Главная / Новости / Технологии формирования естественнонаучной грамотности школьников в условиях обновленного ФГОС

Технологии формирования естественнонаучной грамотности школьников в условиях обновленного ФГОС

Родительский портал - Технологии формирования естественнонаучной грамотности школьников в условиях обновленного ФГОС
Якутск,

4 марта  кафедра естественных наук МОБУ «Якутский городской лицей» (зав. кафедрой Яковлев Н.А., к.п.н., учитель географии, тьютор проекта - магистр педагогического образования Жиркова Т.Н., учитель химии высшей категории) провела общегородской Семинар “Технологии формирования естественнонаучной грамотности школьников в условиях обновленного ФГОС” для учителей естественного цикла города Якутска. Учителя биологии, географии, физики и химии из 24 школ стали активными участниками данного методического образовательного мероприятия.

Директор Якутского городского лицея Сидоров И.А. на открытии семинара отметил, что естественнонаучная грамотность определяется как основная цель школьного естественнонаучного образования и отражает способность человека применять естественнонаучные знания и умения в реальных жизненных ситуациях, в том числе в случаях обсуждения общественно значимых вопросов, связанных с практическими применениями достижений естественных наук.
Приветственное слово Наумова Алексея Станиславовича, зав. кафедрой социально-экономической географии зарубежных стран географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, в котором была отмечена многолетняя связь МГУ с Якутией, с якутскими школами, чьи выпускники успешно продолжают все обучение в стенах старейшего вуза, говорит о качественных показателях учителей естественнонаучного цикла республики, города.
В своей лекции «Проблемы формирования естественнонаучной грамотности учащихся основной школы» доктор педагогических наук, профессор педагогического отделения ИЕН СВФУ Кривошапкина Ольга Милентьевна отметила, что естественные науки, особенно в современную информационную эпоху, следует преподавать не как огромный набор информации, предназначенный для запоминания, а как инструмент познания мира. Обратила внимание на то, что по результатам различных исследований у учащихся выявлены проблемы с уровнем применения знаний, хотя уровень знания материала остается довольно высоким. Учащиеся испытывают затруднения с говорением, аргументацией своей позиции, умением делать выводы, использованием полученных знаний для решения практических заданий в ЕГЭ, ОГЭ и ВПР.

Особый интерес вызвало выступление «Изучение науки с увлечением: как пробудить любопытство у школьников через опыт бизнеса и IT» Алексея Никонова, выпускника ЯГЛ 2014, выпускника МГУ им. М.В. Ломоносова, специалитет "Астрономия и Астрофизика", призера заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по астрономии, ученого-исследователя Института радиоастрономии им. Макса Планка. Алексей Сергеевич обратил внимание на то, как важно связывать уроки с другими предметами или реальными событиями, как по-новому преподнести материал, чтобы привлечь внимание учащихся и какие ресурсы для этого использовать.  Он отметил, что у увлеченного учителя всегда увлеченные ученики.
Перед практической частью учителя дружно выполнили упражнения по системе М.С. Норбекова под  руководством Батура Н.Н., учителя физкультуры, автора школьного проекта «Физкультминутки на уроках как один из компонентов здоровьесберегающих технологий», реализуемого в лицее с 2014 года.
Представление опыта работы учителей кафедры естественных наук открыла Елена Владимировна Макарова, один из лучших учителей биологии республики, Почетный работник ОО РФ, победитель ПНПО «Лучший учитель РФ» с актуальной темой «Формирование естественнонаучных компетенций обучающихся средствами конкурсной, олимпиадной деятельности и других форм внеурочной и внешкольной работы». Развивая мысль об увлеченном учителе, она подчеркнула, что для эффективного формирования естественнонаучной грамотности необходимо больше внимания и времени уделять выполнению заданий, мотивирующих обучающихся не столько запоминать и действовать по образцу, сколько мыслить критически, анализировать, сравнивать, экспериментировать. Елена Владимировна, как и Алексей Никонов, подчеркнула, как важно увлекать учащихся наукой, фундаментальными знаниями, так как интерес развивается активно, если удовлетворяется естественное стремление учащегося самому «открывать» новое и вырабатывать собственное суждение. Ее мысли подкрепились экспертным мнением ее выпускницы, студентки МГУ, призера РЭ по экологии Белолюбской Ксении.
Учителя кафедры естественных наук: учитель химии Жиркова Т.Н., биологии Иванова А.А., физики Павлова М.А. и Попова С.Н. географии Яковлев Н.А. - успешно выступили и представили интересные материалы из своей практики, подробно рассказали о методике создания компетентностно-ориентированных заданий для метапредметного урока, которая апробирована в этом учебном году и будет реализована в дальнейшем.  

