Главная / Полезные советы специалистов / Психическое развитие ребенка от 0 до 1 года: заметки психолога

Психическое развитие ребенка от 0 до 1 года: заметки психолога

Родительский портал - Психическое развитие ребенка от 0 до 1 года: заметки психолога

Родительский портал - Психическое развитие ребенка от 0 до 1 года: заметки психолога

Советы в воспитании Развитие ребенка Эмоции ребенка

Ребенок первых двух месяцев жизни называется новорожденным, а до конца первого года - младенцем. Только представьте, в период от рождения до года происходит самый быстрый скачок развития в сопоставлении с другими этапами жизни человека, закладываются важнейшие основы для развития психики, формирования будущей личности. Психическое развитие в этом возрасте неотрывно от физического развития, поэтому часто можно услышать такое понятие как психомоторное развитие детей до года. Показатели двигательного развития имеют особое значение для оценки общего развития младенца, именно поэтому врачи на осмотре не только взвешивают и измеряют ребенка, но еще и подробно расспрашивают о том, что умеет ребенок. Важные признаки психомоторного развития и приблизительный возраст их усвоения представлен в таблице для ознакомления родителям.

Признаки развития

Возраст

Приподнимает голову, улыбается

1-2 мес.

Уверенно держит голову, прослеживает взглядом погремушку

2-3 мес.

Начало гуления (произнесение звуков гу, агу, гы, ы), игры с руками

3-4 мес.

Активный социальный контакт

4-5 мес.

Боязнь незнакомых людей, первый лепет

5-6 мес.

Сидит самостоятельно

6-7 мес.

Играет в «ку-ку»

7-8 мес.

Может встать с поддержкой, понимает некоторые слова, «пинцетный захват»

8-9 мес.

Проявляет интерес к маленьким предметам, перекладывает их из одной руки в другую. Говорит простые слова: мама, папа, баба.

9-10 мес.

Первые шаги, ходит без поддержки

12-18 мес.



В первый год жизни младенца закладываются важные векторы или направления развития, такие как коммуникативное, речевое, физическое, интеллектуальное, личностное. Особенностью данного возрастного периода является то, что развитие младенца происходит в тесном взаимодействии с взрослым, который находится рядом с ребенком - через сенсомоторный, телесный и эмоциональный контакт с ним. От того насколько взрослый чувствителен к потребностям малыша (физическим, телесным, эмоциональным и т.д.), насколько он способен выполнять свои обязанности по уходу неформально (разговаривает ли с малышом ласковым голосом, берет ли на ручки) зависит возможность полноценного психического развития. В общении и взаимодействии с младенцем движения и слова не должно быть резкими, быстрыми. Во время всех процедур по уходу взрослый должен рассказывать, что происходит с малышом сейчас и что будет происходить дальше («Сейчас я положу тебя на спинку, надену шапочку, комбинезончик. Тебе станет тепло. Я положу тебя в коляску, мы будем гулять»), поддерживая эмоциональный и телесный контакт.

Удивительно, но именно в младенчестве закладывается та часть нашей личности, которая в будущем отвечает за наши потребности и желания. Взрослый человек, который удачно прошел этап младенчества (т.е. имел хороший контакт с близким взрослым), как правило, хорошо ощущает, что он хочет или не хочет. Другой человек, потребности которого в младенчестве не удовлетворялись или удовлетворялись не последовательно, часто не может понять свои желания, не может долго найти свое предназначение, находится в состоянии поиска, испытывая при этом тревожность и сомнения.

Как же обеспечивать адекватные взаимоотношения с младенцем? Поведение взрослых должно идти по стратегии удовлетворения потребностей малыша (которых, сказать к вопросу достаточно много). При этом преднамеренные действия взрослого по удовлетворению потребностей также неблагоприятно влияют на развитие ребенка. Например, когда малыша кормят еще до того, как он почувствовал голод, берут на ручки при первом писке. В таких и подобных ситуациях у младенца не успевает возникнуть потребность, не говоря о том, что он не успевает о ней сообщить.

Эмоциональные отношения, которые закладываются в столь раннем возрасте, оказывают влияние на все последующие отношения с миром и людьми. Если отношения с мамой или взрослым, который её заменяет, стабильные, наполненные теплотой, любовью, приятными ощущениями от прикосновений, то у ребенка формируется чувство базового доверия и безопасности («Этот мир хороший, меня здесь любят и принимают»). К сожалению, такие теплые телесные и эмоциональные контакты между взрослыми и младенцами складываются не всегда, чувство безопасности не формируется («Я с осторожностью отношусь к этому миру и к людям»). Таким людям сложнее выстраивать во взрослой жизни близкие отношения, строить свои семьи, воспитывать детей на основе любви.

Первый год жизни ребенка удивительный во всех смыслах. Каждый день приобретаются новые навыки и умения. Благодаря теплым, любящим, заботливым близким малыш активно развивается, формируются его потребности, самоценность, уверенность в себе, умение выстраивать отношения с миром и людьми.

Изображение от cookie_studio на Freepik

Поделиться в соцсетях:

Автор статьи

Яремич Юлия Александровна
Детский психолог

Ранее

Комментарии:

  • Ребенок первых двух месяцев жизни называется новорожденным, а до конца первого года - младенцем. alexsandra 15:25, вторник, 28 марта 2023

    Спасибо за такую полезную табличку! Нам 3 месяца - еще не разговариваем. Сейчас стала переживать меньше.

  • Ребенок первых двух месяцев жизни называется новорожденным, а до конца первого года - младенцем. Юлия Александровна 15:40, вторник, 28 марта 2023

    Аlexsandra, на здоровье! Успешного вам развития!

Оставьте ваш комментарий:

Пройдите авторизацию чтобы оставить комментарий.

edit