Главная / Новости / Семинар «Приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» в СОШ №23

Семинар «Приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» в СОШ №23

Родительский портал - Семинар «Приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» в СОШ №23

Согласно плану Управления образования о работе ГМО русского языка и литературы, проекта «Литература и жизнь» 24 января в  МАОУ СОШ №23 имени В.И. Малышкина прошёл семинар учителей русского языка и литературы на тему «Приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

Семинар начался с выступления учащихся  школы. Две музыкальные композиции  на флейте и  патриотическая песня, в исполнении двух мальчиков. Выступление мальчиков и репертуар - дань уважения  памяти В.И. Малышкина, чьё имя с гордостью носит наша школа. Что, конечно же, было приятно, потому что Владимир Иванович много сделал для СОШ №23 в плане музыкального  образования обучающихся. Все семинары раньше открывал он хором мальчиков, ансамблем ложкарей и другое. 

Семинар начался с выступления учителя русского языка и литературы Соловьёвой С. И.  В своём выступлении учитель отметила многолетние традиции, сохраняемые в работе МО учителей русского языка и литературы. Учитель отметила, что в «Год педагога и наставника» нельзя не вспомнить тех учителей, которые посвятили свою жизнь педагогике, внесли существенный вклад в развитие образования в городе и республике. Это наставники ныне работающих уже опытных учителей, наши корифеи Бухарова Нина Григорьевна, Иванова Галина Александровна, Шургина Любовь Вениминовна. Традиции, которые заложили наши наставники: содержательность и качество образования, высокий нравственный потенциал учебного материала, подготовка к олимпиадам, внимание к новинкам методической науки – по сей день продолжаются в работе наших учителей. В своём выступлении Соловьева С.И. сделала анализ работы МО за последние 5 лет, отметила успехи учителей и учащихся в ГИА, в городских и региональных этапах ВОШ, во всероссийских олимпиадах ОРМО, СВОШ, «Ломоносов», «Покори Воробьёвы горы», а также в городских, республиканских, всероссийских конкурсах и акциях. В выступлении учитель представила «Дорожную карту по формированию читательской грамотности обучающихся 2-4, 5-9 классов МАОУ СОШ №23 им. В. И Малышкина» В карте представлены направления работ, проекты  по формированию читательской грамотности.

Семинар продолжился мастер- классами учителей Белых А,А. и Скрябиной Л.М. Учитель Анна Афанасьевна Белых провела мастер –класс на тему «Формирование читательской грамотности обучающихся средствами технологии развития критического мышления через чтение и письмо». На примере работы с текстом сказки С.Козлова учитель показала приёмы «Чтение в кружок», «Инсерт», «Верные и неверные утверждения», «Дерево предсказаний», «Толстые и тонкие вопросы», «Кластер».  Учитель Скрябина Лена Михайловна, руководитель МО учителей русского языка и литературы, отметила, что все учителя МО прошли курсовую подготовку по формированию читательской грамотности.  В мастер-классе «Применение таксономии Блума на уроках русского языка и литературы» учитель обратила внимание на работы коллег из Казани, с которыми ознакомилась в Приволжском  Федеральном институте повышения квалификации учителей. В своём выступлении учитель рассказала о содержании универсального научного метода и показала возможности применения этого метода именно на уроках литературы на примере работы с романом А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Учитель отметила, что   при помощи таксономии можно представить учебный материал в структурированной и доступной форме. Также применение таксономии позволяет чётко формулировать дидактические цели, разрабатывать разноуровневые задания. В итоге Скрябина Л.М. отметила, что данный приём   является эффективным инструментом в подготовке к ГИА и олимпиадам разного уровня. Погода не позволила провести открытые уроки с учащимися. Но учителя с честью вышли из сложившейся ситуации и провели уроки с участниками семинара, руководителями ШМО, педагогами школ и пригородов, которых, несмотря на мороз, было много. Урок «Работа с текстом делового стиля», предназначенный для учащихся 7 класса, провела Сивцева С.В. Саргылана Валерьевна использовала фрагмент текста «Руководство пользователя» по работе с сайтом «Грамота. ру » и задания по развитию читательской грамотности. Задания урока были распределены на 2 блока. Первый блок : актуализация знаний о функциональных стилях русского языка, особенностях, жанрах официально-делового стиля. Второй блок : задания по читательской  грамотности. 