Учащимся очень интересно, когда материалы уроков связаны с реальной жизнью. Это делает процесс обучения более эффективным и развивает такие качества учащегося, как способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Участники мероприятия, объединившись в группы, почувствовали себя учениками, решая компетентносто-ориентированные задания, разработанные учителями кафедры естественных наук. Бурное обсуждение, всплеск положительных эмоций, неподдельная радость, живой интерес – все рассеяло тревогу организаторов, связанную со снежной бурей, отключением электроэнергии, отсутствием Интернета перед началом важного образовательного события, к которому вся команда готовилась с начала учебного года.
Коллектив МОБУ «Якутский городской лицей» выражает благодарность главному специалисту отдела развития образования МКУ «Управление образования» городского округа «город Якутск» Борисовой Ларисе Борисовне, Ивановой Татьяне Ивановне, директору Дворца детского творчества имени Ф.И. Авдеевой, научному руководителю лицея к.г.н., доценту СВФУ им. М.К. Аммосова Тотоновой Елене Егоровне за помощь в организации и проведении семинара   «Технологии формирования естественнонаучной грамотности школьников в условиях обновленного ФГОС».
Высоко ценим Ваш вклад, направленный на развитие совместных проектов, твердо уверены в дальнейшем развитии нашего сотрудничества для достижения общих целей и результатов. 

Отзывы участников:
Выражаем благодарность директору ЯГЛ И.А. Сидорову и педколлективу за проведенный насыщенный информационный семинар. Нам понравились презентации опытов отдельных педагогов по технологии формирования естественнонаучной грамотности школьников в условиях обновленного ФГОС. Особенно хотелось бы отметить выступления Макаровой Е.В., Ивановой А.А. (СОШ № 5,10, 27,35, 31 школы г Якутск).
Несмотря на технические трудности и помехи, было информативно, благодарим за работу (Соловьева Жанна Васильевна).
Семинар проведен на высшем уровне, спасибо учителям-естественникам ЯГЛ и особенная благодарность директору школы. Отдельная похвала организаторам семинара. Все моменты учтены, продуманы, логично выстроено расписание. Огромное спасибо всем. Было действительно интересно и познавательно, узнала кое-что новенькое, а кое-что, уже знакомое, увидела в новом свете. Именно живое общение и обсуждение, способность выслушать любого и обсудить эту точку зрения, имеет большое значение и отличает Ваш семинар от других. (Еремеева А.П.,Попова С.Н.-МАОУ "Хатасская СОШ"; Слепцова Л.В.,Иудина Д.Е. - МОБУ СОШ 17-учителя биологии).
Спасибо большое, очень много интересного (Гуринова Нюргустана Владимировна, МОБУ СОШ1).
Спасибо за интересные доклады и соревнования по командам (Баишева Анна Алексеевна МОБУ СОШ 27).
Было очень интересно, информативно, содержательно. Хорошо, что привлекли разносторонних спикеров не только из Якутии, но и из других регионов. Открыли для себя много нового и познавательного. Желаем вам плодотворной работы и успехов!!! (Осипова А.А., Титова А.М., Андреева Е.О., Пчелкина С.С., Новгородова Т.В.).
Единственное замечание - не хватило времени на вопросы к спикерам. Все очень понравилось! Все продумано до чая и кофе. Молодцы!!!
Вместе мы сила!
Вот под таким негласным девизом, на одном дыхании прошёл наш семинар сегодня на высочайшем уровне! И всё это благодаря слаженной работе коллектива единомышленников, начиная с директора школы, заканчивая учителями кафедры естественных наук. Особую благодарность хочется выразить нашему идейному вдохновителю Люции Егоровне, которая лично вместе с нами засиживались допоздна в школе. От всей души хочется выразить признание нашему научному руководителю Елене Егоровне, благодаря которой мы приблизились к науке, к научному исследованию в педагогике и методике обучения. Очень воодушевило личное присутствие, забота, заинтересованность и поддержка директора Ивана Александровича, который обеспечил слаженность всего хода мероприятия. Конечно, достойны похвалы самого высокого уровня наши молодые и перспективные коллеги Алена Александровна, Мария Александровна и Саргылана Николаевна, которые продемонстрировали свою компетентность, грамотность, обоснованность, ответственность, одним словом, профессинализм в своём деле. Хочется также отметить Дьулуса Геннадиевича за бесперебойное техническое сопровождение мероприятия, за его высокую ответственность и добросовестность в общем деле школы.
Пользуясь случаем, хочу выразить благодарность моему любимому наставнику, Учителю и Человеку с большой буквы - Елене Владимировне Макаровой.  Благодаря опытному руководству Елены Владимировны наша кафедра естественных наук добилась самых высоких результатов! Она до сих пор оказывает помощь не только учителям лицея, но и ученикам, готовя их к самым ответственным мероприятиям - олимпиадам и единому государственному экзамену. (Жиркова Т.Н.).
Сегодняшнее мероприятие ещё раз подтвердило, что вместе - мы сила! От всей души желаю своему лицею только процветания, побольше таких мероприятий творческого характера, которые раскрывают самые лучшие качества каждого из нас! Понравилась идея собрать учителей разных предметов естественнонаучного цикла, особенно форма проведения организационно-деятельной части. По практической части был любопытен результат: 4 место заняла самая молодая, 1 место команда, где возраст колебался примерно от 40 до 55 лет. Наводит на положительное взаимодействие молодого поколения учителей с опытными. Теоретическая часть была доступной, научно обоснованной. Понравилось выступление Никонова Алексея своей доступностью, креативностью и интересом к образовательной деятельности. Можно сделать следующие выводы: нужно научиться работать и взаимодействовать в команде, сформировать навыки и приемы выступления перед публикой, показывать чуть больше собственную профессиональную и личную позицию
В целом, цель семинара выполнена, этому помогло чёткое планирование структуры семинара, тщательно продуманные методы и приёмы подачи материала благодаря усилиям Туйаары Николаевны, Елены Егоровны и Люции Егоровны (Попова С.Н.).

