Психологическая готовность к школе
«Ваш ребенок психологически не готов к школе?» - что стоит за этой формулировкой? Из каких компонентов состоит готовность к школе и как родителямспособствовать её развитию – поговорим в новой статье.
Психологическая готовность – это достаточный уровень психологического развития ребенка, зрелости его нервной системы для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Неготовность включает в себя отсутствие изменений в интеллектуальной, личностной и социальной сферах. Многие родители ошибаются, считая, что ребенка можно подготовить за год до школы. На самом деле, психологическая готовность к обучению в школе формируется постепенно, в течение всего дошкольного детства, выступает неким результатом успешного решения возрастных задач.
Готовность к школе представляет собой целый комплекс взаимосвязанных компонентов: интеллектуальный, мотивационно-личностный, коммуникативный (умение общаться и взаимодействовать), эмоционально-волевой. Каждый из них у конкретного ребенка может иметь индивидуальный уровень сформированности.
Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка любознательности как качества личности, определенного кругозора, запаса конкретных знаний, понимания основных закономерностей, определенного уровня развития внимания, памяти, мышления, воображения, а также речи (в том числе отсутствие речевых проблем). Принципиальное значение имеет не количество знаний (многие дети - ходячие энциклопедии), а их качество и четкость представлений, умение связать несколько фактов и сделать умозаключение.
Родителям, которые хотят интеллектуально подготовить ребенка, необходимо развивать умение слушать, понимать смысл прочитанного и услышанного, пересказывать материал, умение сопоставлять, сравнивать, выражать свое отношение к полученной информации. Важно жизнь ребенка наполнять познавательными событиями (экскурсии, посещение музеев, прогулки по городу и т.д.), которые формируют интерес к неизвестному.
Следующий компонент психологической готовности - мотивационно-личностная зрелость, за которой стоит не просто желание идти в школу, но и желание учиться каждый день, узнавать новое, т.е. стремиться к познанию, готовность принимать трудности. Этот компонент также предполагает принятие новой социальной позиции – школьника. Это иное положение в семье, обществе, с новыми правилами: необходимость соблюдать школьный режим, своевременно приходить на уроки, выполнять учебные задания в школе и дома; правильно воспринимать ситуацию урока, правильно понимать смысл действий учителя, его профессиональную роль; слушать и слышать учителя, не отвлекаться на посторонние темы, задавать вопросы по существу.
Желание занять новое социальное положение определяет всю систему отношений ребенка к себе и окружающей действительности и во многом определяет успешность обучения ребенка в школе!
Для формирования мотивационной готовности важно предоставлять ребенку развивать свою игровую деятельность. Многие родители недооценивают значимость детской игры. Ведь в ней обогащается социальный и коммуникативный опыт; возникает потребность к познанию. В быту необходимо создавать проблемные ситуации, ситуации успеха для получения реальных результатов своего труда. Родителям нужно быть готовым поддерживать в трудностях, учить преодолевать тревогу и неуверенность, а также расширять представления о школе, о том, что делают дети в школе, для чего надо учиться.
Коммуникативная готовность включает в себя положительное отношение к другим, умение устанавливать контакт со взрослыми и сверстниками, поддерживать взаимодействие в определенном контексте, учитывать интересы других, умение договариваться, оказывать помощь другому, сопереживать окружающим.
Эмоционально-волевая готовность – преобладание позитивного фона настроения, развитость эмоций и чувств (нравственных, познавательных, эстетических), сформированность таких качеств, как отзывчивость, умение сочувствовать, сопереживать); снижение импульсивности проявлений эмоций и поведенческих реакций в сторону произвольности, способность действовать в соответствии с правилами, сосредотачивать и удерживать внимание на определенной деятельности в течение длительного времени, доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности, оценивать результат.
Понятно, что эти качества и умения в дошкольном возрасте еще только формируются, развиты недостаточно, и поэтому без участия взрослых в организации деятельности ребенка не обойтись: организованность самих взрослых, соблюдение режима дня, последовательность действий и воспитательных мер, определение прав и обязанностей каждого члена семьи и пр.
Будьте внимательны к ребенку, любите его, но не «привязывайте» к себе. Будьте готовы поддержать ребенка, выслушать и ободрить его. Заботьтесь о физическом и соматическом здоровье ребенка, так как ослабленный ребенок тратит больше сил на обучение. Разговаривайте с ребенком и друг с другом в семье заботливым, одобряющим тоном. Залог успеха — доброжелательные и открытые отношения в семье.
Изображение от prostooleh на Freepik
Поделиться в соцсетях:
Автор статьи
Яремич Юлия Александровна
Детский психолог
Ранее
-
Юлия
10:03, воскресенье, 19 марта 2023
-
Юлия
17:06, суббота, 18 марта 2023
-
Сергей
22:21, пятница, 17 марта 2023
-
Юлия
09:50, четверг, 16 марта 2023
-
Юлия
07:18, вторник, 14 марта 2023
-
Юлия
11:41, понедельник, 13 марта 2023
-
Юлия
17:16, воскресенье, 12 марта 2023
Психическое развитие ребенка третьего года жизни: заметки психолога
-
Юлия
16:51, пятница, 10 марта 2023
-
Юлия
13:54, четверг, 09 марта 2023
Что надо знать родителям о памяти детей дошкольного возраста.
-
Юлия
06:59, среда, 08 марта 2023
Комментарии:
На курсах при школах уделяется вниманию психологической готовности?
favoriteSony23-zukova, не всегда. Одним из плюсов-знакомство со школой, учителем, правилами в конкретном классе.
favoriteОставьте ваш комментарий:
Пройдите авторизацию чтобы оставить комментарий.