Учитель Стояногло В.В. подготовила урок «Единение добра, красоты и труда в сказке» в сказке-были А.П.Платонова «Неизвестный цветок» На примере анализа сказки –были учитель продемонстрировала работу с приёмами  «тонкие и толстые вопросы», «ассоциации»,  «пять строк»,  «незаконченное предложение». На уроке были актуализированы знания по классификации сказок, проведена беседа по проблемным вопросам, проведен языковой анализ, выполнены разные виды творческих  работ. Организация урока была основана на групповой работе учащихся. Интересно была проведена рефлексия после урока с помощью приёма «незаконченное предложение».    Учитель Наталенко Е.В. продемонстрировала урок в 6 классе «Смеяться, право, не грешно! Над всем, что кажется смешно» (По юмористическим рассказам А.П. Чехова). Анализируя юмористические рассказы А.П. Чехова, Елена Вениаминовна обратила особое внимание на поиск, понимание, анализ и интерпретацию информации. Составила разноуровневые задания по активизация читательской деятельности. На уроке была проведена интересная работа по понимании художественных средств, создающих юмористическое содержание: говорящие фамилии, портретная характеристика героя, речь и поступки героев. Урок был основан на приёмах «чтение с остановками», «концептуальная таблица», «толстые и тонкие вопросы».

Урок развития речи «Письмо другу» подготовила учитель Боппосова М.С. Учитель представила «Структуру  личного письма», актуализировала  знания о видах письма. Мария Сергеевна продемонстрировала виды возможных ошибок учащихся при составлении письма, применяя разные виды групповых работ, показала пути выхода из этой ситуации. Урок учителя был основан на приёмах  «знаю, узнал, хочу узнать», «мозговой штурм», «реконструкция текста». При обсуждении семинара было сказано много  теплых слов и пожеланий.  Нижник Н.Н., специалист УО, куратор проекта "Литература и жизнь",  отметила преемственность в работе МО и содержательность семинара, творческую направленность и актуальность тех методических приемов и технологий, которые были представлены на семинаре.

Несколько отзывов коллег о семинаре….
 «Огромное спасибо коллегам из 23-й школы за интересный и богатый педагогическими новинками семинар, здоровья, творческого полета и новых достижений. Коллеги из СПЛ.»  
«Большое спасибо за семинар, за уроки, за выступления, за теплый прием и горячий кофе». « Благодарим коллег за содержательный и практико-ориентированный семинар. Актуальный материал, вовлечение в работу на уроке, вдохновение» 
«Уроки были интересными, есть чему поучиться у коллег из 23 школы , примите благодарность от нашей школы  №30 имени В.И. Кузьмина, 
 «Коллеги, спасибо за содержательный семинар и за материалы к урокам! Дальнейших успехов и удачи. С уважением, СОШ №24 имени С.И. Климакова».

Творческая группа проекта «Литература и жизнь», Городское МО, методическое объединение учителей русского языка и литературы МАОУ СОШ №23 имени В.И. Малышкина выражает искреннюю благодарность всем  коллегам за активное участие в работе семинара и желает всем успехов и вдохновения!

 

Нижник Н.Н., специалист Управления образования, куратор проекта «Литература и жизнь», куратор городского МО, Скрябина Л.М., руководитель МО учителей русского языка и литературы МАОУ СОШ № 23 имени В.И. Малышкина.

Управление образования окружной администрации города якутска

star

Комментарии:

Комментариев еще нет, вы можете быть первым кто его оставит

Оставьте ваш первый комментарий:

Пройдите авторизацию чтобы оставить комментарий.

edit