Почему ребенок не хочет учиться?
Почему ребенок не хочет учиться?
«Почему ребенку не интересна школьная деятельность» - частый вопрос, волнующий родителей и педагогов. В последнее время проблема мотивации в начальной школе обострилась. При имеющемся разнообразии учебных программ, технических средств, интерактивных возможностей, которые предоставляет современная школа, фраза «не хочу учиться» звучит от детей всё чаще и чаще. В этой статье предлагаю разобрать возможные причины такого явления: почему современный ребенок не хочет учиться.
Психологи-исследователи, изучающие младших школьников, пришли к выводу о наличии пяти основных групп причин, мешающих ребенку погрузиться в учебную деятельность (О.А. Семенова, Ц.А. Шамликашвили, Т.В. Ахутина, Н.М.Пылаева и др.).
1. Первая причина, часто встречаемая в практике школьного психолога, это отсутствие у ребенка элементарных сил и энергии. Да-да, маленький живчик может целый день играть, прыгать и бегать, кажется, его энергия неиссякаемая, но в то же время такой ребенок сильно устает от деятельности, требующей мыслительной активности и концентрации внимания. Это относится к частоболеющим детям, детям со слабой нервной системой и к детям, посещающих много кружков и не имеющих свободного времени на свободные занятия.
Чрезмерная нагрузка на ребенка, на его нервную систему, завышенные требования и ожидания со стороны семьи приводят к накапливаемому результату - снижение мотивации к обучению к школе.
2. Следующая причина связана с небезопасностью ситуации обучения. Ребенок к началу школьной деятельности имеет неприятный опыт «учения» в детском саду, на подготовительных курсах, дома. Под неприятным опытом мы подразумеваем психологическое насилие со стороны авторитарных взрослых: окрик, выговор, унижение, пристыжение (особенно при других детях). Требования со стороны таких «горе-учителей» беспрекословного подчинения, сидеть часами, не двигаясь, соблюдение абсолютной тишины также оставляют неизгладимый след в развитии маленького ребенка, чьи возможности ещё не столь широки. Вследствие данного подхода ситуация, в которой протекает учебная деятельность, будь то интересная и привлекательная, воспринимается ребенком небезопасной и не дает в полной мере проявить свои способности.
3. Негативные переживания, связанные с учебой, также могут снижать мотивацию школьника. Корни данной причины лежат во внутрисемейных взаимоотношениях, в которых школьные оценки ставятся во главу угла. То есть если ребенок не достиг результата: к примеру, не стал лучше всех в классе, не выиграл олимпиаду, не выучил урок, попадает в опалу, его ругают, обвиняют, наказывают за провалы и неуспехи. Таким образом, учеба для ребенка становится камнем преткновением в отношениях с близкими людьми. «Моей маме надо только, чтобы я хорошо учился» - говорит второклассник, у которого не осталось желания ходить в школу.
Вспомните, какой вопрос вы задаете своему ребенку после школы: «Какие оценки ты сегодня получил?» или «Что интересного сегодня было в школе?». Разница между двумя вопросами колоссальная. Первый вопрос ориентируется на результат, на оценку этого результата, на эмоциональную реакцию или, хуже всего, предпринятия мер (наказание в виде многократного переписывания, заучивания). Второй вопрос ориентирован на процесс учебной деятельности, предполагает истинный интерес к школьной жизни ребенка. Безусловно, оценки являются важной частью обучения и имеют (по крайней мере, должны иметь) под собой конкретное содержание. «Как ты думаешь, почему учитель поставил тебе 3?», «Какую оценку ты бы поставил сам себе?» - подобные правильные вопросы помогут наладить взаимоотношения с ребенком.
4.Дети с низкой самооценкой, непрочным самоуважением попадают в риск стать неуспевающими учениками вследствие нежелания учиться. У многих младших школьников не сформирован личностный стержень, ощущение удовлетворенности собой зависит от мнения окружающих, особенно близких. Критика в адрес ребенка, особенно несправедливая, закрепляет неуважительное отношение ребенка к самому себе. Метод «зеленой ручки», предложенный педагогом-новатором Ш.А. Амонашвили, повышает уверенность ребенка в себе, помогает пережить опыт неудач. Предлагается выделять зелеными чернилами те места в тетради, которые у ребенка лучше всего получились. Этот подход отлично зарекомендовал себя и как тактика во взаимоотношении и в общении с неуверенными детьми в обычной жизни: обращать свое внимание на умения и дела, которые ребенок уже освоил, на качества его характера, которые уже оформились как положительные.
5. Конфликтная семейная среда может приводить к снижению мотивации к обучению. Эмоционально неблагополучные, натянутые взаимоотношения внутри семьи, разводы, расставания и другие сложные семейные ситуации, в которых ребенок эмоционально вовлечен, нарушают активность ребенка, в том числе физиологическую, блокируют его познавательные, творческие процессы. Снижение успеваемости, трудности в поведении становятся для ребенка единственным способом, чтобы родители обратили на него внимания. Или наоборот, ребенок (как правило, девочка) демонстрирует формальную успеваемость, примерное поведение, чтобы не усложнять и до того сложную ситуацию в семье. Желание получать интересные знания, осваивать неизвестное – не лежат в основе данной мотивации.
В завершении статьи хочется отметить, что современная жизнь школьника проходит в повышенной информационной среде. Поступающая информация с компьютера, телефона, телевидения предоставляется в основном в виде зрительных образов, схем, табличек, картинок. Не так часто происходит эмоционально насыщенное полноценное словесное общение между ребенком и семьей, ребенком и школой, что приводит, конечно, к снижению желания и познавательной активности в целом. Разобраться в первопричинах и найти индивидуальный ключик к каждому ребенка – задача любящих и заинтересованных родителей и учителей.
Поделиться в соцсетях:
Автор статьи
Яремич Юлия Александровна
Детский психолог
Ранее
-
Юлия
11:28, воскресенье, 08 января 2023
Дед Мороз принес не тот подарок: как справиться с разочарованием.
-
Ольга
09:25, вторник, 15 января 2019
-
Ольга
14:20, четверг, 10 января 2019
-
Ольга
16:48, вторник, 08 января 2019
-
Ольга
12:00, четверг, 03 января 2019
-
Ольга
14:10, вторник, 01 января 2019
-
Ольга
14:43, четверг, 27 декабря 2018
-
Ольга
16:05, вторник, 25 декабря 2018
-
Ольга
10:54, четверг, 20 декабря 2018
-
Ольга
14:08, вторник, 18 декабря 2018
Оценки ребенка: полугодие заканчивается, чему уделить внимание?
Комментарии:
Оставьте ваш первый комментарий:
Пройдите авторизацию чтобы оставить комментарий.