Главная / Новости / В школе №5 прошел методический семинар учителей русского языка и литературы по теме «Приоритетная задача ФГОС – воспитание грамотного читателя»

В школе №5 прошел методический семинар учителей русского языка и литературы по теме «Приоритетная задача ФГОС – воспитание грамотного читателя»

Родительский портал - В школе №5 прошел методический семинар учителей русского языка и литературы по теме «Приоритетная задача ФГОС – воспитание грамотного читателя»

15 марта в рамках проекта «Литература и жизнь», в МОБУ СОШ № 5 им. Н.О. Кривошапкина прошел методический семинар учителей русского языка и литературы по теме «Приоритетная задача ФГОС – воспитание грамотного читателя».
Открыла семинар Нижник Н.Н., куратор проекта, она сказала о том ,что над проблемой чтения в системе образования нашего города педагоги работают достаточно хорошо. Очередной семинар, а все  семинары у нас проходят в системе в течение учебного года, покажет работу педагогического коллектива школы №5 им.Н.О. Кривошапкина  над реализацией проблемы детского чтения.  Затем в своем выступлении заместитель директора по учебной работе Булдакова М.А. рассказала о системной работе коллектива школы по чтению. Работа ведется давно, с 2007года. Матрена Анатольевна сказала: «Задачу приобщения современных школьников к чтению педагогический коллектив нашей школы рассматривает как составную часть решения проблемы качества общего образования. Создание читательской среды мы обозначили как путь к хорошему читателю.

Работа простроена на каждые 5 лет.

В 2007- 2011 годы разработана и внедрена Концепция формирования на духовном наследии А.С. Пушкина. Этот путь начался с первого этапа в 2007 году, с целенаправленной работы по изучению проблемы чтения. В школе появилась стержневая объединяющая идея, вокруг которой выстраивался весь образовательный процесс. Появились традиционные мероприятия, такие как 19 октября – «В садах Лицея». Многие школьные мероприятия: выставка кукол, рисунков, конкурсы чтецов, игры, интеллектуальный марафон – стали проходить под девизом «Душою к Пушкину причастны…»
В 2012-2016 годы разработана и внедрена Концепция поддержки и развития чтения. Она была принята совместно с кафедрой преподавания русского языка и литературы СВФУ им. М.К. Аммосова. В конце 2011-12 уч. года начался запуск различных акций данной Концепции.
В 2017- 2021 годы разработана и внедрена Концепция формирования духовно-нравственных ценностей. Концепцией определено 11 базовых национальных ценностей, на основе которых были простроены различные мероприятия: Неделя Погружения, акции «Бегающая пятерка», «Школа читает о войне», городской конкурс «Тургеневская девушка».
Одним из позитивных результатов системной и кропотливой работы является высокий результат на смотре в формате PISA, где учащиеся показали уровень читательской грамотности выше, чем в РФ.
В 2022 г. разрабатывается Концепция формирования функциональной грамотности учащихся.  На 1 этапе  идет разработка учебно-методических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности учащихся основной школы, включающих в себя: банка заданий для формирования функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов); методических рекомендаций по использованию банка в учебном процессе; проведение апробации заданий и диагностических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности учащихся 5-9 классов».

 Далее  участникам семинара были представлены красочные материалы многих акций, которые в школе стали традиционными:

-«Я рекомендую»,
-«Час чтения»,
-«Бегущая переменка».
Затем перед участниками семинара выступила Борисова Анна Николаевна, педагог дополнительного образования. Она сказала:
«В рамках дополнительного образования в школе работает проект "Школьная газета "Пятая Высота". Над выпуском газеты работает все школьное сообщество (это и ученики, учителя, родители, выпускники школы). Корректорами газеты выступают учителя русского языка. История школьной газеты начинается  с 1955 года. Современная же газета привлекает юных читателей своим цветным дизайном, 95% информации только о наших школьниках и о школе, у газеты нет географических границ (выпускается преимущественно в электронном варианте). В рамках проекта развиваются подпроекты:
1. PROFпроба (корреспонденты, редакторы и др.)
2. Школа поэтического письма ( открыты имена 8 поэтесс и 2-х поэтов). Сегодня  нами выявлено и поддержано в литературном творчестве - 28 детей.
3. Начинающий писатель (Дети работают в жанре фантастики, лирики, рассказов и сказок).
4. Начинающий иллюстратор авторской детской книги. 
5. Выпуск электронных книг (При поддержке Национальной библиотеки РС(Я) при Электронном издательстве нами выпущено - 5 книг. Книги наших  детей хранятся в Национальной библиотеке в открытом доступе). 
Хотим  отметить, что учащиеся нашей школы  книги выпускают, сохраняя старую традицию, о чем пишет Иннокентий Будищев (учитель нашей школы) в газете "Якутские епархиальные ведомости" номер 13 от  1914 года: «…Якутская второклассная школа (ныне МОБУ СОШ№5) - служит дверью, через которую получают доступ в массу народа произведения наших великих писателей, имена которых должны быть знакомы и дороги каждому грамотному человеку...».
Особый интерес вызвало выступление Крыловой Ольги Петровны, в котором  подробно изложена работа «Библиокласса». 
Сегодня проблема детского чтения актуальна и заслуживает огромного внимания: нынешние школьники все реже обращаются к книгам, отдавая предпочтение компьютерным играм, социальным сетям, тем самым лишая себя, возможно, единственной духовной пищи. А ведь книга является энциклопедией жизни. Она учит читателя отличать добро от зла, предательство от преданности, пробуждает стремление человека к развитию и самосовершенствованию личности, поэтому в 21 веке полноценными читателями надо успеть стать в детстве, иначе потом жизненный стремительный темп может не оставить для этого времени. Здесь очень важную роль играет правильно организованная работа классного руководителя. 
Ольга Крылова показала, как построить работу  по формированию грамотного читателя через  воспитательную работу класса. Это создание единого читательского пространства при продуктивном взаимодействии школы, библиотеки и семьи. Системная и разнообразная работа помогает формированию устойчивого интереса к книге, воспитывает культуру чтения, развивает творческое мышление учащихся. Основными формами массового руководства чтением детей являются книжные выставки, постоянные обзоры литературы, беседы о прочитанном, разнообразные литературные праздники и викторины. Надолго ее учащимся  запомнятся встречи с писателями, тематические вечера, уроки внеклассного чтения, совместные с родителями читательские посиделки и проекты, которые сплачивают семьи.  И главной победой работы Крылова О. П. считает выпуск отдельной книгой сборника сочинений детей и родителей, посвященный 75-летию  Победы.

