Главная / Полезные советы специалистов / Зачем соблюдать ребёнку режим дня?

Зачем соблюдать ребёнку режим дня?

Родительский портал - Зачем соблюдать ребёнку режим дня?

Родительский портал - Зачем соблюдать ребёнку режим дня?

Советы в воспитании Развитие ребенка

Молодым родителям зачастую кажется, что режим дня- пережиток прошлого. Особенно пугает и не нравится слово «режим», ведь для современной высокотехнологической жизни именно гибкость имеет большое значение. Зачем соблюдать ребенку режим дня? Какое влияние он оказывает на психическое развитие, здоровье и на будущее ребенка – поговорим в статье с детским психологом.

Что такое режим дня? Режим дня - это упорядоченная жизнь в течение суток, распорядок, предусматривающий чередование периодов сна и бодрствования, а также организацию различных видов деятельности, отвечающую индивидуальным и возрастным особенностям ребенка. Врачи, педагоги, психологи уверены: правильно подобранный для ребёнка режим сохраняет его соматическое и психическое здоровье, обеспечивает хорошую работоспособность, успешное осуществление игровой или учебной деятельности, предотвращает многие поведенческие, неврологические и другие трудности.

Режим в жизни ребенка на физиологическом уровне способствует нормальному функционированию внутренних органов и систем организма, на психологическом - обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка, предохраняет от переутомления, формирует способность адаптироваться к новым условиям, устойчивость к воздействию негативных эмоций и стрессов.

Позитивное влияние, оказывающее режимом дня на развитие ребенка, обусловлено тем, что потребности в еде, сне, отдыхе появляются через определенные промежутки времени и сопровождаются изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность, она не вызывает переутомления.

Соблюдение распорядка дня необходимо в любом возрасте, особенно в раннем детстве. Дети, которые живут в определенном режиме, отличаются более уравновешенным поведением, самостоятельностью и активностью, общительностью. Рациональный режим жизни – одно из условий, обеспечивающих предпосылки для развития ребенка.

Педагоги в детских садах и школах давно заметили, что после выходных, праздников, болезней дети менее продуктивны, поскольку именно дома часто бывают отклонения в режиме дня. Стоит заметить, что дети часто заболевают инфекционными и простудными заболеваниями именно на выходных или каникулах. Это происходит по той же причине, когда привычный распорядок дня ребенка резко меняется: уход на вечерний сон происходит позднее, дневной сон у маленьких детей отменяется, прогулка на свежем воздухе сокращается и заменяется играми в гаджетах, всё это сопровождается несбалансированным питанием и переизбытком сладостей. Безусловно, это приводит к ослаблению защитных механизмов организма.

О нарушении режима дня будут сигнализировать следующие изменения в поведении ребенка: капризы, плохое настроение, несговорчивость, отсутствие игровой деятельности, желания учиться, периоды повышенной или пониженной возбудимости, апатии, ухудшение сна, снижение аппетита и т.д. В этих случаях родителям следует пересмотреть свой подход к режиму ребенка, нормализовать его.

Соблюдение режима дня требует в первую очередь способность родителей организовывать свою жизнь и жизнь детей. Также для выполнения четкого и последовательного режима необходимо приложить усилия к формированию у детей навыков самообслуживания, воспитанию самостоятельности. Так ответственность за распорядок дня детей до трех-четырех лет лежит на родителях. Они осуществляют уход за ребенком, помогают ему в приобретении навыков самообслуживания и осуществляют контроль за их выполнением. Параллельно тому, как растет ребенок, ответственность за соблюдение режима переходит от родителя к ребенку. Это связано с возрастающими навыками произвольности и самоконтроля. Например, младший школьник уже способен регулировать свой режим дня. Сформированные временные представления позволяют не пропускать питание, вовремя укладываться спать, регулировать периоды умственной работы и отдыха. Подросток полностью несет ответственность за правильность режима дня и его нарушение.

Уделяйте время, тому, чтобы способствовать развитию самостоятельности и ответственности за соблюдение распорядка дня. Хвалите малыша за то, что он сам вспомнил, что надо чистить зубы перед сном или убирать игрушки. Постепенно убирайте родительский контроль. Научите ребенка планировать свою деятельность в течение дня, напишите на магнитном планере или нарисуйте на мольберте необходимую деятельность в течение дня: прием пищи, игра, занятия, прогулка, дневной отдых и т.д. Поскольку режим дня – чередование происходящих с ребенком больших и маленьких событий в течение дня, то многое для ребенка становится понятным и предсказуемым, не вызывает сильных эмоциональных реакций на простые просьбы взрослых.

При всей строгости и четкости детский распорядок дня должен быть гибким и не ограничивать детскую активность, интересы и увлеченность, препятствовать семейным традициям. Соблюдение режима дня не должен быть в тягость и приносить негативные эмоции для всей семьи. Не отказывайтесь от посещения гостей или от путешествия, но тщательно продумайте, как сделать так, чтобы были соблюдены все необходимые по возрасту режимные моменты, чтобы ребенок не переутомился и имел возможность отдыхать и полноценно питаться. Как видите, выстроенный режим дня не препятствует интересному и полноценному времяпрепровождению, а, наоборот, помогает организму скорее прийти в привычное состояние работоспособности.

При выстраивания режима дня для дошкольника или школьника прислушивайтесь к его мнению и потребностям, позволяйте иногда менять привычный распорядок, не нарушая общий режим дня. Например, если мальчик имеет спортивные увлечения, а трансляции показывают поздно, разрешите ему досмотреть передачу, предупредив, что утром ему придется вставать в обычное время.

Мы разобрали основные причины соблюдения режима дня для детей и оказывающее позитивное влияние на развитие психики и становление личности. Гибкий режим, отвечающий потребностям конкретного ребенка и его возрастным особенностям, помогает вырасти здорового, гармоничного и счастливого человека.

Изображение от Freepik

Поделиться в соцсетях:

Автор статьи

Яремич Юлия Александровна
Детский психолог

Ранее

Комментарии:

Комментариев еще нет, вы можете быть первым кто его оставит

Оставьте ваш первый комментарий:

Пройдите авторизацию чтобы оставить комментарий.

edit