Наказания в воспитании: что нужно об этом знать
Наказывать или не наказывать ребёнка в контексте современного воспитания? А если наказывать, то как? Давайте попробуем разобраться в этом по порядку.
Для начала определимся с тем, что непосредственно означает понятие «наказание», вот какие варианты толкования можно встретить:
Наказание - это применение каких-либо, правовых или неправовых, неприятных или нежелательных мер в отношении человека, животного или их групп в ответ на неповиновение или на неугодное или морально неправильное поведение (согласно определению Википедии).
Наказание - средство управления, состоящее в сознательном причинении неприятностей подвластному существу, с целью изменения нежелательного поведения или образа мыслей (портал психологос).
Наказание - это отрицательная оценка поведения ребёнка в случае нарушения норм нравственности.
Все эти определения справедливы, но не всё, что они описывают несёт педагогическую пользу в применении к ребёнку. Демократическое общество подразумевает демократичное воспитание, а значит не поощряет насилия, унижения, причинения физического и морального вреда. При этом то, что чаще всего приходит на ум при слове «наказание» как раз включает в себя всё вышесказанное. Но приносит ли оно пользу детям, семье и взаимоотношениям?
Если учитывать, что в современном мире демократии не приняты физические меры наказания для людей в принципе и не принят уклад «домостроя» в отношениях между мужчиной и женщиной, то и дети, живущие в такой среде воспринимают их как нечто несправедливое, жестокое, не вписывающееся в концепцию окружающей действительности. Если родители в той или иной семье придерживаются принципов наказания по направлению причинения неприятностей/боли/унижения провинившемуся, то по сути, их авторитет держится только на страхе и изначальном физическом проигрыше ребёнка; такой контроль легко утрачивается, как только дети физически достигают нужного уровня развития. И если рамки поведения удерживались только таким способом, то теперь их просто не будет. Второй возможный вариант исхода событий: полное подавление личности ребёнка, отсутствие полноценного развития, жизнь в подчинении и страхе, формирование склонности к зависимым формам поведения.
Как избежать этого? Обратим внимание на последнее определение «наказания» - отрицательная оценка. Да, именно сама по себе отрицательная оценка поведения должна быть для ребёнка уже достаточным наказанием! И это будет так, если мы формируем и поддерживаем привязанность ребёнка к себе, поддерживаем отношения с нашими детьми и являемся для них действительно «своими», ведущими, авторитетными взрослыми. Воспитание невозможно осуществлять вне контекста отношений. Что же нам стоит делать:
- отказаться от унижающих и травмирующих морально и физически мер;
- общаться с детьми в уважительном ключе;
- не срывать на ребёнке злость и эмоции, вызванные его неудовлетворительным поведением;
- не использовать наказание как возмездие или желание отомстить;
- выстраивать отношения с детьми;
- и держать их на том уровне, чтобы ваша отрицательная оценка, огорчение или негативные эмоции уже были достаточным наказанием;
- не отрицать естественных последствий ситуаций и позволять ребёнку сталкиваться с ними: принятие на себя ответственности за разрешение проблем, вызванных тем или иным поведением, лучше любого наказания - это жизненный опыт, который необходим каждому человеку.
Придерживаясь таких принципов, мы сможем выстроить отношения с детьми и создать комфортную для их развития обстановку в семье; подать пример конструктивного социального взаимодействия и сохранить их психическое и физическое здоровье.
Поделиться в соцсетях:
Автор статьи
Викторова Ольга Александровна
Детский психолог
Ранее
-
Ольга
10:38, пятница, 07 декабря 2018
-
Ольга
18:01, четверг, 06 декабря 2018
Комментарии:
Оставьте ваш первый комментарий:
Пройдите авторизацию чтобы оставить комментарий.