Главная / Полезные советы специалистов / Детские капризы из-за денег: основы финансовой грамотности

Детские капризы из-за денег: основы финансовой грамотности

Родительский портал - Детские капризы из-за денег: основы финансовой грамотности

Родительский портал - Детские капризы из-за денег: основы финансовой грамотности

Советы в воспитании Развитие ребенка

Новая игрушка или игра часто становятся причиной слез, истерик, криков, нытья, многочисленных просьб и выпрашиваний «купи, ну, купи». Родителей часто обращают на это внимание, не знаю как правильно вести себя в подобных случаях. Одни родителиидут на поводу, считая, что детство-это лучшая пора жизни, где ни в чем себя нельзя ограничивать. Другие родители полностью игнорируют потребности и желания ребенка, считая такое поведение недопустимым баловством, которое нужно пресекать на корню. Третьи пытаются найти причины капризного поведения и договориться с ребенком.

Давайте посмотрим на эту ситуацию со стороны детей: что представляют для них новые игрушки, покупки, сюрпризы.

В первую очередь, это радость, удовольствие от обладания. Ребенок бессознательно идентифицируют себя с определенной вещью, заранее представляет, как ею обладает. Он может чувствовать себя уже так, как будто уже имеет новую игру. Именно поэтому сильно расстраивается, когда не получает понравившуюся машинку или куклу. К слову, подобные отношения с деньгами свойственны не только маленьким детям, но и взрослым, находящимся в незрелой, инфантильной позиции.

Для взрослых желание ребенка иметь новую игру, покупать вкусные лакомства, красивые вещи не должны восприниматься как нечто плохое. Как раз наоборот, полное отсутствие желаний, радости от подарков – это симптомы эмоционального неблагополучия.

Для части детей подарки, вещи, игрушки купленные родителями – это способ выражения родительской любви, заботы и внимания. Подробнее про такой способ восприятия любви вы можете почитать у авторов Гэри Чепмен, Росс Кэмпбелл в книге «Пять путей к сердцу ребенка». Любовь от родителей отождествляется с материальными дарами.

Лишние покупки могут стать в семье своего рода ритуалом, правилом, которые могут не осознаваться даже взрослыми. Например, бабушка, забирая ребенка из сада, покупает по дороге киндер-сюрприз. Или каждое посещение семьей большого торгового центра заканчивается покупкой новой машинки или куклы. У ребенка быстро формируется связь между обстоятельством, событием и приобретением интересной для него вещи.

Итак, мы разобрали, что сами по себе желания детей обладать новой вещью не плохое и не хорошее, но существуют факторы, которые провоцируют проблемное поведение. Покупки становятся проблемой, если их задачами являются отвлечь, занять ребенка, помочь ему выйти из негативного события или состояния («У тебя сломалась игрушка, не плачь, купим тебе новую»). Новая игрушка часто становится средством заделать пробоины в отношениях со своим ребенком, создавая образ выполнения родительских обязанностей («Я хорошая мать, раз я все для ребенка делаю»). Неумение родителей выстраивать правильные позиции в ситуациях, когда ребенок требует очередную покупку. Каждый родитель когда-то в первый раз столкнулся с капризным, требовательным поведением ребенка. Очень важно, как мама или папа повели себя в тот момент. Неправильное поведение родителей могло закрепить истерическую стратегию поведения. Чувство вины перед ребенком заставляет родителя совершать другую игрушку («Пойдем лучше чупа-чупс купим, не плачь»).

Нерациональное отношение родителей к собственному финансовому состоянию, инфантильная позиция. Так часто происходит в семьях с низкими доходами. Экономия на важных вещах, неумение планировать бюджет толкает родителей на покупку большого количества ненужных для детей игрушек. Логика такая: «Я не могу позволить многое, но хоть у детей будет все необходимое». Покупки из состояния дефицитарности не приносят пользу детям, а наоборот, рождает потребительскую позицию, обесценивает значимость вещей. Часто в семьях существуют финансовые и эмоциональные «качели»: целый месяц живут экономно, после зарплаты скупают все в подряд.

