2children.ru

Читайте также

Петр Акимов о развитии детского туризма : Чтобы все было максимально безопасно

999 6 89
Петр Акимов о развитии детского туризма : Чтобы все было максимально безопасно

Как уже писала «Якутия.Инфо», в Якутске начался процесс системного развития детского и юношеского туризма под эгидой Управления образования окружной администрации города. В конце минувшего года эту работу инициировал начальник данной структуры ОА Якутска Алексей Семенов. На днях была создана Маршрутно-квалификационная комиссия образовательных учреждений (МКК ОУ), которая будет играть в этом процессе одну из ключевых ролей. Основная ее функция заключается в том, чтобы походы были безопасными, а их руководители обладали необходимой квалификацией и имели должный и соответствующий именно детскому туризму опыт.

Председателем МКК стал Петр Акимов, который в туризме, причем в туризме на профессиональном уровне, уже более тридцати лет. Петр Семенович занимался альпинизмом, туризмом, обучал детей скалолазанию на скалах Еланки и разного рода навыкам и знаниям походной жизни. На протяжении многих лет он руководил турклубом при школе №1, откуда, кстати, вышли некоторые спасатели. Можно вспомнить и то, что теперешний председатель МКК активно принимал участие в появлении одного из первых в Якутске скалодромов на базе Байкальского университета. Сейчас он работает в Республиканском ресурсном центре «Юные якутяне». В общем, у человека большой туристический опыт — как личный, так и в качестве наставника.

В интервью «Якутия.Инфо» Петр Акимов рассказывает о специфике детского туризма, о задачах, которые стоят перед МКК, а также о том, когда школьники начнут массово ходить в туристические походы.

— Расскажите подробнее о том, что такое МКК.

— Туризм начинался, например, как прогулка по лесу. Но не в спортивном плане, а как освоение новых пространств, экскурсий и просто для оздоровления. Было много мероприятий, где, конечно, участвовали дети. А потом пришло понимание, что такой туризм является средством физического развития человека с раннего возраста и к тому же позволяет иметь эмоциональную связь с природой. Появляется, например, любовь к малой родине. На основе таких походов появился спортивный туризм, где ставилась задача прохождения определенных расстояний с набором определенных препятствий. В советское время такой туризм являлся частью допризывной подготовки к службе в армии.

А далее возникла потребность в появлении системы, которая бы подтверждала то, что этот конкретный ребенок-школьник обладает какими-то навыками. Подтверждением этого, например, является система спортивных разрядов. В последующем появилась потребность в подготовке кадров, системе контроля и системе подтверждения. На этом этапе и возникла система МКК, целью которой стало повышение безопасности при проведении туристических мероприятий. То есть проверка готовности группы и уровня опыта руководителя похода.

— Так значит, если кто-то захочет повезти детей в поход, то теперь он должен обращаться к вам, чтобы МКК проверила готовность, как группы, так и руководителя.

— В идеале, да. Но нужно разделять туризм спортивный и туризм самодеятельный. Любая группа может, конечно, взять и пойти куда угодно.

— На свой страх и риск.

— Да. И к тому же не будет никакого подтверждения, что они действительно сходили. То есть это будет путешествие. Есть и семейный туризм – и это дело родителей. Все эти люди обычно не заявляются в МКК, единственное, могут сообщить спасателям, что они идут по такому-то маршруту и если не вернутся к какому-то сроку, то нужно начинать поиски.

Мы не против самодеятельного туризма. Но являясь частью системы безопасности в туризме, мы стараемся снизить риски. И было бы хорошо, если самодеятельные группы хотя бы консультировались у yас по маршруту.

 — В чем специфика работы вашей МКК?

— МКК образовательного учреждения (ОУ) рассматривает все школьные туристические мероприятия – турслеты, какие-то тренировочные сборы, экскурсии, выезды за пределы населенного пункта и т. д. Например, сборы: группа решила пойти на Еланку и отработать какие-то элементы горного туризма. И все это через МКК. Мы проверим уровень подготовки руководителя, наличие необходимого снаряжения, а также уровень подготовки группы в целом. К тому же МКК проводит учебные занятия по подготовке специалистов, консультации.

