Главная / Полезные советы специалистов / Школьные оценки: какого внимания они заслуживают?

Школьные оценки: какого внимания они заслуживают?

Родительский портал - Школьные оценки: какого внимания они заслуживают?

Родительский портал - Школьные оценки: какого внимания они заслуживают?

Школьная жизнь

Для всех это привычно, что в системе образования имеет место момент оценки знаний. Особенно силён он на этапе школьного образования. Хотя, по факту, детей начинают оценивать ещё раньше - с самого момента рождения малышам дают оценку по шкале Апгар, и с этого момента жизнь нового человека подчинена измерению, соответствию или несоответствию установленным нормативам. Это данность развитию общества и развитию человека. И всем нам известно, что порой подобное давление создаёт серьезный дискомфорт, когда наше внимание слишком сильно фиксировано на результатах и достижениях. Будучи поставленным в постоянные рамки соответствия и несоответствия, ребёнок испытывает сильный стресс, происходит формирование не самых благополучных психологических паттернов, которые идут дальше во взрослую жизнь.

Во многом, отношение к оценкам и вопросу соответствия закладывается в человека родителями, и в руках родителей сформировать продуктивную и благополучную позицию в данной сфере.

Давайте поговорим непосредственно об учебных оценках и оценках достижений: в первую очередь важно определиться с приоритетами. Обычно, система образования, воспитания и обучения подталкивают к мысли, что самое главное - это конечный результат. И в эту ловушку, к сожалению, попадаются почти все взрослые: и родители, и педагоги. Всем хочется добиться от детей искренней заинтересованности в учебе и хороших результатов, но получается с боем и из-под палки; суть проблемы часто лежит именно в отношении к происходящему. Можно все своё внимание фиксировать на результатах и достижениях ребёнка, но такой путь скорее не приводит к успеху:

-ребёнок находится под постоянным давлением требований;

-если у него недостаточно сил, чтобы этим требованием соответствовать, то это создает дополнительный стресс;

-когда нужного результата добиться не получается, а важен именно он, то происходит потеря интереса к деятельности, формирование тревожности, страхов и неуверенности в сфере данной деятельности;

-так же имеет место смещение всего внимания на результат: не важно, каким способом его добиваться; в сфере учебы это приводит к снижению конечного качества полученных знаний;

-в далекоидущей перспективе сосредоточенность на результатах и достижениях способствует развитию неврозов и неумению принимать неудачи.

Что же делать, чтобы избежать всего этого? Сместить акцент с результата деятельности! Сосредоточить своё внимание и внимание ребёнка на процессе деятельности, в данном случае обучения. Как именно сделать это:

  1. Хвалить, не давая оценки. Избегайте односложных «молодец», «умница», «отлично» и тому подобное; дайте развёрнутое описание результату деятельности ребёнка, подчеркните важность процесса того, как этот результат был достигнут: какие качества были проявлены, как вы относитесь к тому, что получилось.
  2. Подчёркивать процесс деятельности.
  3. Акцентироваться внимание на том, что получается хорошо.
  4. Уделять как можно меньше внимания промахам и неудачам, и при этом научить правильно их воспринимать (без излишней фиксации, как маркёр того, где нужно работать немного усерднее, внести изменения).
  5. Говорить о том, что вам приятно, что ребёнку интересно учиться и, что благодаря именно такому интересу он имеет хорошие результаты.
  6. Не ставить ребёнку недостижимых целей, не перегружать его.
  7. Цели должны соответствовать объективным возможностям, интересам и особенностям ребёнка.
  8. Проявлять интерес к процессу обучения: «давай сделаем эту работу вместе», «возможно тебе требуется помощь», «давай подумаем как лучше оформить этот проект».
  9. Обсуждайте процесс учебы и выполнения заданий: чему то или иное задание помогло научиться, что нового узнал ребёнок, чем могут быть полезны эти знания
  10. Не ругайте за неудачи, а лучше обсудите, почему они произошли и продумайте вместе как их можно исправить

Школьные оценки не должны становиться самоцелью или камнем преткновения во взаимоотношениях в семье. Не стоит делать успеваемость главной темой для общения и условием хороших отношений; лучше уделите время совместной деятельности и досугу, а так же совместному обучению. Не стоит забывать и тот факт, что школьные отметки выставляются конкретным человеком - учителем, который так же имеет свою точку зрения, не всегда самую объективную. Именно поэтому, процесс познания имеет гораздо большую ценность, и особенно при участии в нем родителей! Если вы замечаете старания своего ребёнка, видите его интерес, поддерживаете и имеете представления о его реальных знаниях, то можно объективно обсуждать вопросы оценивания с учителями, а так же помочь, при необходимости, преодолеть те или иные возникающие трудности.

Поделиться в соцсетях:

Автор статьи

Викторова Ольга Александровна
Детский психолог

Ранее

Комментарии:

  • Оценки - одна из неизбежных составляющих жизни человека. Как относиться к ним правильно и научить этому детей? Anastasia999 13:48, среда, 14 июня 2023

    Побольше таких статей.

Оставьте ваш комментарий:

Пройдите авторизацию чтобы оставить комментарий.

edit