Главная / Новости / Феномен Евдокии Назаровой. Об учителе, воспитавшем стобалльника

Феномен Евдокии Назаровой. Об учителе, воспитавшем стобалльника

Родительский портал - 
Феномен Евдокии Назаровой. Об учителе, воспитавшем стобалльника

Завершается горячая пора для выпускников школ, решающие дни государственных экзаменов во многом определят будущее нескольких тысяч юных якутян. Показать максимальный результат на ЕГЭ – плоды работы нескольких лет. И не только учащегося, но и педагога и родителя. По итогам первого дня сдачи экзамена по русскому языку 100 баллов набрали 19 выпускников Якутии. Среди них – выпускница Якутской городской национальной гимназии г.Якутска Туйаара Кириллина. Мы попросили рассказать о наставнике Туйаары, учителе русского языка и литературы Якутской городской национальной гимназии Евдокии Николаевне Назаровой. Это сделала с удовольствием коллега Евдокии Николаевны, зам директора гимназии Марияна Винокурова.

Евдокия Николаевна - отличник народного просвещения РФ, заслуженный учитель РС (Я), учитель учителей РС (Я), автор учебников и методических пособий для якутской школы.

Профессионал высокого класса, одна из самых ярких преподавателей русского языка и литературы не только в Якутске, но и в республике. Отнюдь не уроженка города Якутска, она впитала в себя уникальный мир села - а город сделала своим.

Родилась 14 сентября 1948 года в семье учителя Николая Николаевича и медсестры Нины Федоровны Назаровых в селе Хаптагай Мегино - Кангаласского района. Светлая пора, ясное небо, послевоенное время - первые добрые урожаи…Она и вошла в этот мир, радостно, всему удивляясь, ожидая только добра, поэзии и счастья. Но мир принял сурово: в 3 года умер отец, в 7 лет - мать… Ее жизнь – это история о поколении детей послевоенной деревни. Девочку взяла к себе и окружила материнской любовью и заботой удивительная женщина, зоотехник Матрена Николаевна Оконешникова.

Матрена Николаевна привила любовь к чтению, открыла красоту языка, она и сама наизусть читала стихи якутских поэтов, Есенина… А как гордилась успехами дочери в учебе и общественной жизни школы. В Майинской школе, где Дуня Назарова училась, было много учителей из центральных областей России. Интеллигентные, эрудированные, культурные молодые люди уважительно относились к местному населению, детям. И ребятам хотелось им подражать. А в старших классах она училась у таких замечательных, известных в республике, учителей, как Вера Семенова Заровняева, Вера Михайловна Спиридонова.

Еще в годы студенчества в ЯГУ Евдокия Николаевна выделялась научным складом ума. Занятия в кружке профессора, кандидата педагогических наук Т.П. Самсоновой стали для нее школой освоения методики преподавания русского языка в якутской школе и будущей профессии и, несомненно, помогли ей утвердиться как учителю.

После окончания учебы пришла в Павловскую среднюю школу Мегино-Кангаласского района и начала работать вместе с супругом, тоже учителем русского языка и литературы Морохоевым Павлом Григорьевичем. С благодарностью Евдокия Николаевна вспоминает своих первых наставников: директора школы Мучина Матвея Васильевича, впоследствии председателя Правительства РС (Я), и завуча Антонову Раису Яковлевну (затем работала в управлении образования администрации г. Якутска, Комитете по делам семьи и детства при Президенте РС(Я). Молодой педколлектив под их руководством сплоченно, горячо взялся за освоение новых форм и методов обучения, воспитание сельских школьников: это и работа с учащимся по месту жительства, внедрение опыта выдающегося педагога В.А. Сухомлинского, изучение психолого-физиологических причин неуспеваемости школьников, внедрение кабинетной системы обучения и т.д.

Учителя и выпускники Павловской средней школы запомнили не только интересные, наполненные трепетным отношением к слову, личности писателя уроки литературы, нестандартные, органически сочетающие и грамматическую, и речевую направленность уроки русского языка. Бесценный опыт, приобретенный в стенах Павловской средней школы, творческая атмосфера в коллективе, высокая требовательность руководителей, удивительно доброе отношение родителей к молодому учителю, классному руководителю вселили веру в свои силы и помогли ярко раскрыть их уже в родном селе Хаптагай.

Хаптагайская средняя школа была филиалом института национальных школ. Здесь в свое время работали такие талантливые педагоги, как учитель учителей Надежда Евменьевна и Парфений Никитич Самсоновы, профессор-филолог Лука Никитич Харитонов, Василий Васильевич Назаров, Елизавета Семеновна Оконешникова.

Евдокия Николаевна как человек коммуникабельный, с чувством юмора, уже через 2-3 года стала ее душой, незаменимым общественником и, самое главное, одним из творчески работающих учителей не только школы, но и района, руководителем кустового методического объединения, общественным инспектором РОНО. Создала прекрасный кабинет русского языка и литературы, который бесспорно занимал призовые места на

районных смотрах-конкурсах кабинетов, здесь проходили педагогическую практику студенты ЯГУ, проводили семинары словесников.

1978 г. Всероссийский Есенинский литературный праздник «Россия – Родина моя». Ученики Егорова Н. и Ларионов А. из далекой Якутии упоенно читают на русском стихи и свои сочинения. Первые места на том конкурсе сочинений окрылили учительницу. Потом будут и другие успехи у детей, но каждый раз будет удивительным факт - неродным языком дети владеют, мастерски используя тончайшие оттенки значений слова, игру слов.

