2children.ru

Читайте также

Городской семинар для учителей русского языка и литературы в школе №26

999 6 89
Городской семинар для учителей русского языка и литературы в школе №26

12 апреля кафедра гуманитарных предметов СОШ №26 им. Е.Ю. Келле-Пелле провела городской семинар для учителей русского языка и литературы «Технология мастерских как средство достижения практических результатов обучения русскому языку и литературе».

Надежда Николаевна Нижник, как куратор проекта «Литература и жизнь», специалист Управления образования, руководящий распространением   передового опыта в системе столичного образования, высказала от лица всех участников радость от долгожданной встречи, отметила необходимость распространения педагогического опыта, обратила внимание на актуальность внедрения в учебный процесс разнообразных технологий, в том числе мастерских. Технология  педагогических мастерских разработана французскими педагогами и психологами в 1984 г. признана  Министерством образования Франции.

Необходимо помнить главное в технологии:

  • не сообщать информацию,  а передавать способы работы:​

а) Через естественно- научное исследование

б) Технологический анализ художественного произведения.

в) Исследование исторических первоисточников

г) Создание произведений прикладного искусства

  • Самый важный результат в мастерской-

Приобретение знаний о самом себе, самооценка и восхождение к себе.

Ученики сами добывают и осмысливают знания по предмету.

В мастерской создаются условия для развития индивидуальной, групповой и коллективной работы.

Также Надежда Нижник заострила внимание на Концепции чтения РС(Я), принятой в нашей республике 27 января 2022 г. Для повышения функциональной и читательской грамотности обучающихся необходимы совместные усилия всех участников образовательных отношений. Работа всех педагогов, включая педагогов начального образования, должна быть нацелена на формирование у обучающихся ряда умений, среди которых: находить разного рода информацию в текстах разной природы, анализировать ее, систематизировать, обобщать, делать выводы; извлекать из текста информацию и строить на ее основе свои суждения; на основе прочитанного текста формулировать собственные речевые высказывания в устной и письменной формах; реконструировать на основе прочитанного авторский замысел; выстраивать собственную творческую деятельность, связанную с написанием текстов разных стилей и жанров.

Работа с текстом (устным или письменным) должна стать

основополагающей во всех видах образовательной деятельности: урочной и

внеурочной деятельности, в системе дополнительного образования.

Основная цель Концепции – это повышение качества и статуса чтения,

развитие культурной, читательской компетентности и формирование у

подрастающего поколения гражданских и духовно-нравственных ориентиров.

Приоритетными задачами Концепции являются:

1. Развитие и поддержка чтения в сфере образования, науки и культуры.

2. Совершенствование инфраструктуры чтения.

3. Популяризация чтения в республике.

    Структура семинара создана по алгоритму деятельности в мастерской. На первом этапе вниманию слушателей были представлены выступления:

1) литературно-музыкальная композиция «Мне книги открывают целый мир…», подготовленная учителями-словесниками Г.М. Амвросьевой и Н.Н. Ивановой

2) «Слово о школе» директора А.И. Васильева

3) «Методическая неделя как форма повышения профессиональной компетентности учителей» заместителя директора по СО К.С. Саввиной

4) «Технология педагогических мастерских: сущность и особенности» руководителя МО Е.П. Черновой.   

На втором этапе учителя-предметники поделились опытом реализации технологии мастерских. Проведены открытые уроки и выступления:

1) мини-спектакль по «Капитанской дочке» А.С. Пушкина – Х.И. Атакова,

2) «Воспитание читателя» (из опыта работы «Клуба любителей чтения») – Л.А. Морук,

3) «Счастливый мальчик раздаривал бумажные игрушки» - фрагмент урока-мастерской по рассказу Л. Улицкой «Бумажная победа» - А.К. Федорова,

4) «Работа с текстом как подготовка к итоговому собеседованию» - А.К. Иванова,

5) «Литературное лото как одна из форм подготовки к итоговой аттестации» - Т.С. Андреева.

Необходимый и важнейший элемент мастерской – «разрыв», при котором участнику внезапно открывается новое видение предмета, закона, явления, образа, отношения. Путем «озарения» он приходит к качественно новому повороту истины, так как происходит разрыв между старым и новым знанием. Если участник занятия не переживает ни одного «разрыва», для него мастерская не состоялась. Надеемся, что участники семинара пережили такое психологическое состояние, которое подскажет им свой путь в использовании технологии мастерских.

В работе семинара приняли участие педагогические работники 15 школ города (21 учитель), которые отметили отличный уровень организации семинара: продуманность программы и форму проведения семинара; актуальность темы; высокий научно-методический уровень и практическую значимость выступлений и уроков; профессионализм учителей; атмосферу доброжелательности и гостеприимства в школе. Рефлексия после проведения семинара показала, что педагоги кафедры русского языка МОБУСОШ№26  создают успешность современного урока.  Выстраивают успешность от доступной формы подачи учебного материала, создания ситуаций успешности, доброжелательной атмосферы на уроке. Все это помогает обучающимся лучше усваивать учебный  материал. Главное у педагогов кафедры СОШ№26 соблюдать все требования к   современному  уроку,  а именно,  это:

  • самостоятельная работа учащихся на всех этапах урока;
  • организационная, а не информационная роль учителя;
  • обязательная рефлексия каждого из учащихся на уроке: восстанавливает ход урока, анализирует свою деятельность или деятельность одноклассников, формулирует свои впечатления;
  • высокая степень речевой активности учащихся. Педагогами используется главный принцип деятельностного подхода – научить учиться. Такой подход предполагает, что знания приобретаются и проявляются только в деятельности, что за умениями, навыками, развитием и воспитанием ученика всегда стоит действие. В образовательной области «Филология» приоритетным является коммуникативное развитие – формирование способности и готовности свободно осуществлять общение на русском, родном языках, овладение современными средствами вербальной и невербальной коммуникации. Это мы увидели на посещенных занятиях, внеклассных мероприятиях.

Новым смыслом урока является решение проблем самими школьниками в процессе урока через самостоятельную познавательную деятельность. Проблемный характер урока с уверенностью можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода на занятии.

Педагоги школы, заместитель директора Саввина Ксана Семеновна, заведующая кафедрой Чернова Елена Петровна в своих выступлениях говорили о том, какие же требования предъявляются учителями школы к современному уроку русского языка и литературы, если их объединить, то это следующее:

• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

• вывод делают сами учащиеся;

• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

• умение демонстрировать методическое искусство учителя;

• планирование обратной связи;

• урок должен быть добрым.

И, как итог семинара,  про педагогов русского языка и литературы СОШ№26, можно сказать следующее: все педагоги обладают хорошей методической подготовкой, высоким профессионализмом, дружная команда единомышленников, которая направляет все свои усилия на обучение и воспитание своих обучающихся,  в центре внимания урока, внеурочной деятельности – дети.

Конечно, очень много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт   для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки, поэтому всем педагогам-филологам нашего города желаем добиться профессионального успеха, взаимопонимания с обучающимися, творческого роста.

 

Нижник Н.Н., куратор проекта «Литература и жизнь», передового педагогического опыта УО, заместитель директора по СО Саввина К.С., заведующая кафедрой Чернова Е.П. СОШ №26.

Популярное null