И здесь нужно понять, что задача МКК не в том, чтобы запрещать и не пускать в походы, а обучить и уже обученных людей отпускать с детьми. Чтобы все было максимально безопасно.

Это касается многих аспектов. И питания группы в том числе. Не так, чтобы взял банку тушенки и пошел. В походах нельзя упускать такие аспекты, как образование и воспитание. Если поход не имеет образовательной цели, не продуманы воспитательные моменты, то ценность такого похода как похода образовательного учреждения очень невысока. Здесь МКК ОУ должна помочь руководителю похода, чтобы ценность похода была выше.

— По поводу инструктора-руководителя похода. Что нужно для того, чтобы повести детей в поход?

— Инструктор — это тот, кто умеет обучать. И не всегда он способен вести группу, тем более детей. Это должен быть тот, у кого есть соответствующий опыт. Если ведешь детей в степенной поход, то у руководителя в идеале должен быть в наличии пройденный маршрут первой категории сложности. Но сейчас вообще-то идут на некоторые послабления в отношении подготовки.

Поскольку есть кадровая яма в России, которая образовалась за девяностые. Многие ходили в походы, но они были не зарегистрированы, не учтены и многие опытные походники не имеют подтвержденных маршрутов и разрядов. Мы запланировали совместно с ДДТ Якутска курсы организаторов Детского юношеского туризма. Это наш первый шаг к подготовке кадров.

— Ваш МКК относится только к образовательным учреждениям Якутска. А ходить в походы можно куда угодно?

— Да, куда угодно. Мы просто рассматриваем уровень подготовки. И рассматриваем заявки от ОУ Якутска. Можем принять заявки и от других муниципальных учреждений. Но пока не спешим с этим.

— Вот, например, приходит инструктор и говорит: хочу повезти детей из какой-то школы в поход. Приходит к вам, и вы его оцениваете?

— Если у этого человека нет документов, подтверждающих его квалификацию, то мы скажем: «Нет, братец, тебе надо потихоньку начинать с ноля, со степенных походов и повышать квалификацию». При наличие же подтверждающих документов будем только рады приходу таких людей.

— Не может быть так, что он вас не послушает и все равно поведет детей?

— Может. Но в таком случае руководитель образовательного учреждения, от которого пришел этот человек, не имеет права издать приказ о походе. Они могут опять-таки самостийно пойти, но никаких разрядов и подтверждений им не дадут. Тем более в случае какой-то внештатной ситуации вся ответственность будет лежать на этом в "руководителе".

— Так, а если же придет к вам человек, который КМС по альпинизму и в целом который не горит и не плавится. И за плечами сотни тысяч степенных походов. Тогда как?

— Если у человека есть документы, которые подтверждают уровень подготовки, то, да он может вести детей. Но в этом случае мы проверяем состав группы. Например, 30% группы могут быть новичками. Тогда да, можно. Но если выясниться, что у детей нет какой-то подготовки для конкретного похода, тогда мы не пустим группу.

Здесь важно понимать, что группа должна иметь соответствующую подготовку. Мало только опыта руководителя: а вдруг именно с ним что-то случится? Что тогда будет с группой руководитель которого сам будет нуждаться в помощи?

— Руководитель должен понимать, кого он с собой ведет, несмотря на уровень собственной подготовки.

— И он должен готовить ребят. Повышать физическую подготовку, проверять и усиливать какие-то психологические аспекты. И нужно тогда начинать с легких маршрутов, чтобы дети получили опыт. Это опять о задаче МКК – сделать туристические походы безопасными.

Мы не можем гарантировать абсолютную безопасность и потому обязаны повышать знания, умения и навыки своих детей и руководителей. Чтобы экстремальная ситуация при наличии навыков стала для них просто нештатной ситуацией, требующей принятия незапланированных мер. Не имея навыков, можно простую ситуацию довести до экстремальной с трагическими последствиями.

— К вопросу о руководителях походов, о кадрах. Насколько я знаю, у нас не хватает квалифицированных кадров.

