Тревожные дети

Родительский портал - Тревожные дети

Родительский портал - Тревожные дети

Эмоции ребенка

Тревожность – «индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые к этому не предрасполагают». В детском возрасте принято говорить о тревожности как о состоянии, в старшем возрасте как о личностной черте человека. В отличие от тревоги, которая возникает как реакция на определенную ситуацию (например, ответ у доски, посещение врача и т.д.), тревожность не имеет привязки к ситуациям. В отличие от страха, который достаточно ярко себя проявляет, тревожность носит размытый, разлитой характер. Из-за этого многими детьми тревожность внутри себя не распознается, как нежели агрессия, страх и другие частые проблемы детского возраста. Да и окружающие люди не всегда понимают, что рядом с ними может находиться тревожный ребёнок.

Внешний облик тревожного ребёнка различный. Это может быть внешне зажатый ребёнок, отказывающийся от взаимодействия со взрослыми или сверстниками, не проявляющийся в игровой или учебной деятельности. Неуверенный, боязливый, тихий, излишне скромный – так часто характеризуют тревожного ребёнка родители, воспитатели, учителя. Но это также может быть ребёнок внешне не отличающийся от других детей, но при этом иметь особенности взаимодействия с окружающим миром, например, отказываться от посещения гостей, игровых площадок, не выполнять требования учителей, агрессивно отстаивать свою точку зрения по мелочам, ломать чужие постройки и т.д. Возникающая неадекватная самооценка в описанных и других случаях выступает компенсаторным механизмом тревожности. Чем старше ребёнок, тем признаки тревожности всё более завуалированы.

Каковы причины тревожности у детей? Выявить причины появления тревожного состояния у ребёнка достаточно непросто, поскольку характер тревожности, как мы уже косвенно сказали, не имеет источника, не является реакцией на ситуацию в семье, в детском саду или школе. Говоря о тревожности, мы подразумеваем совокупность факторов, действующих на ребёнка в течение короткого или длительного времени. Среди них можно выделить:

- врожденные особенности нервной системы. Таких детей часто называют «чувствительными». С рождения дети с чувствительной нервной системой относятся с некой осторожностью к окружающему миру, с плохими ожиданиями по отношению к нему. В младенческом периоде развития малыш плохо спит, часто просыпается, плачет во время купания, имеет беспокойное поведение, часто просится на ручки, долго отучается от груди или соски, сосёт палец. В раннем возрастном периоде (с одного года до трёх лет) долго переживает из-за расставания с близкими людьми, боится громких звуков, неожиданностей, не проявляет инициативу в предметной, игровой деятельности. В дошкольном возрасте тревожные дети, как правило, имеют особенности адаптационного периода: долго, со слезами привыкают к группе детского сада. Именно в этот возрастной период родители и окружающие взрослые обращают внимание на наличие признаков тревожности у ребёнка, если они проявляются в поведении, мешают ему адаптироваться к требованиям социума, включаться в коллектив сверстников. В младшем школьном возрасте тревожность проявляется в процессе становления школьной позиции. Тревожные школьники остро реагируют на школьные оценки, переживают из-за неудач, из-за отношений с одноклассниками.

- нестабильная семейная ситуация, конфликтные отношения, тревожные родители. Эти факторы способствуют нарастанию неуверенности в себе, тревожности детей любого возраста.

Нарушение иерархии в семейной системе – это когда главным в семье становится ребёнок. В такой ситуации ребёнок начинает дома вести себя как тиран, а вне дома чувствовать сильную тревожность.

Эмоционально нестабильные, тревожные родители часто не способны выстроить с ребёнком теплые, эмоционально наполненные взаимоотношения, передают свой способ реагирования на стрессовые ситуации своему ребёнку.

- неадекватный стиль воспитания, неадекватные требования к ребёнку. Гиперопекающий (чрезмерно заботливый) стиль усиливает тревожность ребёнка, формируя в нём выученную беспомощность («чтобы я не начинал делать, у меня не получится»). Когда за ребёнка всё делает и решает взрослый, он не получает опыт ошибок и неудач. При столкновении с трудностями не знает, как на них реагировать, ждёт помощи от окружающих, перестает верить в свои силы и возможности. Непоследовательный стиль воспитания также способствует формированию тревожного поведения. Это такой стиль воспитания, когда сигналы, которые ребёнок получает от близкого человека, различны в зависимости от ситуации или настроения взрослого. Ребёнок вынужден постоянно подстраиваться под неуверенного, непоследовательного взрослого, у него не формируется базовое чувство уверенности и безопасности.

Неадекватно завышенные требования со стороны взрослых («Ты должен учиться только на пятёрки», «Ты должен лучше всех вести себя в детском саду»), так же как и заниженные, отсутствие как таковых накладывают отпечаток на психологическое здоровье ребёнка, в том числе и на возрастание тревожности.

Родителям тревожных детей необходимо быть внимательными к своему чаду, понимать, какие факторы больше всего воздействуют на тревожность, и соблюдать следующие общие рекомендации:

- Не предъявлять завышенных требований. Но в то же время не допускать их полное отсутствие;

- Избегать заданий, которые выполняются за определенное фиксированное время; соревновательных моментов;

- Не сравнивать своего ребёнка с другими детьми;

- Хвалить ребёнка чаще, обозначать, за что именно вы его хвалите. Особенно для тревожного школьника важно замечать все малейшие изменения в процессе обучения («Сегодня у тебя еще лучше получилось написать эту букву», «Ты сделал на одну ошибку меньше»);

- Для снятия излишнего мышечного напряжения родителям тревожных детей рекомендуется чаще использовать тактильный контакт с ребёнком: поглаживать его, обнимать. Научите ребёнка релаксационным приёмам, дыхательным гимнастикам. Чаще находитесь на свежем воздухе.

- Гармонизируйте семейные взаимоотношения, ни в коем случае не допускайте психологического насилия со стороны других людей.

- Более продумано отнеситесь к выстраиванию системы наказаний для тревожного ребёнка. Возможно, стоит ограничиться беседой.

Изображение от Racool_studio на Freepik

Поделиться в соцсетях:

Автор статьи

Яремич Юлия Александровна
Детский психолог

Ранее

Комментарии:

  • Тревожность – «индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые к этому не предрасполагают». Little frog 17:14, среда, 14 июня 2023

    Благодаря вашим советам, теперь я стала более мудрой в вопросе воспитания

Оставьте ваш комментарий:

Пройдите авторизацию чтобы оставить комментарий.

edit