Главная / Полезные советы специалистов / Про агрессию маленьких детей.

Про агрессию маленьких детей.

Родительский портал - Про агрессию маленьких детей.

Родительский портал - Про агрессию маленьких детей.

Советы в воспитании Эмоции ребенка

Агрессивность, как особое поведение, направленное на разрушение и защиту, возникает достаточно в раннем возрасте - от 2,5 до 4,5 лет. Именно в этом возрастном периоде малыш впервые сталкивается с ограничениями, правилами и запретами. И получает новый эмоциональный опыт в попытках отреагировать на это. От того на сколько ребёнок смог правильно и адекватно прожить этот возрастной этап зависит то, как в дальнейшем у него сложатся отношения с собственной агрессией и гневом. Ведь каждый человек время от времени сталкивается с этим непростым чувством. Если в указанный период ребёнок при столкновении с собственным гневом, не научился его чувствовать, выделять и им управлять, то в дальнейшем – в дошкольном, школьном, подростковом возрасте и даже во взрослой жизни, будет бояться этого чувства, избегать его или, наоборот, слишком зависеть от своих разрушительных агрессивных действий.

Представьте себе маленького карапуза трёх лет, который активно изучает окружающий его мир. Он часто просит дать ему то, чем пользуется взрослый, он часто хочет делать то, что запрещено по каким-то причинам. В случае неполучения желаемого или получения отказа от взрослого, малыш буквально взрывается истерикой, проявляет агрессию на взрослого, кидает всё вокруг, кричит и сокрушается. Это первая встреча ребенка с психологической болью, отрицанием, гневом, обидой, и как результат, агрессивные действия на то, чтобы изменить ситуацию.

Родители часто не ожидают, что могут столкнуться с такими тяжелыми переживаниями у детей, соответственно, бывают, не готовы к этому морально. Им кажется, что, относясь к ребенку хорошо, воспитывая его в соответствии с современными педагогическими и психологическими рекомендациями, они никогда не столкнутся с негативными эмоциями. Агрессивные действия, особенно в адрес мам, могут напугать, на время «психологически» парализовать взрослого, вызвать злость и гнев по отношению к ребенку.

Решающим моментом становится степень терпения и адекватная реакция взрослого, который находится рядом с ребенком. Малыш, в жизни которого не происходят похожие ситуации, не научается управлять гневом, с трудом учится выстраивать близкие отношения и границы взаимодействия. Также, если рядом нет «адекватного» взрослого, то ребенок остается один на один с массой различных чувств, которые оказывают влияние на его взаимодействие с окружающим миром. Под «адекватностью» взрослого мы подразумеваем способность человека объективно отразить окружающую ситуацию и происходящее в ней. Это способность отделить свои чувства от чувств ребенка («Меня злит, что ты не можешь успокоиться», «Я впадаю в отчаянье, когда ребенок меня бьет»), не обвинять и не прививать ему ложных эмоций («Как тебе не стыдно, так себя вести», «Хорошие дети не бьют маму»).

Нужно понимать, что под агрессивными действиями лежат различные чувства и эмоции, которые ребенком в маленьком возрасте ещё мало осознаются. Глобальной задачей взрослого является создание связей между поведением малыша и его эмоциональными состояниями. Делается это просто: в беседе с ребенком, через некоторое время в доверительном, спокойном тоне («Ты кинул игрушку, потому что разозлился», «Ты смял книжку, потому что расстроился»). После этого предложите социально-приемлемый способ, которым ребенок может в следующий раз воспользоваться («Давай, когда ты почувствуешь злость, ты не будешь кидать игрушку, а побьешь подушку», «Маму кусать нельзя, но можно порвать зубами салфетки» и т.д.). Важно не только предложить ребенку, но и вместе проиграть с ним выход эмоциональных реакций. Это можно сделать разными способами, которые приемлемы для вашей семьи: покидать мягкие игрушки, мячики, помять или порвать бумагу, покричать в барабан стиральной машины, порычать как лев, потопать как слон и т.д. Наилучшим образом будет, если вы предоставите ребенку выражать гнев и злость через телесные движения.

Эти последовательные действия не сразу, но постепенно помогут ребенку понять причину происходящих с ним явлений, почувствовать себя в безопасности, принятии.

Многие дети, вырастая, имеют запрет на проявления агрессии, злости, гнева и других эмоций, прямое проявление которых в нашем обществе в большинстве случаем считается неприемлемым. Однако ребенок получает двойное послание от социального окружения, общества, что проявляется как повышенный голос родителей, пассивная или физическая агрессия, насилие по телевидению, в компьютерных играх, действия военных, полицейских и другое. Видя агрессию вокруг, ребенок прячет, накапливает, сдерживает свои негативные эмоции и чувства, часто из-за боязни или отвержения со стороны взрослых. Подавление эмоций, невозможность их выражения как раз и приводит в старшем возрасте к немотивированной агрессии, антисоциальному поведению.

Таким образом, понимание родителями процессов зарождения агрессии в раннем возрастном периоде позволяет гибко и экологично подойти к этому непростому вопросу.

Изображение от Freepik.

Поделиться в соцсетях:

Автор статьи

Яремич Юлия Александровна
Детский психолог

Ранее

Комментарии:

  • Агрессивность, как особое поведение, направленное на разрушение и защиту, возникает достаточно в раннем возрасте - от 2,5 до 4,5 лет. a.a.asafieva 13:07, среда, 05 апреля 2023

    Добрый день! Скажите пожалуйста, а спортивные секции помогут справиться с агрессией ребенка? Минимизировать негативный отклик на окружающий мир?

  • Агрессивность, как особое поведение, направленное на разрушение и защиту, возникает достаточно в раннем возрасте - от 2,5 до 4,5 лет. Юлия Александровна 18:38, среда, 05 апреля 2023

    A.A.Asafieva, здравствуйте! Надо смотреть каждый конкретный случай отдельно. Активные виды деятельности, в том числе и спорт, безусловно, помогают "сбросить" накопившуюся энергию (и детям, и взрослым). Но иногда требуется, наоборот, "заземлить" ребенка, показать другие способы взаимодействия с миром, успокоить его, и тогда, спортивные кружки не вариант.

Оставьте ваш комментарий:

Пройдите авторизацию чтобы оставить комментарий.

edit