Были предложены фрагменты уроков с включением регионального компонента:

1.Торопова Надежда Станиславовна урок-размышление: Человек и природа – не соседи, а одна семья (по произведению К.Паустовского «Заячьи лапы» в 5 классе.
Был показан заключительный урок в 5 биолого-химическом классе. Использован поисковый метод, приём фишбоун. Дети в конце урока пришли к осознанию, что природа и человек неразрывны в своей жизни и что необходимо бережно относиться к природе.  
2. Говорухина Виктория Борисовна урок внеклассного чтения «Мой край! Якутия моя!» (стихи якутских поэтов о родной природе 7 класс). 
Тип урока: комбинированный с элементами урока-мастерской. Цель урока: познакомить учащихся  с о стихами якутских поэтов о родной природе; научить устному и художественному  рисованию, выразительному чтению;  развивать творческие, коммуникативные и исследовательские способности и  навыки работы с текстом; анализировать стихотворения,  воспитывать любовь и уважение к родной природе.
Для раскрытия главного материала выбраны словесные методы совместной деятельности с классом:  составление таблицы на восприятие, сообщения детей о якутских поэтах, анализ  стихотворений ,  создание сочинений-миниатюр и рисунков родного края. Успех занятия заключается, прежде всего, в том, что главная фигура всего урока – ученик с его интересами, способностями, жизненным опытом. Выводы не формулировались учителем, а являлись результатом исследовательской деятельности самих учащихся. 
3. Жиркова Татьяна Егоровна урок по русскому языку «Употребление местоимений в речи» 6 класс. 
Урок «открытия» новых знаний. Вид  урока-урок смешанного типа, где были использованы элементы технологии проблемного обучения и технологии коллективного взаимообучения. Методы обучения: проблемно-поисковый, активные методы (обсуждение в группах),метод свободного выбора (выбор способа взаимодействия).Цель  урока - сформировать у обучающихся понятие о правильном употреблении в речи местоимений в соответствии с орфоэпическими, грамматическими и лексическими нормами. Большое внимание на уроке уделено языковому анализу текста с использованием национально-регионального компонента. Интерес вызвали игровые моменты-блиц-викторина .На этапе рефлексии обучающиеся составляли синквейны по теме урока.

4. Суранова Ирина Сергеевна урок-исследование «Тундра – это двое (по рассказу С.П.Данилова «Двое» 9 класс. 

