Главная / Новости / Методический семинар «Читательская грамотность как один из способов формирования гуманистических ценностей школьника» в школе №24

Методический семинар «Читательская грамотность как один из способов формирования гуманистических ценностей школьника» в школе №24

Родительский портал - Методический семинар «Читательская грамотность как один из способов формирования гуманистических ценностей школьника» в школе №24

13 мая в СОШ№24 им. С.И. Климакова прошел методический семинар «Читательская грамотность как один из способов формирования гуманистических ценностей школьника» для педагогов русского языка и литературы г. Якутска. 

В работе семинара приняли участие педагогические работники 20 школ  города,  которые отметили отличный уровень организации семинара: актуальность данной темы; высокий научно-методический уровень и практическую значимость занятий; яркость выступлений обучающихся; профессионализм молодого состава учителей.

Директор  Кузнецова Инна Олеговна, заместитель директора Зуева Ольга Дмитриевна, педагоги школы поделились своими технологиями, методами обучения по заданной теме. Они  отметили, что методическое объединение  учителей гуманитарного цикла предметов МОБУ СОШ № 24 имени С.И. Климакова  включает в себя в этом учебном году 9 учителей русского языка и литературы, это: Архипова Ульяна Афанасьевна – руководитель МО, Дмитриева Туяра Герасимовна, Зуева Ольга Дмитриевна, Коломыц Инна Степановна,  Кузнецова Инна Олеговна, Спиридонова Ольга Вячеславовна, Трошина Виктория Владимировна, Шевелёва Евгения Владимировна, Фёдорова Любовь Леонидовна.
На семинаре руководители  школы говорили о принципах гуманистического воспитания: «Воспитание должно быть направлено на развитие творческой индивидуальности  личности, объект воспитания – человек и его способности. Принцип воспитания – это связанность воспитания с трудом, обществом и личным опытом ребёнка.

Принцип воспитания состоит в обязательном пребывании в коллективе в процессе воспитания, участии в его деятельности и участии самого коллектива в формировании личности каждого из детей».
Педагоги  подчеркнули,  что включают в себя  принципы гуманистического воспитания: «Процесс воспитания должен проходить  в соответствии с особенностями окружающей культуры и позволяет  детям усвоить эти культурные особенности, ведь человек сможет адаптироваться в социуме лишь при условии знания его культурных ценностей. Главным  фактором  успешного воспитания является активная развивающая самостоятельная деятельность».  
На семинаре  было  заострено внимание слушателей  о понятии - «функциональная  грамотность». Зуева О.Д.: «Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:
«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?». Функциональная грамотность - это уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде». 

Выступающие обратили внимание слушателей семинара  на  составляющие функциональной грамотности:

​​1. Читательская грамотность

Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни

​2. Естественнонаучная грамотность​

​Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями

​3. Математическая грамотность​

​Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты

​4. Финансовая грамотность​

​Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.

​5. Креативное мышление

​Способность продуктивно участвовать в  процессе выработки, оценки и  совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

​6. Глобальные компетенции

​Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем​

Было проведено 6 открытых занятий по различным темам.

Дмитриева Туяра Герасимовна,в 11 «б»  класс, урок развития читательской грамотности  по теме «Подготовка к сочинению в формате ЕГЭ: комментирование проблемы и определение приёма смысловой связи» (работа с детьми из группы риска).

Тема:  Междометие   как  часть  речи в  7 «г» показала учитель   Коломыц   Инна  Степановна. Цель:  изучить  новую  часть  речи – междометие  и  её  грамматические особенности -    на   основе   текстов  якутского  писателя  Софрона  Данилова (отрывок  из  рассказа   «Двое»,   отрывок  из  цикла  по  рассказам   «Манчары»).

Кузнецова И.О., директор школы, учитель русского языка и литературы,  показала  отдельным участникам семинара  практикум по подготовке к сочинению-рассуждению (в формате ОГЭ).

На примере текста П.Васильева «Уродина» были представлены следующие этапы работы:

  1. Формулировка задания
  2. Знакомство с текстом
  3. Повторение структуры строения текста сочинения-рассуждения.
  4. Подбор определений к слову «Красота», к сочетанию «Красота души»
  5. Нахождение аргументов из предложенного текста. Комментирование.
  6. Подбор 2 аргумента из художественной литературы. Комментирование.
  7. Обсуждение высказываний о красоте души известных писателей, поэтов.