За заслуги в деле обучения и воспитания подрастающего поколения учительница Е.Н. Назарова внесена в Книгу Почета Хаптагайской средней школы-комплекса Мегино-Кангаласского улуса.

С 1994 года Евдокия Николаевна работает в Якутской городской национальной гимназии. Подготовила за последние годы более 20 победителей городских и республиканских олимпиад. 3 ученицы: Маркова Таня, Семенова Тома, Лукина Айсена стали победителями республиканских олимпиад по русскому языку. В 2007г. Лукина Айсена успешно выступила на Всероссийской олимпиаде по русскому языку в г. Великий Новгород. В 2008 г. стала вновь победителем республиканской олимпиады. Этих успехов сумела учительница достичь за счет индивидуализации педагогического воздействия, индивидуализации пути конкретного ученика в освоении программного и внепрограммного материала.

Евдокия Николаевна словно генерирует атмосферу. Где она, воздух вибрирует обаятельным юмором, врожденным искусством иронии, он полон ребячьего гвалта и упоительной логики, полемики. А главное - урок озонирует мир нежностью, честностью, чистотой устремлений, чуть наивной и беззащитной. Иначе у нас не мог бы явиться феномен Евдокии Николаевны.

Оптимизм и нежность отличают ее от многих славных учителей гимназии. Опускать руки, замыкаться в горестных раздумьях - не в ее натуре. Хотя по жизни не все было гладко. И весело, и горько. Но что удивительно: там, где мы почувствуем неприязнь, она увидит пусть глупость, но смешную.

Ее почерк, стиль, как и все другое, вырос из реальных наблюдений. Евдокия Николаевна может точно назвать тот урок, тот класс, где случился тот или иной эпизод детской жизни. Она первоклассный собеседник. В самом буквальном смысле слова: уроки ее рождены наблюдениями за движениями мысли, души ребенка сегодня и сейчас. В технике ее урока литературы внимание к детали, реплике каждого, воссоздание достоверности, воздуха

ушедшего мира, умение восстановить эпоху в ее атмосфере, влить в сегодняшний урок воздух ушедших эпох. В каждом уроке - своя уникальность.

Уроки литературы Евдокии Николаевны интересны, после них выходишь с грустной нежностью в душе - это абсолютно, стопроцентно созданная с детьми сегодня, на данном уроке, канва рассуждения и правда жизни.

Много лет она сотрудничает с кафедрой методики преподавания русского языка в национальной школе филологического факультета ЯГУ, руководит педпрактикой студентов, дает открытые уроки, пишет рецензии на дипломные работы. Преподавание русского языка в национальной школе обогатила разработками методических и дидактических материалов. Имеет ряд публикаций об обогащении словарного запаса и развития речи учащихся, об эффективности использования речевых ситуаций на уроке русского языка в среднем звене. Выпустила в соавторстве с доктором филологических наук Дмитриевой Е.Н. учебник русского языка для 7 класса якутской школы, в 2004,2011 г.г. он переработан и дополнен. Усилена коммуникативная направленность учебника, включены базисные единицы речи, обладающие текстообразующей функцией, Осуществлена работа по дальнейшему улучшению методического аппарата учебника, включен материал, обеспечивающий формирование языковой личности в условиях культурно-исторической, социальной среды региона. Активно выступает с докладами на конференциях, курсах различного уровня, на форуме учителей русского языка и литературы.

В 2002 году выпустила физико-математический класс. Выпускники учителя – эрудированные, тонко чувствующие литературу, искусство, каждый нашел свое место в жизни, закончили или заканчивают высшие учебные заведения России, ЯГУ и за рубежом. Ежегодно результаты выпускников по ЕГЭ – 100% успеваемость при 84% - 70% качества. Подготовила 32 медалиста.

Евдокия Николаевна Назарова сама обладает особым «чувством языка», русского языка. Это феномен интуитивного владения языком, проявляющийся в понимании и использовании идиоматических, лексических, стилистических и других конструкций. Кириллина Туяра, выпускница гимназии этого года, сдала ЕГЭ по русскому языку на 100 баллов. Как учитель считает, Туяра знает правила, а, не помня правил, она находит нужное решение за доли секунды. Как? Прежде всего, из опыта длительного использования языка: чтения, письма. В достижении высоких результатов на ЕГЭ способности (или гуманитарная направленность),

конечно, играют роль, но чувство языка не дается от рождения, а развивается в процессе изучения языка, систематической работы.

Назарова Е.Н. – член городской медальной комиссии, ГАК ФЛФ ЯГУ, республиканской аппеляционной комиссии по ЕГЭ.

Авторитет и уважение Назаровой Е.Н. в коллективе гимназии очень высокий. Это авторитет профессионала и творческого учителя, щедро одаренной интеллектуальной личности, главное дело которой – нести духовность и радость людям.

Пресс-служба Министерства образования и науки РС(Я)

Министерство образования и науки республики Саха (Якутия)

star

Комментарии:

Комментариев еще нет, вы можете быть первым кто его оставит

Оставьте ваш первый комментарий:

Пройдите авторизацию чтобы оставить комментарий.

Ранее

edit