Негативные переживания и состояния не только в ребенке, но и во взрослом провоцируют потребность в удовлетворении эмоционального дефицита с помощью покупок, что приводит к неразумным, нерациональным тратам. Это могут быть постоянные и временные стрессы, проблемы на работе, конфликтные ситуации, разводы, болезни и т.д.

Что можно посоветовать родителям, столкнувшимся с этими непростыми ситуациями?

Во-первых, определить, что значат для вашего ребенка покупки новых вещей, игрушек. Какие эмоциональные потребности ребенка не удовлетворяются? Задайте себе вопрос, что вы чувствуете, когда покупаете ребенку очередную игру? Определив психологические факторы, которые стоят за нерациональными покупками, подумайте, как можно по-другому компенсировать эмоциональные трудности. Когда вам или вашему ребенку скучно, грустно - ловите себя на этих состояниях, делайте акцент на совместную игру, доверительный разговор, ласку нежели на приобретение нового.

Следующим шагом будет пересмотр застоявших правил в семье. Скорее всего, вы найдете много неосознаваемых ситуаций, когда покупки совершались как само собой разумеющиеся. Введите новые правила и расскажите об этом ребенку. Важно, чтобы ребенок тоже мог внести свои предложения. Допустим, вы договариваетесь, что теперь покупки игрушек будет осуществляться в определенные дни или на праздники, а в магазине будете покупать товары строго по списку.

Создайте копилку пожеланий. Это может быть коробочка или блокнот, куда записываются пожелания всех членов семьи. Таким образом, вы даете ребенку понимание, что его желания значимы для вас. В то же время отсроченность момента покупки поможет определиться, так ли важна эта вещь для ребенка. Как правило, интерес детей к новой игре быстро проходит.

Считается, что деньги и все что с ними связано – это область взрослых людей, что детям рано в этой области, что-либо понимать. Но это не так, после трех лет рассказывайте детям откуда берутся деньги и зачем они нужны. Ознакомьте детей с разными профессиями и категорией труда. Совершая покупку в магазине, рассказывайте каким образом товар можно приобрести, а дома поиграйте в игру «Магазин». Как можно раньше давайте ребенку деньги на карманные расходы, обучая самостоятельно копить и распоряжаться своими деньгами..

Поощряйте ребенка за достижения и успехи не только деньгами и подарками, но и впечатлениями от совместной деятельности – игры, чтения, подушечного боя, поездки, ужина и т. п.

Изображение от serhii_bobyk на Freepik

Поделиться в соцсетях:

Автор статьи

Яремич Юлия Александровна
Детский психолог

Ранее

Комментарии:

  • Новая игрушка или игра часто становятся причиной слез, истерик, криков, нытья, многочисленных просьб и выпрашиваний «купи, ну, купи».  Родителей часто обращают на это внимание, не знаю как правильно вести себя в подобных случаях. Милашка 17:14, вторник, 13 июня 2023

    Познавательная статья!

  • Новая игрушка или игра часто становятся причиной слез, истерик, криков, нытья, многочисленных просьб и выпрашиваний «купи, ну, купи».  Родителей часто обращают на это внимание, не знаю как правильно вести себя в подобных случаях. Aliya19 11:56, среда, 14 июня 2023

    Часто сталкиваемся с такой ситуацией! Приму данные советы

  • Новая игрушка или игра часто становятся причиной слез, истерик, криков, нытья, многочисленных просьб и выпрашиваний «купи, ну, купи».  Родителей часто обращают на это внимание, не знаю как правильно вести себя в подобных случаях. Blondiksyu 11:12, воскресенье, 18 июня 2023

    Очень познавательная статья, благодарю

  • Новая игрушка или игра часто становятся причиной слез, истерик, криков, нытья, многочисленных просьб и выпрашиваний «купи, ну, купи».  Родителей часто обращают на это внимание, не знаю как правильно вести себя в подобных случаях. Blondiksyu 11:12, воскресенье, 18 июня 2023

    Очень познавательная статья, благодарю

Оставьте ваш комментарий:

Пройдите авторизацию чтобы оставить комментарий.

edit