Главная / Новости / Летняя школа Международного конкурса Льва Выготского-2022

Летняя школа Международного конкурса Льва Выготского-2022

Родительский портал - Летняя школа Международного конкурса Льва Выготского-2022

Что такое соучаствующее проектирование? Как строить совместную работу при проектировании образовательного учреждения в одной команде представителю учредителя, руководителю ДОО, родителям, детям старших и младших групп? Какие вызовы должны решить участники, проектируя ОУ снаружи и внутри?  Эти и многие другие вопросы решались в ходе работы по соучаствующему проектированию – ключевому проекту  Летней школы «Университета детства» Рыбаков фонда, собравшей 96 победителей со всех уголков России Международного конкурса им. Льва Выготского в Москве. Всего в этом году было подано рекордное количество заявок участия в конкурсе  Выготского- 36497 работ из 85 регионов России и 49 стран мира. 

Помимо ежедневной работы по соучаствующему проектированию, ключевому проекту конкурса этого года, дошкольные педагоги, заведующие, родители – все те, кто победил в конкурсе Выготского (да, на сегодня в конкурсе Выготского могут принять участие и воспитатели, и специалисты, и руководители детских садов, и даже родители детей до 12 лет), в течение 6 дней (с 16 по 21 июня) активно участвовали в работе образовательных мероприятий Летней школы. Это невероятный по накалу нетворкинг первого дня «Навыки XXI века», когда все знакомились друг с другом, выполняя задания и в конце сложились команды, в составе которых работали до окончания Летней школы, теплый вечер у воды «Университета детства» со сторителлингом – трогательными и искренними историями о лидерстве от тренеров «Университета детства», яркие коллаборация идей и мастер-классы участников Летней школы, запоминающаяся встреча с известным российским психологом Людмилой Петрановской. Безусловно, мега-событием для участников Летней школы стал фестиваль крутых практик дошкольного образования для родителей, детей и педагогов «Крутая песочница» в Аптекарском огороде МГУ, собравший около 5000 участников не только из Москвы, но и регионов. Горячий отклик в сердцах и умах присутствующих вызвала дискуссия «Идти за ребенком, или вести его за собой» с участием соавтора ФГОС ДО, автора дошкольных программ и оценочного инструмента НОК ДО (ELEAS), эксперта Всемирного банка Елены Юдиной, руководителя и главного редактора ИД «1 сентября», вице-президента по стратегическим коммуникациям  и развитию ИД «Просвещение» и корпорации «Российский учебник», основателя проекта «Школа цифрового века» Артема Соловейчика, научного руководителя Открытого института «Развивающее образование», доцента дирекции образовательных программ  МГПУ  Алексея Воронцова, доктора психологических наук, профессора, ведущего научного сотрудника «Психологический институт РАО» Галины Цукерман. Обеспечили полную включенность участников Летней школы деловая игра «4-D ЛИДЕРЫ», киноклуб с просмотром и последующим обсуждением  короткометражного фильма с педагогической ситуацией, арт-акция «Нарисуй свое», лекция от основателя Рыбаков фонда, известного российского предпринимателя Игоря Рыбакова и финальная презентация полученных проектов. Все события, кроме «Крутой песочницы», проходили на базе прекрасного подмосковного конгресс-отеля «Ареал».

Тема соучаствующего проектирования по Датской модельной программе («Ничего для нас без нас» -  ключевой принцип в области прав людей с инвалидностью созвучен теме соучастия в Программе, когда важно, чтобы голоса всех участников при обсуждении и принятии решений были услышаны) интересна тем, что даже если вы не планируете участвовать в строительстве детского сада, вы сможете увидеть и осознать, какая существует большая взаимозависимость между педагогической практикой, пожеланиями и требованиями к проекту и физическими параметрами среды. На практике, играя по модельной программе, мы смогли примерить на себя разные социальные роли участников команды (предлагаются роли представителя муниципалитета, заведующего, родителей, воспитателей, детей младших и старших групп, например, я выбрала роль ребенка старших групп), получили общее представление о возможной степени заинтересованности каждой стороны в проекте, старались договариваться (не всегда успешно получалось), создали примерную картину ожиданий разных сторон от реализации проекта и увидели, кто и как может влиять на его результат. Лично для меня, ранее знакомой с модельной программой в теории, и совсем немного на практике, данный инструмент в деле вызвал большой интерес. 
Изначально наша команда решила проектировать муниципальный детский сад, в котором были бы хорошие условия для развития, в том числе для детей с ограниченными возможностями. Концептуально он должен отражать принципы экологичности, природосообразности, повторного применения и устойчивого развития, опираться на педагогические подходы, ориентированные на ребенка, например, реджио-подход и Анжи Плэй. Он получил название «ПОНИмашка», так как отражает отличительную  фишку детского сада – наличие в саду небольшой конюшни с пони и лошадьми и контактного зоопарка, так как иппотерапия  и анималотерапия, в целом, имеют прекрасный эффект для лечения и реабилитации детей с ОВЗ. 