Урок внеклассного чтения по рассказу Софрона Данилова «Двое» в 9г классе. Масса тропов, стилистических фигур позволяет отработать задания ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку. Дети в 9 классе уже имеют хорошие навыки интерпретации художественного текста, умеют  высказывать и отстаивать свою точку зрения, фантазировать, поэтому сложностей в проведении таких уроков-исследований не возникает. Зато такая форма работы дает возможность каждому остаться наедине с текстом, сделать пусть маленькое, но СВОЕ открытие, удивиться самому и поделиться своей находкой с другим. 
Черных Александра Сергеевна ,председатель творческой группы «Литература и жизнь», рассказала о мероприятиях, которые будут проходить в марте 2022г. по подпроекту «Читающий Якутск». 
Будут работать четыре площадки «Парад литературных героев», «Литературное открытие», «Золотая литера»,  «Литературный  квест».  Александра Сергеевна  нацелила педагогов на рекомендации по проведению  мероприятий по  положению    «О проведении литературного праздника «Парад литературных героев».Рекомендации имеются в каждой школе. Данные мероприятия будут проходить 25 марта 2022г. Заявки и работы необходимо выставить на ГУГЛ-Диск, площадка «Читающий Якутск»до 20 марта.                                                                                           
Далее мы представляем  некоторые рекомендации  для педагогов в рубрику  «На заметку учителю…..» 
Эксперты выяснили, какие книги читают россияне – лидируют   психология, эзотерика и гадания
В  феврале 2022 года впервые за много лет жанровые предпочтения россиян кардинально переменились.  Традиционно пользующаяся повышенным спросом детская художественная и развивающая литература в феврале уступила лидерство книгам по психологии, эзотерике и гаданиям.  Аналитики определили топ-5 самых популярных изданий.  Среди авторов этих книг как зарубежные, так и российские писатели:  Эрих Фромм «Искусство любить», Ольга Примаченко «К себе нежно. Книга о том, как ценить и беречь себя», Колин Топпинг «Радикальное прощение», Михаил Лобковский «Хочу и буду», Джордж Клейсон – «Самый богатый человек в Вавилоне».Ранее сетевое издание «Учительская газета» рассказало, какие аудиокниги пользуются особой популярностью у россиян. Выяснилось, что самой любимой книгой соотечественников, прослушанных за последние пять лет, стал роман молодого литератора Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза».
Для маленьких – интерактивные книги, для детей постарше – юмористические сказки, для подростков – классика. 
Сетевое издание «Учительская газета» рекомендует книги для внеклассного чтения.Самым маленьким «Учительская газета» вместе с сотрудницей московской библиотеки № 255 Анастасией Чугуновой советует присмотреться к серии  «Городок», которая состоит из шести виммельбухов. Кто не знает – так называются красочные книги с полностраничными детализированными иллюстрациями и минимумом текста или вовсе без него.
О чем книги? Герои серии немецкой писательницы и художницы Ротраут Сузанны Бернер – жители небольшого города. Советуем обратить внимание на Сузанну, теряющую шляпки, Полину, которая любит читать, Фридриха с Анной и мальчика Петера. Самое интересное, что во время чтения можно не просто следить за жизнью героев, но и рассматривать картинки, следить за передвижениями отдельных персонажей от страницы к странице, искать определенные сценки или загадывать и находить предметы. Словом, это книги, к которым малышу захочется возвращаться снова и снова, говорит Анастасия Чугунова.Ребятам постарше библиотекарь советует книгу «Зоки и бада» Ирины и Леонида Тюхтяевых.
Кто такие зоки и бада? Об этом рассказывают своему папе, а заодно и всем читателям, двое детей – маленький Ян и его старшая сестра Маргарита. Неизвестных папе (и миру!) существ дети много раз видели во сне: «…нас мама научила: надо лечь в кроватку, закрыть глаза и улыбнуться». Черный бада — существо большое и мохнатое, но в целом довольно безобидное. Подросткам явно придется по душе «Поллианна» Элинор Портер.  Книга  про девочку Поллианну, оставшуюся сиротой и вынужденную жить у своей строгой тети, словно пропитана светом и теплом. С какими бы сложностями ни приходилось столкнуться Поллианне, ей всегда помогает придуманная покойным отцом игра в радость, смысл который заключается в том, чтобы находить что-то хорошее в любом событии в нашей жизни. Своей игре девочка учит и жителей городка, у каждого из которых в сердце таится своя печаль, рассказывает Анастасия Чугунова на сайте мэра и правительства Москвы. 

Советы эксперта опубликовал Рособрнадзор на своей странице в соцсети. Самое первое, на что надо обратить внимание: важно начать читать, а не откладывать этот процесс. По словам руководителя Рособрнадзора за чтением человек сразу чувствует, что взрослеет. Кроме того, хорошая книга может стать настоящим удовольствием. И во время экзаменов можно не опасаться сложностей с поиском опоры для своих суждений.Другое важное правило: не пытаться подсчитать общее число рекомендованных книг. Взамен лучше воспользоваться «методом совмещения»: проанализировать то, что предложено к прочтению. В итоге у вас в голове останутся 10-15 книг, которые окажутся универсальными по причине мудрости авторов, масштаба того, о чем написаны эти книги, и глубины смысла. Внимание следует останавливать именно на таких книгах. Также стоит помнить, что малые художественные формы – лишь по названию являются малыми. На деле они способны вмещать в себя целый мир. Так что читая лирику, вы столкнетесь с выражением всей палитры чувств человека. Предпочитая быстрое чтение, которое важно именно здесь и сейчас, надо помнить, что особенной глубиной и масштабом постижения сложных вопросов отличаются романы. Поэтому романы великих русских писателей прочитать важно. Не сегодня – так завтра. Для самостоятельной подготовки к экзаменам можно воспользоваться материалами из Библиотеки «Московской электронной школы», другими.

 
Нижник Н.Н.,УО,куратор проекта «Литература и жизнь»,Крылова О.П.,руководитель МО МОБУСОШ№5,Черных А.С., руководитель проекта «Литература и жизнь»

Управление образования окружной администрации города якутска

star

Комментарии:

Комментариев еще нет, вы можете быть первым кто его оставит

Оставьте ваш первый комментарий:

Пройдите авторизацию чтобы оставить комментарий.

Ранее

edit