Главная / Полезные советы специалистов / Какие симптомы могут указывать на СДВГ?

Какие симптомы могут указывать на СДВГ?

Родительский портал - Какие симптомы могут указывать на СДВГ?

Родительский портал - Какие симптомы могут указывать на СДВГ?

Советы в воспитании Эмоции ребенка

СДВГ – это аббревиатура нарушений, обозначающая синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей (и взрослых). Это относительно новая по обозначению форма описаний поведенческих особенностей детей. Сразу оговоримся, что для постановки диагноза СДВГ необходимы медицинские показания, которые могут установить квалифицированные врачи-специалисты: неврологи, психоневрологи, психиатры. В данной статье мы расскажем родителям о сути этого непростого детского состояния, а также о его внешних проявлениях.

Проводимые исследования в России говорят о достаточно высокой распространённости СДВГ у детей: от 21% до 28% от всей детской популяции (Е.В. Касатикова, Е.П. Ларионов и др.). Также наблюдается наибольшая выраженность проявлений у мальчиков, чем у девочек (в 2-3 раза чаще). В виду широкого распространения родители всё чаще задаются вопросом, как выявить первые симптомы нарушений.

Основным проявлением данного диагноза считается расстройство внимания, которое приводит к сопутствующим проявлениям в поведении, обучении, к формированию личностных особенностей. Например, растерянность, тревожность, болтливость, постоянная потребность в движениях (зачастую неупорядоченных и бесцельных), невозможность усидеть на одном месте, вертлявость, импульсивность, невозможность сконцентрироваться и довести дело до конца. Все это может снижать продуктивность обучения, приводить к делинквентному поведению (т.е. антисоциальное или агрессивное поведение) в подростковом возрасте, к социальной дезадаптации во взрослом возрасте.

В младенческом возрасте (который длится от 2 мес до 1 года) достаточно трудно выявить нарушения внимания. Но родителей может беспокоить повышенный мышечный тонус у малыша, повышенная чувствительность к свету, воде, звукам, плохой сон, аппетит. Когда ребеночек научается ходить, его движения отличаются быстротой, безудержностью. Малыш-непоседа часто хватает предметы и тут же их бросает, не пытаясь с ними взаимодействовать. При этом речевое развитие ребенка может соответствовать нормативным показателям или отставать. Наблюдая такие проявления на первом году жизни своего ребенка, родители должны обратить на них внимание лечащего врача.

Первые выраженные звоночки СДВГ проявляются ближе к трем годам. Родители или воспитатели начинают наблюдать, что ребенок неусидчив, сложно привыкает к распорядку детского сада, отказывается от групповой деятельности, предпочитая игру в одиночестве, которая в большинстве случаев носит бесцельный характер. Малышу с симптомами СДВГ не хватает терпение дослушать сказку, доделать поделку, доиграть игру. Он часто оставляет дело незавершенным. Поскольку ребенок не восприимчив к запретам, к границам, то в его поведении часто будут отмечаться капризы, истерики, упрямство, другие виды непослушания. На приёмах родители часто делятся, что не могут подобрать к своему ребенку оптимальный подход, ни уговоры, ни запреты не действуют. Отмечают наличие недержания (энкопрез, а также энурез), трудности в формировании навыков самообслуживания и опрятности.

Следующий важный период, на котором еще более отчетливо мы прослеживаем проявление СДВГ – это возраст 6-8 лет, период, когда ребенок идет в школу. Описанные нарушения внимания и двигательной сферы усиливаются, достигают максимальной выраженности. Родители детей подготовительного возраста часто обеспокоены, готов ли их ребенок к школе, поскольку у многих с задержкой формируются графомоторные навыки, элементарные математические представления. Первоклассник с СДВГ часто с трудом адаптируется к школьному режиму и нагрузке. Для него непосильно становится высидеть на уроке 30-35 минут, дождаться перемены. Наблюдаются трудности в усвоениях знаний, которые, в первую очередь, требуют концентрации внимания, например, переписать текст, прочитать упражнение, записать краткую запись задачи. Школьная неуспеваемость нередко способствует формированию низкой самооценки, неуверенности в себе, тревожности, в связи с чем могут усиливаться поведенческие расстройства. При этом может наблюдаться повышенный фон настроения (псевдовеселость), демонстративность, неадекватное отношение к неуспехам и успехам. Уже в этом возрасте учителю и родителям приходится сталкиваться с повышенной драчливостью, агрессивностью ребенка по отношению к сверстникам.

В подростковом возрасте двигательное беспокойство ослабевает. На первый план выходят нарушения внимания и импульсивность. Трудности взаимоотношения в школе, в семье увеличиваются, ухудшается успеваемость, социальная адаптация. Родители могут столкнуться с зависимостью их детей – от компьютера, наркотиков, алкоголя и т.д. Риски поведенческих нарушений в этом возрасте возрастают.

Такие неблагоприятные в ряде случаев последствия проявления СДВГ говорят нам, о том, что дети нуждаются в особом отношении со стороны родителей, врачей, педагогов с появления первых тревожных звоночков. Дети с синдром дефицита внимания и гиперактивности нуждаются в создании специальных коррекционных условиях развития и медикаментозном лечении.

Изображение от Freepik

Поделиться в соцсетях:

Автор статьи

Яремич Юлия Александровна
Детский психолог

Ранее

Комментарии:

  • СДВГ – это аббревиатура нарушений, обозначающая синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей (и взрослых). Это относительно новая по обозначению форма описаний поведенческих особенностей детей. Яна 14:55, понедельник, 20 марта 2023

    Спасибо за статью! Очень интересно

  • СДВГ – это аббревиатура нарушений, обозначающая синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей (и взрослых). Это относительно новая по обозначению форма описаний поведенческих особенностей детей. Usershmuzer 18:41, понедельник, 12 июня 2023

    Как всегда полезно и позновательно!

Оставьте ваш комментарий:

Пройдите авторизацию чтобы оставить комментарий.

edit