Главная / Полезные советы специалистов / “Мама, поиграй со мной” - ребёнок не отпускает, что делать?

“Мама, поиграй со мной” - ребёнок не отпускает, что делать?

Родительский портал - “Мама, поиграй со мной” - ребёнок не отпускает, что делать?

Родительский портал - “Мама, поиграй со мной” - ребёнок не отпускает, что делать?

Советы в воспитании Эмоции ребенка

В этой статье речь пойдет о поведении маленького ребёнка (как правило, дошкольного возраста), от которого родитель часто чувствует себя усталым. Чаще всего с этим поведением сталкивается мама, поскольку именно она много времени проводит с ребёнком и имеет с ним тесную эмоциональную связь. Мамы обеспокоены тем, что их малыши часто просят с ними поиграть (вернее, всегда), не могут занять сами себя хотя бы на полчаса. С таким ребёнком достаточно бывает трудно договориться, он плачет, ноет, давит на жалость, жалуется на скуку. Родители отмечают, что испытывают довольно сложные чувства. С одной стороны, такое поведение ребёнка очень утомляет, раздражает, со временем начинаешь себя чувствовать тамадой для ребёнка. С другой стороны, испытываешь грусть, сочувствие к ребёнку, чувство вины («Какая я мать, что даже не могу уделить время ребёнку»). Давайте разбираться, как найти золотую середину, как найти баланс между важными взрослыми делами и игрой с ребёнком, как приучать ребёнка к самостоятельной игре.

Для начала определим, что значимость игры для ребёнка и взрослого человека очень различна. Для большого человека это просто игрушки, предметы, игра не представляет собой ценность, а для маленького человечка – это целый мир, в котором он живет. Играя, ребёнок получает колоссальное удовольствие (не говоря уже о пользе развития, которая, конечно не осознается). Играя с любимой мамой в любимые игрушки, это двойное колоссальное удовольствие. С помощью игрового взаимодействия ребёнок пополняет запас знаний об окружающей действительности. Во время игры с партнёром ребёнок проигрывает важные части своего социального существования, определенные роли, ситуации, которые его интересуют. Например, ребёнок просит поиграть в магазин. Таким образом, ребёнок знакомится с профессией «продавец», с ролью покупателя, приобретает опыт покупки продуктов, игрушек, получает первые представления о финансовой грамотности. Малыш получает сильные положительные эмоции от общения с мамой именно в игре. Особенно, когда мама восторгается им, хвалит, «подсвечивает» его сильные стороны (вербально-словами или невербально-улыбкой, объятием и т.д.). Любящий родитель, конечно же, знает и понимает, почему время, проведенное с ребёнком, способствует его развитию и укреплению отношений с ним. Но также как взрослый – родитель понимает, что ребёнок должен к определенному возрасту уметь занять себя сам, а он, как взрослый, реализоваться в своих взрослых делах. Следующие советы и рекомендации психолога помогут вам наладить отношения с ребёнком, если его просьбы поиграть стали частыми и навязчивыми.

1. Представьте себе, что ребёнок – это сосуд, который каждый день необходимо наполнять вниманием, заботой, любовью. На языке ребёнка, именно игра – это способ наполнения своего сосуда родительской любовью. Все дети разные и их сосуды разные по объему. Наверное, вы замечали, одному ребёнку достаточно пяти минут в день внимания родителей, другому ребёнку и двух часов мало. Если вы столкнулись с подобным поведением ребёнка, то скорее всего, у него достаточно большой сосуд, то есть достаточно большая потребность в общении, внимании, игре. Это может быть связано как с врожденными особенностями ребёнка, с тревожной структурой его личности, а также с отсутствием навыков самостоятельной игры, гиперопекающим стилем воспитания и другими причинами. Задача родителя: прежде чем начать совершать свои бытовые дела по дому или по работе, наполнить сосуд внимания ребёнка. Пускай это будет пять-десять минут проведенного совместного времени, но зато у ребёнка будет ресурс, чтобы поиграть одному.

2. Заранее договариваетесь с ребёнком, сколько время вы можете провести вместе в игре. Старайтесь говорить «детским языком»: «Например, сейчас моя машинка заедет в гараж, ей надо немного отдохнуть, а я пока нарежу овощи для супа». Приобретите песочные часы или часы с таймером, для того чтобы у ребёнка постепенно формировалось представление на сколько времени он может рассчитывать («Как только прозвучит сигнал, наша игра закончится»).

3. Дети часто очень эмоционально реагируют, что родители не могут сразу удовлетворить его просьбу поиграть. Приучайте ребёнка к терпению, но постепенно. Когда ребёнок просит вас поиграть, старайтесь не сразу оставлять свои дела ради игры, а приходить к нему через некоторое время. Также не забываем про «детский язык», чтобы малыш понял, сколько времени ему надо подождать («Сейчас мама почистит картошку, морковку. Затем картошку нарежет, а морковку потрет, и положит овощи в суп. После этого я подойду к тебе, и мы продолжим игру).

4. После трёх лет можете попробовать планировать совместную активность. Распишите или нарисуйте вместе с ребёнком на большом листе бумаге или мольберте виды деятельности, которые вы планируете совершить в течение дня. Обозначьте дела другим цветом или специальным знаком (звёздочка, кружочек), которые вы должны совершать как важные взрослые дела, совместное времяпрепровождение с ребёнком и дела самого ребёнка. Когда ребёнок начинает ныть, что ему скучно, «мама, поиграй со мной», направьте его внимание на ваш расписанный планер, объясните, когда вы сможете уделить ему внимание. Ребёнок должен быть уверен, что у вас в течение дня обязательно найдется время для него.

5. Старайтесь проводить время с ребёнком качественно. Частая ошибка взрослых, которые играют с ребёнком - эмоционально и содержательно не включаться в игру (сидеть в телефоне, реагировать односложно, мыслями быть далеко). К сожалению, сосуд внимания и любви в таком случае не заполняется. Старайтесь уменьшить количество совместной игры (если у вас много других важных дел), но при этом сделать его более качественным.

6. Следующая ошибка родителей – это не формировать навыков самостоятельной игры. Играя с ребёнком, нужно не забывать про свою позицию взрослого. Это значит - быть партнером по игре, но не совершать за ребёнка игровые действия. Например, вы показали ребёнку, как можно построить гараж для машинок, а в следующий раз попросите его сделать такой же гараж, не делайте это сами снова и снова. Приобретая, таким образом, навыки игровых действий, ребенок также приобретает навыки самостоятельной игры.

7. Не бойтесь предлагать ребенку игры, которые вам нравятся самим. Например, вы мама мальчика, которая не очень любит играть в машинки, но зато вам нравится гулять и рисовать. Сообщите честно об этом ребенку. Находите общие интересы, чтобы времяпрепровождение шло не только ребёнку на пользу, но и всей семье.

Изображение от master1305 на Freepik

Поделиться в соцсетях:

Автор статьи

Яремич Юлия Александровна
Детский психолог

Ранее

Комментарии:

  • В этой статье речь пойдет о поведении маленького ребёнка (как правило, дошкольного возраста), от которого родитель часто чувствует себя усталым. Чаще всего с этим поведением сталкивается мама, поскольку именно она много времени проводит с ребёнком и имеет Данил Михаилович 12:32, четверг, 15 июня 2023

    Юлия нам очень нравится читать ваши статьи

Оставьте ваш комментарий:

Пройдите авторизацию чтобы оставить комментарий.

edit