Для всех это привычно, что в системе образования имеет место момент оценки знаний. Особенно силён он на этапе школьного образования. Хотя, по факту, детей начинают оценивать ещё раньше - с самого момента рождения малышам дают оценку по шкале Апгар, и с этого момента жизнь нового человека подчинена измерению, соответствию или несоответствию установленным нормативам. Это данность развитию общества и развитию человека. И всем нам известно, что порой подобное давление создаёт серьезный дискомфорт, когда наше внимание слишком сильно фиксировано на результатах и достижениях. Будучи поставленным в постоянные рамки соответствия и несоответствия, ребёнок испытывает сильный стресс, происходит формирование не самых благополучных психологических паттернов, которые идут дальше во взрослую жизнь.
Во многом, отношение к оценкам и вопросу соответствия закладывается в человека родителями, и в руках родителей сформировать продуктивную и благополучную позицию в данной сфере.
Давайте поговорим непосредственно об учебных оценках и оценках достижений: в первую очередь важно определиться с приоритетами. Обычно, система образования, воспитания и обучения подталкивают к мысли, что самое главное - это конечный результат. И в эту ловушку, к сожалению, попадаются почти все взрослые: и родители, и педагоги. Всем хочется добиться от детей искренней заинтересованности в учебе и хороших результатов, но получается с боем и из-под палки; суть проблемы часто лежит именно в отношении к происходящему. Можно все своё внимание фиксировать на результатах и достижениях ребёнка, но такой путь скорее не приводит к успеху:
-ребёнок находится под постоянным давлением требований;
-если у него недостаточно сил, чтобы этим требованием соответствовать, то это создает дополнительный стресс;
-когда нужного результата добиться не получается, а важен именно он, то происходит потеря интереса к деятельности, формирование тревожности, страхов и неуверенности в сфере данной деятельности;
-так же имеет место смещение всего внимания на результат: не важно, каким способом его добиваться; в сфере учебы это приводит к снижению конечного качества полученных знаний;
-в далекоидущей перспективе сосредоточенность на результатах и достижениях способствует развитию неврозов и неумению принимать неудачи.
Что же делать, чтобы избежать всего этого? Сместить акцент с результата деятельности! Сосредоточить своё внимание и внимание ребёнка на процессе деятельности, в данном случае обучения. Как именно сделать это:
- Хвалить, не давая оценки. Избегайте односложных «молодец», «умница», «отлично» и тому подобное; дайте развёрнутое описание результату деятельности ребёнка, подчеркните важность процесса того, как этот результат был достигнут: какие качества были проявлены, как вы относитесь к тому, что получилось.
- Подчёркивать процесс деятельности.
- Акцентироваться внимание на том, что получается хорошо.
- Уделять как можно меньше внимания промахам и неудачам, и при этом научить правильно их воспринимать (без излишней фиксации, как маркёр того, где нужно работать немного усерднее, внести изменения).
- Говорить о том, что вам приятно, что ребёнку интересно учиться и, что благодаря именно такому интересу он имеет хорошие результаты.
- Не ставить ребёнку недостижимых целей, не перегружать его.
- Цели должны соответствовать объективным возможностям, интересам и особенностям ребёнка.
- Проявлять интерес к процессу обучения: «давай сделаем эту работу вместе», «возможно тебе требуется помощь», «давай подумаем как лучше оформить этот проект».
- Обсуждайте процесс учебы и выполнения заданий: чему то или иное задание помогло научиться, что нового узнал ребёнок, чем могут быть полезны эти знания
- Не ругайте за неудачи, а лучше обсудите, почему они произошли и продумайте вместе как их можно исправить
Школьные оценки не должны становиться самоцелью или камнем преткновения во взаимоотношениях в семье. Не стоит делать успеваемость главной темой для общения и условием хороших отношений; лучше уделите время совместной деятельности и досугу, а так же совместному обучению. Не стоит забывать и тот факт, что школьные отметки выставляются конкретным человеком - учителем, который так же имеет свою точку зрения, не всегда самую объективную. Именно поэтому, процесс познания имеет гораздо большую ценность, и особенно при участии в нем родителей! Если вы замечаете старания своего ребёнка, видите его интерес, поддерживаете и имеете представления о его реальных знаниях, то можно объективно обсуждать вопросы оценивания с учителями, а так же помочь, при необходимости, преодолеть те или иные возникающие трудности.
Комментарии 123