Главная / Полезные советы специалистов / Кризисы взросления младшего школьника

Кризисы взросления младшего школьника

Родительский портал - Кризисы взросления младшего школьника

Родительский портал - Кризисы взросления младшего школьника

Советы в воспитании Школьная жизнь Эмоции ребенка

Младший школьный возраст не случайно называют «вершиной детства». Дети, с одной стороны, сохраняют многие детские черты, такие как естественность, открытость, жизнелюбие, но, с другой стороны - стремятся к ответственности, самостоятельности, то есть зрелости. В этом возрастном периоде дети окунаются с головой в учебную жизнь. Их начинает интересовать всё то, что связано со школьной жизнью: уроки, оценки, отношения с учителями и одноклассниками. Те изменения, которые происходят в них, формируют еще одну важную часть личности -«социальное Я». Данный период важен для становления будущей личности.

В семье активно впитываются полоролевые модели поведения, которые ребёнок бессознательно переносит из общения с отцом или матерью. Например, папа уверен, что мужчина должен проявлять заботу к лицам женского пола. Мальчик по подобию отца начинает в этом возрасте придерживать дверь, помогать по дому маме, нести портфель однокласснице.

Игровая деятельность сменяется на учебную. Игра всё также имеет огромное значение в жизни ребёнка, но уже не занимает центральную позицию. Ребёнок легче от нее отказывается в сторону других видов деятельности (например, общения с друзьями, чтения познавательной литературы, сборки моделей, коллекционирования и т.д.). Игрушки и воображаемый мир не так сильно увлекает и поглощает, как это было в дошкольном детстве. Но всё же определенные виды игр в младшем школьном возрасте остаются популярными. Это настольные, познавательные игры, через которые ребёнок может продемонстрировать свои знания. Это коллективные, коммуникативные, подвижные игры, в которых тренируютсякоммуникативные навыки, навыки общения, борьба за лидерство и т.д. Учителя младших классов часто включают игровые приемы для активизации мотивационных, коммуникативных компонентов.

В рассматриваемый возрастной период происходит изменение отношения к своим желаниям. В младшем школьном возрасте хорошо прослеживается становление и укоренение трех способов взаимоотношений с собственной сферой потребностей и желаний:

  • Неадекватное "Хочу во, чтобы ни стало". "Хочу, чтобы ты со мной дружил", "Хочу, чтобы учитель спрашивал меня первым на уроке". Сохраняется эгоцентрическая позиция, присущая более раннему возрастному периоду.
  • Неадекватно-примирительное «Сделаю, как хотят окружающие». Это удобный ребёнок с точки зрения окружающих людей. В основе лежит неумение выстраивать отношения и отстаивать свои интересы.
  • Адекватное – компромиссное, проявляющее в умении ребёнка говорить о собственных желаниях, но одновременно учитывать интересы окружающих, готовность идти на компромиссы и уступки, умение договариваться.

В младшем школьном возрасте благодаря интеллектуально-личностным образованиям формируются устойчивые представления о дружбе и друзьях. Если раньше ребёнка привлекало в друге возможность совместной игры, то сейчас ребёнок выбирает друга по характерологическим качествам личности («Он добрый», «Она умная, сообразительная»). Дети в дружеском общении усваивают такую важную характеристику как взаимопомощь.

Отличительной особенностью возраста являются поведенческие проявления, проявляющиеся в виде демонстративности, кривляния, агрессивных вспышек. В результате прохождения кризисных этапов появляется важное нравственно-личностное качество как доброта, заботливое отношение к близким людям, окружающим предметам. При разумном воспитании родителей, гармоничном семейном воспитании формируется ответственность и самостоятельность. Это важная способность является показателем уровня социальной зрелости и пригодится во взрослой жизни. Ниже приведена анкета для родителей, позволяющая оценить психосоциальную зрелость младшего школьника (учащегося 1-4 класса). Приготовьте заранее листок, карандаш или ручку.

Анкета «Психосоциальная зрелость ребёнка» (заполняется родителями в беседе с ребенком).

1. Назови свою фамилию, имя, отчество.

2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.

3. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь, женщиной или мужчиной?

4. У тебя есть брат, сестра? Кто старше?

5. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?

6. Сейчас утро или вечер? День или утро?

7. Когда ты завтракаешь - вечером или утром? Обедаешь - утром или днем? Что бывает раньше - обед или ужин?

8. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.

9. Кем работает твой отец, мать?

10. Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш (ленточка, платье)?

11. Какое сейчас время года - зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?

12. Когда можно кататься на санках - зимой или летом?

13. Почему снег бывает зимой, а не летом?

14. Что делает почтальон, врач, учитель?

15. Зачем нужны в школе звонок или парта?

16. Ты сам(а) хочешь пойти в школу?

17. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?

18. В какое время с деревьев опадают листья?

19. Что остается на земле после дождя?

20. Каких животных ты знаешь?

21. Каких ты знаешь птиц?

22. Кто больше: корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у собаки или у петуха?

23. Что больше - 8 или 5, 7 или 3? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2.

24. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?

25. Нравиться ли тебе ходить в школу?

26. Что хорошего, интересного есть в школе?

27. Как, по-твоему, тебе лучше будет учиться: дома с родителями, в школе с учительницей или если учительница будет приходить к тебе домой?

Оценка ответов. Все баллы суммируются в соответствии с математическими правилами.

1 балл - за правильный ответ на все подвопросы одного пункта (за исключением контрольных).

0,5 балла - за правильные, но неполные ответы на подвопросы пункта.

Правильными считаются ответы, соответствующие поставленному вопросу:

Папа работает инженером. У собаки лап больше, чем у петуха.

Неверными считаются ответы типа: Мама Таня, папа работает на работе.

К контрольным заданиям относятся вопросы: 5, 8, 15, 24.

Они оцениваются следующим образом:

№ 5 - если ребёнок может вычислить, сколько ему лет - 1 балл, если он называет года с учетом месяцев - 3 балла.

№ 8 - за полный домашний адрес с названием города - 2 балла, неполный - 1 балл.

№ 15 - за каждое правильно указанное применение школьной атрибутики - 1 балл.

№ 24 - за правильный ответ - 2 балла.

Пункт 16 оценивается совместно с пунктами 15 и 17.

Если в пункте 15 ребёнок набрал 3 балла и дал положительный ответ на пункт 16, то в протоколе отмечается положительная мотивация к обучению в школе (общая сумма баллов должна быть не менее 4).

Результат

27-32 баллов – высокий уровень психосоциальной зрелости.

23-26 балла – средний уровень психосоциальной зрелости.

17-22 баллов - низкий уровень психосоциальной зрелости.

Изображение от Freepik.

Поделиться в соцсетях:

Автор статьи

Яремич Юлия Александровна
Детский психолог

Ранее

Комментарии:

  • Младший школьный возраст не случайно называют «вершиной детства». Дети, с одной стороны, сохраняют многие детские черты, такие как естественность, открытость, жизнелюбие, но, с другой стороны - стремятся к ответственности, самостоятельности, то есть зрело Надежда 11:56, четверг, 15 июня 2023

    Конечно ребёнок должен тоже говорить о своих желаниях. Вы правы я с вами полностью согласна

Оставьте ваш комментарий:

Пройдите авторизацию чтобы оставить комментарий.

edit