим максимальной близости. Теперь же он нуждается в увеличении психологической дистанции со взрослыми, он исследует свои возможности, общаясь с миром за пределами семьи, но при её поддержке! Трудности в предоставлении большей свободы ребёнку или в соблюдении оптимального баланса близость-дистанции, могут быть связаны с некоторыми воспитательными установками родителей, уходить корнями в их собственное детство или же быть последствием определённой семейной ситуации (например, социально-изолированная семья, состоящая из мамы и ребёнка, и в жизни женщины это единственные близкие отношения) и др. Конечно, речь идёт о свободе, необходимой для полноценного развития ребёнка, адекватной его возрасту, о свободе, лишение которой оборачивается проблемами в детско-родительских отношениях, снижением любознательности, уходом в себя или негативным поведением и т.д. Если же касаться другой крайности – родитель не руководит ребёнком, предоставляя ему “полную” свободу, боясь его травмировать, обидеть – ребёнок также часто сообщает о неудовлетворённой потребности в опоре, в границах через истерики, повышенную тревожность или инфантильное, провокационное поведение. Таким образом, именно в этом возрасте актуальна помощь взрослым в выстраивании указанного здорового баланса, что возможно при индивидуальной проработке конкретных психологических сложностей и барьеров на этом пути как в рамках консультирования, так и при долгосрочной терапии. В противном случае проблемная стратегия взаимодействия закрепляется, а, значит, становится привычной и роль ребёнка в отношениях, которую он будет воспроизводить и далее, уже в отношениях с другими людьми.

Во-вторых, часто – это прежде всего помощь его родителям.

“Несчастный” человек, страдающий от неудовлетворённости жизнью, чувствующий себя заложником, жертвой обстоятельств, обладает низким уровнем психической энергии, склонен к депрессиям и раздражителен, а также к различным чувствам и эмоциям негативного спектра. Он просто неспособен на конструктивный и полезный контакт с ребёнком даже только потому, что он слишком сконцентрирован на себе и своих проблемах и переживаниях. И в этом случае совершенно бессмысленно работать с диадой родитель-ребёнок на оптимизацию характера их отношений, информируя взрослого о потребностях малыша и обращая его внимание на неверные стратегии взаимодействия. Это может спровоцировать только усиление депрессии, самобичевание. Самый верный способ помощи здесь – это психотерапевтическая работа со взрослыми. Опыт показывает, что улучшение психологического состояния родителей, реконструкция их жизни в желанном для них направлении повышает их ресурсы и в общении с ребёнком.

И, наконец, проблемное поведение ребёнка часто является симптомом определённого функционирования семьи. Суть в том, что родители, семья неосознанно поддерживают симптомы малыша, по поводу которых сами же обращаются. Речь идёт о - системной выгоде, которую необходимо прояснять в каждом конкретном случае. Так, это может быть сплочение семьи вокруг проблемы ребёнка (для этого дети часто “используют” болезнь, неуспешность, плохое поведение). Если жена боится ухода мужа, который всячески этим грозит, она неосознанно будет поддерживать “проблемность” ребёнка, который в свою очередь, заботясь о маме, продолжает демонстрировать трудности поведения, симптомы. Он жертвует своей детской жизнью, спасая семью от распада, хотя и не решая, а скорее консервируя изначальную проблему происходящего: сложности в супружеских отношениях. И в этом случае все идут на жертву.

Таким образом, на первый взгляд схожие поведенческие трудности и психологические проблемы детей предполагают различные стратегии помощи в рамках семейной психотерапии. Это обязывает рассматривать предельно детально каждый случай для выбора верной, то есть эффективной, стратегии помощи.

SEER_GEI - SHEVCHENKO

P.S. Друзья напишите пожалуйста тему: которую хотите, что бы я раскрыл. Спасибо тебе - что дочитал до конца.


Комментарии 123

Елена
Сегодня, 15:45
В 4 классе у сына испортились оценки, не хотел учиться, заниматься. Пытались ему как-то объяснить, что знания, которые даются в школе - важны. Не верил, не понимал. Прятался в телефон, играл в планшет. Наткнулась на этот сайт. Статьи психолога Ольги Александровны очень помогли понять, как решить проблему.
7
Елена
Сегодня, 15:45
В 4 классе у сына испортились оценки, не хотел учиться, заниматься. Пытались ему как-то объяснить, что знания, которые даются в школе - важны. Не верил, не понимал. Прятался в телефон, играл в планшет. Наткнулась на этот сайт. Статьи психолога Ольги Александровны очень помогли понять, как решить проблему.
7
Елена
Сегодня, 15:45
В 4 классе у сына испортились оценки, не хотел учиться, заниматься. Пытались ему как-то объяснить, что знания, которые даются в школе - важны. Не верил, не понимал. Прятался в телефон, играл в планшет. Наткнулась на этот сайт. Статьи психолога Ольги Александровны очень помогли понять, как решить проблему.
7