Главная / Полезные советы специалистов / Развитие ребёнка, основные этапы: от 0 до 3 лет.

Развитие ребёнка, основные этапы: от 0 до 3 лет.

Родительский портал - Развитие ребёнка, основные этапы: от 0 до 3 лет.

Родительский портал - Развитие ребёнка, основные этапы: от 0 до 3 лет.

Развитие ребенка

Возраст ребёнка от рождения и до трёх лет можно назвать ранним; в нем выделяются периоды новорожденности (0 - 1 месяц), грудничковый (до 1 года) и ясельный (1 - 3 года). Так же в рамках данного возрастного промежутка случаются, как правило, два кризиса развития - кризис одного года и кризис трёх лет. Сейчас, давайте, остановимся непосредственно на этом раннем возрасте: в чем его особенности, что важно знать родителям малыша, какие главные потребности имеются в этот период у ребёнка, и на что ориентироваться в вопросах его развития.

Одной из первых базовых потребностей новорождённого человека является потребность в принадлежности, привязанности, обладании своим взрослым. От реализации этой потребности зависит формирование чувства безопасности, уверенности, развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер. Ребёнку нужны родители! Причём, это не ограничивается первыми тремя годами жизни. Важно с первых минут жизни поддерживать тактильный, эмоциональный, речевой контакт с малышом; гладить его, смотреть на него, говорить с ним. Так же необходимо давать отклик на просьбы ребёнка, которые в первое время выражаются, обычно, при помощи плача. Малыш, получающий отклик на свои сигналы, а не оставленный кричать в одиночестве, формирует уверенность в себе и окружающем мире. Чуткие, включённые родители уже через пару недель будут прекрасно понимать, что именно означает плачь их чада (стоит не забывать, что малыши плачут не только от голода или потому что подгузник грязный, им так же может хотеться общения, может быть скучно или они неважно себя чувствуют).

По мере развития и адаптации, груднички начинают проявлять эмоции и интерес к окружающему миру. Здесь так же очень большое значение имеет обратная связь: отвечайте на детские эмоции и поощряйте развитие познавательной сферы. Лучше, если с 3-4 месяцев ребёнок переедет бодрствовать на пол (с хорошим мягким покрытием): это способствует физическому развитию и уберегает от нечаянного падения. В целом, на этапе раннего развития, предпочтение стоит отдать именно развитию физическому: будучи организованным правильно, именно оно поможет ребёнку в будущем овладеть навыками речи, чтения и письма, а так же сложной двигательной координации. Не нужно ограничивать ребёнка в его желании двигаться и знакомиться с новыми предметами, текстурами, формами. При этом стоит помнить, что и подстегивать физическое развитие не стоит: не нужно ставить на ножки ребёнка, который сам ещё не умеет вставать, не стоит сажать ребёнка, который сам не умеет садиться; и уж точно стоит отказаться от таких девайсов как ходунки и маленькие манежи. Безусловно полезен для малышей до года профилактический массаж и гимнастика (для ребёнка, у которого нет проблем со здоровьем их может проводить как специалист, так и сама самостоятельно). Важно ли, чтобы ребёнок ползал? Этот вопрос волнует многих родителей. Ответ однозначный - да! И если малыш затрудняется в этом процессе, то как раз грамотный курс гимнастики и массажа обязательно ему в этом помогут. Около трёх месяцев ползания помогают ребёнку укрепить мышцы, избежать лишней нагрузки на позвоночник, стимулируют развитие межполушарных связей головного мозга, готовят к вертикализации и развивают навык ориентирования в пространстве (при условии, что нет ограничений в виде манежа). Поэтому не стоит стремиться к ранней ходьбе и сидению, стремитесь к ползанию.

Период, когда малыш становится ребёнком, как правило начинается с умения ходить и говорить. Это происходит в районе первого дня рождения. При этом нормой считается, начало ходьбы в 18 месяцев. Что касается речи, то от 1 года до 2,5 лет у ребёнка есть время, чтобы начать говорить слова и связывать между собой хотя бы два слова. Этот этап, как правило, наступает после освоения ребёнком словаря в пятьдесят слов, после чего словарный запас нарастает очень быстро, а в речи начинают появляться словосочетания.

Что полезного можно сделать для развития речи? Развивать двигательную сферу, обеспечивать живое общение с ребёнком, преподносить новую информацию путём получения наглядного опыта, стараться поменьше одергивать ребёнка постоянным «нельзя» и забыть про карточки с картинками до тех пор, пока малыш сам не начнёт показывать пальчиком на разные предметы на рисунках. Для этого достаточно периодически читать с ребёнком книги (нам в коем случае не насильно) и оставлять эти книги в открытом доступе.

Несомненно, полезными занятиями в период раннего развития будут лепка, игры с песком, перебираете мелких предметов, рисование пальчиками - то, что развивает мелкую моторику.

Последний аспект, который стоит осветить - это потребность в общении со сверстниками и посещение детского сада. К сожалению, современное общество и экономика не ориентированы на родителей с детьми, а в массовом сознании бытует мысль о том, что общество сверстников жизненно необходимо для успеха. Это большие заблуждения, продиктованные удобством в рамках прогресса. Для ребёнка главное - общение со значимыми взрослыми и привязанность к ним. Поэтому стоит отдать предпочтение воспитанию ребёнка в семье при наличии такой возможности. А, выбирая детский сад, ориентироваться на варианты с малыми группами, и в первую очередь выстроить контакт ребёнка с воспитателем.

Поделиться в соцсетях:

Автор статьи

Викторова Ольга Александровна
Детский психолог

Ранее

Комментарии:

Комментариев еще нет, вы можете быть первым кто его оставит

Оставьте ваш первый комментарий:

Пройдите авторизацию чтобы оставить комментарий.

edit