Главная / Полезные советы специалистов / Демократичное воспитание в демократическом мире

Демократичное воспитание в демократическом мире

Родительский портал - Демократичное воспитание в демократическом мире

Родительский портал - Демократичное воспитание в демократическом мире

Советы в воспитании

Сегодня многие родители то и дело задаются вопросом: как же все-таки воспитывать детей в современном мире? Имеют ли место быть наказания? Должен ли родитель быть авторитарным и властным? Или нужно быть ребёнку другом? Какие методы в итоге можно считать приемлемыми и действенными?

Давайте разберёмся!

Жизнь не стоит на месте: прогресс затрагивает и материальную и духовную сферы общества, совершаются новые научные открытия в социальной сфере, отношения между людьми претерпевают изменения.

Конечно, не стоят на месте исследования и в области психологии, педагогики и воспитания. Данная сфера, как многие другие, требует изменений, спровоцированных общим человеческим развитием.

Для всех нас очевидно, что сейчас мы не живём как 200-300 лет назад: в развитых странах удовлетворены базовые потребности человека в пище, убежище, защищённости; бытовые условия предоставляют немалый комфорт, нет рабства и крепостного права, мы сами мобильнее, образованнее и мыслим уже в других категориях, нежели наши предки. В большинстве стран мира на данный момент установилась демократическая система правления и отношений между людьми. И наши дети, появляющиеся и живущие в заданных культурно-исторических условиях, достаточно умны чтобы заметить, что никого не секут розгами на площадях, не принуждают подчиняться силой, и не держат в страхе.

Разумно предположить, что воспитание должно соответствовать модели общества, в котором мы живём (об этом очень хорошо пишет американский психолог Рудольф Дрейкурс в своём труде «Манифест счастливого детства»).

Что же подразумевает демократическая модель воспитания:

  • уважение личности и индивидуальности ребёнка;
  • признание наличия у него отличных от наших качеств, желаний, эмоциональных переживаний, мотивации и прочего;
  • предоставление ребёнку возможности свободы взглядов и выбора.

Взрослый должен быть не верховной инстанцией, награждающей и карающей, но наставником, старшим партнером, надежным тылом, дающим безусловную любовь и принятие.

Что мы можем и должны делать на практике:

  • уделяйте время построению отношений с ребёнком: искренне интересуйтесь личностью ребёнка, его переживаниями и увлечениями;
  • определите границы и удерживайте их: решите (для себя в первую очередь), каким 3-5 правилам должна подчиняться жизнь ребёнка и контролируйте это;
  • как держать границы: принимать, признавать и обсуждать переживания ребёнка - да, из-за запретов он может расстроиться и имеет на это право; если ситуация накаляется, самый разумный способ ее разрешить - исключить провоцирующий фактор: увести из магазина/предложить поиграть одному/унести замученную кошку в строго охраняемое уединение;
  • очень важно понимать, какие вещи действительно нужно запретить и пресекать, а какие не стоят запрета;
  • всегда нужно предоставлять ребёнку выбор: будешь это или это/наденешь кофту или футболку/пойдём в кино или в зоопарк.

Демократичный мир не подразумевает слепого подчинение старшему или сильнейшему; он требует построения и сохранения отношений, признания индивидуальности и уникальности личности, взаимного уважения. И это именно то, что мы можем и должны дать нашим детям, чтобы из них выросли полноценные самодостаточные взрослые, которые смогут самостоятельно и благополучно жить в нашем мире, и даже улучшить его.

Поделиться в соцсетях:

Комментарии:

Комментариев еще нет, вы можете быть первым кто его оставит

Оставьте ваш первый комментарий:

Пройдите авторизацию чтобы оставить комментарий.

edit