По замыслу авторов (нас) особенность внутренних помещений заключается в минимализме наполнения помещений готовыми, статичными элементами, создании непрерывного пространства для свободного изучения и игр. Среди конструктивных особенностей здания – наличие стеклянной крыши-купола, обеспечивающей инсоляцию и затемнение при необходимости, наличие больших панорамных окон, из которых видно, что происходит на улице, стеклянные стены, через которые также видно, что происходит в соседних группах и есть возможность присоединиться к активности и играм по желанию. Также были предусмотрены общие пространства, объединяющие разновозрастных детей по типу «piazza» («площадь», в концепте реджио-подхода), где все могли бы встречаться, совместно играть, проводить активности и т.д. Из здания детского сада на участок предлагается перейти разными способами, как через традиционные двери, так и разные лазы и стеклянный тоннель и даже тарзанку. Площадка детского сада разноуровневая, включает верхнюю зону со стеклянным полом, из которой любопытно наблюдать за происходящим внизу на площадке (для развития творческого воображения детям важно иметь возможность посмотреть на мир с разных проекций) и также оборудованной надувным зондом планетария. Внизу располагаются зона для игр с водой, которая зимой превращается в каток, где можно по вечерам и выходным кататься на коньках вместе с родителями, зоной для игр с материалами открытого назначения педагогического подхода Анжи Плэй – бочками, лестницами, тетраэдрами, досками, плашками и т.д., зоны, где можно экспериментировать, играть с лужами и грязью, место общего сбора – круга, ассамблеи, зоны с животными, тарзанка, скалодром. Акцент нами был сделан на использовании натуральных природных материалов, отказе от принципа групповой изоляции на участке, отказе от типовых пластиковых МАФов анилиновых цветов в пользу несложных конструкций, сделанных из натуральных материалов, предполагающих широкий спектр крупной моторной деятельности ребенка.

На непосредственное физическое воплощение всего этого внутреннего (здание) и наружного (участок) замысла нам были предоставлены всего 2 часа и небольшой набор  выданного материала в виде конструктора лего, пластилина, цветной бумаги, клея, бумажного скотча. Возводился проект, в основном, из подручных средств – картонных коробок, взятых на кухне ресторана отеля, ватных палочек, дисков, зубочисток, целлофановых пакетов, природных материалов, оперативно собранных на территории отеля – листьев, мха, сухих веточек и т.д., прозрачного зонтика (стеклянная крыша-купол) и т.д. В заключительный день состоялась защита командами 12 разных проектов. Разных, но в целом, как оказалось на защите, имеющих много общего, это и элементы реджио-подхода и Анжи плэй, когда многими были выбраны общие пространства для совместной игры и творчества внутри и снаружи, максимум неструктурированных материалов открытого назначения, пространства для удовлетворения двигательной активности – вариации скалодромов, тарзанок, лестниц  и т.д., участие животного мира в образовательной программе (анималотерапия), элементы лесных садов (много времени на участке и в лесу, игры, эксперименты с грязью и лужами, костровая зона и т.д.) и т.д.    
Пусть этот проект в совокупности больше относится к разряду «мечт», но считаю, вполне осуществимых, ведь как показывает практика, в России появились и появляются несмотря ни на что интересные проекты детских садов, например, «Звездочка» (проект АО «СИТИ-АРХ») в п.Белоярский, ХМАО, район Крайнего Севера, прошедший госэкспертизу или лично увиденные мною детский сад в Минске, Республика Беларусь, в микрорайоне Веснинка – проект конструкторского бюро RIKO (словенский архитектор Jure Kotnik) или замечательный проект Rybakov Playschool в Саларьево, Москва и др., значительно отличающиеся от типовых проектов с жесткой групповой изоляцией, с увеличенным активным игровым пространством, прекрасными физическими параметрами  среды, использованием энергосберегающих технологий и природных натуральных материалов (древесина)  и т.д. 

6-й год Летнюю школу для победителей Международного конкурса Выготского организует  Рыбаков фонд (основатели, филантропы и предприниматели Екатерина и Игорь Рыбаковы), ежегодно дружная и компетентная команда профессионалов из «Университета детства» продумывает конкурсные условия (каждый год они совершенно разные) для тех, кому важно качественное дошкольное образование, содержание работы Летней школы. У победителей прекрасная возможность при невероятных условиях (все расходы на а/билеты, питание, проживание в прекрасном отеле, обучение оплачиваются за счет Рыбаков фонда, плюс каждый победитель получает денежный грант в размере 70 000 рублей за победу в конкурсе и возможность выиграть дополнительные грантовые номинации конкурса) окунуться в особую, чрезвычайно насыщенную (с 8 утра и до 23 часов ежедневно) атмосферу Летней школы, прокачать свои скиллы, «просолиться» в атмосфере креативных идей и актуальных инновационных подходов к современному дошкольному образованию в сообществе вдохновляющих, неравнодушных, активных людей. Безусловно, мое участие в конкурсе, победа, приглашение на Летнюю школу в Москву, возможность увидеть опыт других и представить собственный опыт работы, вдохновляет на дальнейшие творческие свершения в работе. Задуманные планы и совместные проекты с участниками Летней школы из других регионов страны – пусть осуществятся. 
Те, кто имеет отношение к дошкольному детству, участвуйте в Международном конкурсе Выготского, побеждайте и меняйте мир к лучшему!

 

Кротова Айталина Владимировна, заведующий МБДОУ ЦРР-Д/с №10 «Туллукчаан» ГО «город Якутск», победитель Международного конкурса Льва Выготского-2022 Рыбаков фонда, участник Летней школы-2022

Управление образования окружной администрации города якутска

star

Комментарии:

Комментариев еще нет, вы можете быть первым кто его оставит

Оставьте ваш первый комментарий:

Пройдите авторизацию чтобы оставить комментарий.

Ранее

edit