Также были  занятия внеклассного чтения по развитию гуманистических ценностей, занятие с использованием ЦОР. Обучающиеся 8 классов показали литературно-музыкальную композицию по мотивам рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека», подготовили педагоги Архипова У.А.,

Трошина В. В., Фрагмент -литературно-музыкальной  композиции по  повести «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери, подготовили  Дмитриева Т. Г., Архипова У. А. 

   Нижник Надежда Николаевна как куратор проекта «Литература и жизнь», Управления образования выступила по итогам 2021-2022 учебного года, отметила грамотами УО активных членов творческой группы проекта  и сертификатами учителей, прошедших курс по направлению наставник - молодым педагогам - «Школа молодого учителя», ознакомила с итогами практического внедрения в течение учебного года проекта «Литература и жизнь»,в течение года были отработаны подпроекты «Будь человеком»-358 обучающихся было задействовано в шести различных конкурсах, в подпроекте «Читающий Якутск»-525 обучающихся, в девяти различных конкурсах, «Родина моя»-800 человек, в трех номинациях,1683 человека приняли участие в трех подпроектах  и получили, дипломы, сертификаты.

Сделала акцент на проведенных семинарах. Всего было запланировано на учебный год  и проведено 13 семинаров:

  • Организационный семинар «Анализ результатов ГИА», на базе СОШ№26;
  • « Средство достижения практических результатов обучения русскому языку и литературе», на  базе ЯГНГ;
  • Сергеева Татьяна Власьевна  (для творческого клуба «Магия «Информационно-коммуникационные технологии в работе учителя русского языка и литературы слова»), на базе СОШ №1;
  • «Формирование навыков смыслового чтения в процессе преподавания русского языка и литературы»,на базе СОШ №7;
  • «Духовно-нравственное воспитание: традиции и инновации» на уроках литературы,на базе СОШ №9;
  • «Проект по формированию читательской грамотности обучающихся основной школы», на базе СОШ №25;
  • Современный урок: тенденции и возможности (в период реализации ФГОС ООО),на базе НПСОШ №2;
  • «Формы и методы работы по подготовке обучающихся 10-11 классов к сдаче ЕГЭ»,на базе МОБУСОШ №10;
  • «Цифровые технологии в преподавании русского языка и литературы», на базеМОБУ СОШ №18;
  • «Уроки внеклассного чтения в 7-8 классах»,на базе МОБУ СОШ№15;
  • «Приоритетная задача ФГОС- воспитание грамотного читателя», на базе МОБУ СОШ№5;
  • «Технология мастерских как средство достижения практических результатов обучения русскому языку и литературе»,на базе СОШ №26;
  • «Читательская грамотность как один из способов формирования гуманистических ценностей школьника»,на базе СОШ №24.

 Также  слушатели  ознакомились с примерным планом работы на 2022-2023 учебный год, где будет продолжена  реализация проекта «Литература и жизнь».
Семинар учителей русского языка и литературы в МОБУ СОШ 24 им. С. И. Климакова стал завершающим в этом учебном году и прошел на высоком методическом уровне.

Для сведения педагогов:   Банк заданий по функциональной грамотности: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/

Читательская грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/

Глобальные компетенции: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/globalnye-kompetentsii/

Открытые задания PISA:   https://fioco.ru/примеры-задач-pisa 

Электронный банк заданий по ФГ https://fg.resh.edu.ru/. Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке: https://resh.edu.ru/instruction

Лаборатория функциональной грамотности:https://rosuchebnik.ru/material/laboratoriya-funktsionalnoy-gramotnosti/

МЕТОДИЧЕСКИЕ материалы по функциональной грамотности:

https://pedsovet66.irro.ru/?page_id=436?,

http://ntf-iro.ru/metodmaterialy-mop-fg/ ,

https://pedsovet66.irro.ru/?page_id=425

Дистанционные курсы «Функциональная грамотность: развиваем в школе» программы развития педагогов «Я Учитель»: https://yandex.ru/promo/education/specpro/fungram

 Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019 № 219 "Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся.

 Письмо Министерства просвещения РФ от 12.09.2019 № ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся».

 Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 №04-238 "Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности".

 Письмо Минпросвещения от 14.09.2021 № 03-1510 Об организации работы по повышению функциональной грамотности.

 Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности.

 

Нижник Н.Н.,куратор проекта «Литература и жизнь»,УО, Архипова У.А, руководитель МО гуманитарного цикла МОБУСОШ№24 им.С.И.Климакова. 

Управление образования окружной администрации города якутска

star

Комментарии:

Комментариев еще нет, вы можете быть первым кто его оставит

Оставьте ваш первый комментарий:

Пройдите авторизацию чтобы оставить комментарий.

Ранее

edit