Сегодня мероприятие мне запомнилось тем, что учителя, несмотря субботу, пришли на семинар с целью услышать что- то новое. Гости остались довольны, поделились мнением, что все прошло замечательно, переняли много фишек для себя.
Вопрос был о том, как и когда мы все это применяем: ответ о том, что это кафедральная работа, что между своей основной работой делаем -  их очень удивило.
Мне понравилось то, что начиная с «мозговых штурмов» до окончания мероприятия мы работали продуктивно. Мероприятие провели строго по плану.
Спикеры, принявшие участие, повысили уровень мероприятия. Учителя с восторгом слушали Алексея Никонова, как по-новому преподнести материал - привлечь внимание детей с первых трех секунд, для этого какие ресурсы использовать - было практически самой весомой частью семинара.  (Павлова М.А.).
Было интересно слушать от коллег об их опыте работы в части "Мастер-классов". Практическая часть вызвало бурю эмоций, учителя сами как дети радовались, выполняя задания, узнавая свои результаты. Нам было приятно получить положительные отзывы о мероприятии.
В подготовительной части: моменты обсуждения подготовки материалов и само мероприятие нас очень сблизили.
Неоценима помощь Туйаары Николаевны как куратора и наставника, которая вплоть до доклада откорректировала все наши выступления (Иванова А.А.).
Мероприятие прошло успешно, несмотря на природный катаклизм (снежная пурга) и техногенную аварию (отключение электричества и интернета). Пришли учителя из практически всех школ города, что говорит о важности поднятой нами темы «Технологии формирования естественно-научной грамотности школьников в условиях обновленного ФГОС» и интереса к опыту учителей кафедры ЕН, а также приглашенным гостям.

 

Наша кафедра успешно показывала свой опыт и на других республиканских и муниципальных образовательных мероприятиях - февральское совещание (2022, 2023), год естественнонаучного образования в МО г. Якутск (2022), педагогический форум (2023) и др.) (Яковлев Н.А.).
 
Анисимова Л.Е., заместитель директора по СО и КО МОБУ «Якутский городской лицей»

 

Управление образования окружной администрации города якутска

star

Комментарии:

Комментариев еще нет, вы можете быть первым кто его оставит

Оставьте ваш первый комментарий:

Пройдите авторизацию чтобы оставить комментарий.

edit