Главная / Новости в Якутске / В школе №31 проведен методический семинар по проблеме: «Уроки вдохновения, рождение писателя»

В школе №31 проведен методический семинар по проблеме: «Уроки вдохновения, рождение писателя»

Родительский портал - В школе №31 проведен методический семинар по проблеме: «Уроки вдохновения, рождение писателя»
Якутск,

Управлением образования согласно плану работы городского МО педагогов русского языка и литературы был проведен 21 марта 2023г. на базе СОШ №31 методический семинар по проблеме: «Уроки вдохновения, рождение писателя».

Можно ли научить(ся) писательскому мастерству? «Можно и нужно», - уверенно заявляет методическое объединение учителей русского языка и литературы МОБУ СОШ №31.  И учащиеся школы, открывшие городской методический семинар на тему «Уроки вдохновения рождение писателя»,  это подтверждают. Символично, что дата семинара совпала с празднованием Всемирного дня поэзии.  Талантливые ребята Горбунова Алена (11в), Ножнинов Павел (8б), Кельцинова Риана (8в), Торчик Алена (5в) прочли стихотворения собственного сочинения. Трогательным признанием, откровенной душевной песней  разлились авторские произведения о семье, Музе, учителе.

В рамках семинара учителя посетили открытые уроки Цвиль И.С., Степановой Е.Н., Баторовой М.П., мастер-классы по написанию сказки (Менкярова А.А.), использованию в методической практике поэтического конструктора (Николаева В.Г., Пеливан Е.В.),  методов недописанных и переписанных глав (Саблина И.К., Шабаршина Е.П., Коркина М.Е.).  Руководитель структурного подразделения школы Габышева И.К. рассказала о ежегодном организованном школьной библиотекой цикле творческих встреч учащихся  с якутскими писателями.

Кто-то из гостей шел на мероприятие за вдохновением, кто-то за интересными находками. Семинар оправдал ожидание коллег и получил их высокие оценки: позволил «переосмыслить свою педагогическую деятельность», «вдохновиться идеями», «зарядиться творческой энергией для дальнейшей работы». По словам главного специалиста Управления образования Нижник Н.Н., это был «замечательный наглядный урок высокого профессионализма всей команды методического объединения учителей русского языка и литературы МОБУ СОШ №31. 

Семинар вдохновил всех  присутствующих  на поиск новых методов и приемов в  работе с обучающимися, привлек  внимание педагогов  к обучению учащихся  вдумчивому прочтению того или иного текста, научить их думать, рассуждать, самим писать стихи, рассказы и сказки.
В условиях современности, когда с одной стороны, на первый план выдвигается проблема «как заставить ученика прочитать хотя бы программные произведения», а с другой – в обществе даже на уровне управления образованием возникает вопрос «а нужны ли вообще в школе уроки литературы».
Главной.  в СОШ №31,  является задача не «как изучать литературу», а «как не отучить ребенка от книги», последовательно приобщая к ее глубине и красоте.
Особенно это касается работы с художественным и поэтическим текстом.

Альтернативой такому анализу как раз стало в работе всего методического объединения,  во главе с замечательными педагогами  Цвиль И.С., заместителем директора школы и Саблиной И.К., руководителем ШМО,  обращение к эмоциональной сфере личности, к воображению, ассоциативному мышлению каждого  школьника.
Как известно, Л. Выготский считал, что эффект эстетической реакции заложен не столько в логическом, сколько в эмоциональном восприятии и переживании произведения искусства. Причем это эмоциональное восприятие каждый раз складывается из сочетания каких-то двух разнонаправленных, даже противоположных эмоций, само столкновение и взаимодействие которых  как раз и несет в себе эстетическое наслаждение. Таким образом, если исходить из этой отмеченной Л.Выготским закономерности, любой анализ художественного произведения следует начинать с поиска этого источника «эстетической реакции» - двух «полюсов», которые вызывают у нас противоположные эмоции.
Все эти  интересные приемы присутствующие педагоги  наблюдали в тех мастерских и мастер-классах, которые были представлены педагогами школы. А именно, контрастные образы, или эмоционально противоположные мотивы, противостояние цветов палитры, точек пространства и времени, даже звуковых рядов, все их объединяет именно разнонаправленность вызываемых ими эмоций, принадлежность к разным эмоциональным полюсам. 

Еще одна очень важная особенность нашей психики, которая должна лечь в основу обучения анализу поэтического текста, способность к ассоциативному мышлению. Здесь  также показаны интересные находки филологов школы в рамках ФГОС. Показали  глубокую и эмоциональную работу с учащимися по анализу текста, изучение биографии писателя. Ведь чтение любого текста вызывает множество ассоциаций, позволяющих проследить движение художественной мысли автора, проникнуть в глубину текста. При этом наиболее важен особый вид ассоциаций - это ассоциации опять-таки «по эмоции», то есть объединение между собой тех или иных представлений, образов, предметов, событий не  по их реальному сходству, не по каким-то связям, существующим в действительности, а лишь по общности эмоций, которые они вызывают. Понятно, что  способность к ассоциациям подобного типа может быть соотнесена с  работой воображения. Л.Выготский называет это явление «законом эмоциональной реальности воображения» и утверждает, что «именно этот психологический закон должен объяснить нам, почему такое сильное действие оказывают на нас художественные произведения, созданные фантазией их авторов». Таким образом, залогом понимания глубокого, подчас скрытого смысла текста должно быть развитие ассоциативного мышления, богатство ассоциативного ряда, возникающего при чтении: чем более развито ассоциативное мышление, тем богаче и глубже воспринимается содержание текста.

Педагоги  школы, проводя большую работу по вдумчивому и разнообразному изучению биографии писателя,  анализу  его произведений внушают мысль детям, что все зависит от личности самого человека, писать, сочинять  может каждый, только необходимо приложить к этому определенный свой труд, свои знания, проявить усердность в поиске интересных находок, искать в себе творческие  задатки и развивать их постоянно. Каждый может быть успешным, надо стремиться к этому.

Андреева Т.С., руководитель городского МО, Черных А.С., руководитель проекта «Литература и жизнь».

Управление образования окружной администрации города якутска

star

Комментарии:

Комментариев еще нет, вы можете быть первым кто его оставит

Оставьте ваш первый комментарий:

Пройдите авторизацию чтобы оставить комментарий.

Ранее

edit