Главная / Полезные советы специалистов / Общие принципы и закономерности развития ребёнка

Общие принципы и закономерности развития ребёнка

Родительский портал - Общие принципы и закономерности развития ребёнка

Родительский портал - Общие принципы и закономерности развития ребёнка

Развитие ребенка

Человеческое развитие начинается с самим зарождением новой жизни. Чтобы достичь такого высокого уровня функционирования мозга и психических процессов, человеку требуется достаточно много сил и средств; именно поэтому период детства длится у людей так долго, а малышу требуется столь трепетный уход и присутствие родителей. Для человека огромную роль играет не только биологическое, но и социальное развитие: включение в культуру и общение, в трудовую деятельность, усвоение норм и правил поведение, навыков самоконтроля, эмоционального интеллекта. Всему этому нужно уделять внимания и иметь представление о том, как протекают данные процессы, чтобы в результате взросления из ребёнка получился здоровый и полноценный в психологическом и физиологическом смысле человек.

У людей физическое развитие является предпосылкой к развитию умственному и интеллектуальному. Мозг человека состоит из древних структур (которые есть и у других млекопитающих более низкого порядка), и новых - тех самых извилин серого вещества, похожих на грецкий орех. Этот грецкий орех как раз и отвечает за сложные процессы в виде эмоций, речи, восприятия, ощущений, чувств, умения взаимодействовать, сложных трудовых навыков (письмо, чтение), аналитическую, прогностическую деятельность, сложные формы мышления и тому подобное. Все, что прячется под грецким орехом - это так называемые подкорковые структуры, отвечающие за более простые уровни мозговой деятельности. А внутри позвоночника у нас прячется спинной мозг, соединяющийся с головным и несущий информацию от разных частей тела, отвечает в основном за телесные ощущения и двигательную активность.

Важно знать, что принцип развития всего этого сложного мозгового аппарата : снизу вверх, от простого к сложному. Другими словами, чтобы развить сложные формы деятельности, нужно сначала развить и отработать простые. Это касается и физиологической и психологической стороны развития.

Например, все мы знаем, что среднестатистический человек умеет говорить, читать и писать. Как формируются эти навыки? Благодаря развитию элементарной физической активности! Ребёнок, который имеет возможность ползать, трогать разные по структуре вещи, экспериментировать с физическими свойствами предметов, бегать, прыгать, лазить, и развивать навыки владения своим телом (ловкость, координацию), готовиться к тому, чтобы в будущем с успехом освоить премудрости устной и письменной речи. Почему так происходит? Физическая активность помогает построить базу - представление о своём теле в пространстве и умение этим телом управлять. Игры и детская беготня - несложные моторные навыки, но их развитие необходимо, потому что речь, чтение и письмо - это тоже моторные физиологические навыки, только уже гораздо более сложные. И для их благополучного формирования нужна тренировка и развитие навыков простых.

Таким образом мы можем сделать следующие выводы о развитии сложной мозговой деятельности человека:

- Развитие высшей нервной деятельности человека начинается ещё на этапе внутриутробного развития: очень важна правильная закладка органов и систем, общее благополучие данного периода в жизни человека;

- Мозг человека развивается снизу вверх и от простого к сложному

- Для успешного освоения детьми функций речи, чтения, письма и сложных форм мышления необходимо полноценное сенсорное и физическое развитие (ползание, разнообразие ощущений, впечатлений и опыта, свобода манипулирования различными предметами и двигательная активность)

- Нужно всегда идти за законами развития, а не поперёк них, пытаясь обучать малыша абстрактным понятиям при помощи карточек

Давайте коснёмся так же и социального развития, ведь человек - это существо именно социальное! Что означает это определение? То, что полноценное развитие личности возможно для людей только в обществе себе подобных через общение и взаимодействие.

И начинается это взаимодействие так же ещё во внутриутробном периоде для малыша посредством мамы - через ее голос, эмоции, прикосновения. В таком же контексте продолжается оно и в первые годы жизни. Присутствие своих значимых взрослых необходимо ребенку (ещё и в силу того, что для человека играет жизнеопределяющую роль механизм привязанности), чтобы быть спокойным и уверенным: в своей принадлежности, в безусловной любви и принятии, в понимании того, за кем следовать и к кому обратиться.

По мере взросления социальный круг взаимодействия расширяется и усложняется. Очень важно, кто находится в окружении ребёнка и на кого направлена детская привязанность: исходя из этого, будет решаться вопрос, с кого брать пример и чьим требованиям соответствовать.

Поэтому для социальной стороны развития родителям важно:

- быть физически близкими к ребёнку в первые годы его жизни (удовлетворять потребность в эмоциональном и тактильном контакте)

- Обеспечить стабильную психологическую обстановку в семье

- Выстраивать и поддерживать отношения с ребёнком (быть теми самыми значимыми взрослыми)

- Не форсировать самостоятельность ребёнка и находить баланс между независимостью и привязанностью

- Следить за окружением ребёнка

Это основные моменты, касающиеся принципов и нюансов развития, многим из которых мы уделим внимание в отдельных статьях!

Поделиться в соцсетях:

Комментарии:

  • Общая информация о развитии человека – биологическом и социальном. Важные моменты об особенностях развития мозга и мыслительной деятельности: как происходят эти процессы и что важно знать родителям, чтобы организовать развивающую среду для ребенка. Anastasia999 13:48, среда, 14 июня 2023

    Спасибо

Оставьте ваш комментарий:

Пройдите авторизацию чтобы оставить комментарий.

edit