— Вообще-то кадры есть. И у этих людей есть большой опыт. Но проблема в том, что они не работали именно с детскими группами. И есть еще специфика коммерческого туризма. Когда на кону стоят большие деньги от клиентов, то не каждый может отказать, мотивировав тем, что у клиента нет необходимой подготовки. А вот людей, готовых работать в системе МКК и именно с образовательными учреждениями, действительно мало. Учить детей, знать некоторые правовые аспекты. Например, не все из них могут поставить полосу препятствий определенного класса в спортивном туризме класса «Дистанция». Не все смогут связать и объяснить, где и как используется тот или иной узел.

— Да, это к вопросу о том, что уровень твоей собственной квалификации не дает еще права вести в поход детей.

— Раньше нужно было обязательное педагогическое образование. Но сейчас детский туризм находится на перепутье. То есть в детском туризме главное все-таки не спорт, а образовательные и воспитательные начала. А человек, не имеющий таких навыков, не всегда сможет работать с детьми, а будет их просто «гнать». А это не детский туризм.

Мы считаем, что ребенок должен получить какое-то эстетическое удовольствие, овладеть новыми навыками овладеть в походе. Должна быть образовательная цель – а это не только навыки работы с компасом, но еще и работа с собственным телом – как снимать усталость, следить за своими ногами и так далее.

И руководитель все это должен уметь дать детям. Ведь в походе можно развивать разные качества ребенка, которые в обычной привычной среде для детей в городской среде могут быть скрытыми, не активированными.

— Так, и что с подготовкой кадров?

— Мы будем делать курсы по подготовке на данном этапе для всех желающих. Не обязательно для педагогов. Но при этом, если у руководителя нет педагогического образования, в походе должен участвовать кто-то из учителей. То есть один отвечает за туристическую часть, а второй — за педагогическую. Мы, в свою очередь, готовим кадры, которые могут привлечь школьников для организации их летнего отдыха. При подготовке будет теоретическая часть и, конечно, практическая – то есть категорийный или степенной поход. А так, по правилам, если детская группа смешанная (мальчики и девочки), — одним из руководителей должна быть женщина.

— Как-то будете заинтересовывать школы в том, чтобы дети ходили в походы?

— Мы, конечно, хотели бы охватить все городские школы. Ведь городские дети почти полностью оторваны от природной среды и это изъян в их воспитании, в их эмоциональном развитии. А вот если взять сельские школы, там ситуация иная. Они на природе, но там другая крайность. Иерархия. Есть четкое разделение – кто сильный «король класса», а кто слабый. И вот в походе это тоже можно корректировать. Консолидировать людей и создавать дружеские отношения.

— Но все-таки вы не ответили на предыдущий вопрос.

— Это также одна из наших основных задач. Мы будем мотивировать. Кстати, есть опыт Башкортостана. И там вот как раз этой туристической системой, которую мы начали развивать в Якутске, охвачено почти 100% детей. Сейчас стала развиваться система сдачи нормативов ГТО. Туризм тоже является часть ГТО как выборный вариант сдачи. Наверное, будем создавать систему оценки полноценности воспитательной работы ОУ и одним из критериев будет доступность занятия туризмом.

— Так. И когда же все это заработает, начнутся действительно массовые школьные походы?

— Тут все зависит не только от наших усилий. Многие руководители школ бояться ответственности. И не знают законов. Тот же Роспотребнадзор требует, чтобы была бутилированная вода, палатки с настилами. Но на самом деле эти требования касаются лагерей, а не турслетов и походов. И вот от незнания руководители могут отказать в походе. И наша задача еще состоит и в этом – в ликвидации безграмотности. Далее нам нужно подготовить квалифицированные кадры. А на это тоже уйдет два-три года. Появятся классифицированные и эталонные маршруты. И вот спустя этот период, я считаю, у нас, и начнется массовое развитие детской походно-экспедиционной деятельности.

Кстати, пользуясь служебным положением (я курирую и краеведение и школьные музеи в масштабе республики), стараюсь продвигать именно походно-экспедиционную деятельность в изучении родного края и исследовательской деятельности. А то там преобладание камеральной работы, а дети должны иметь навык походной жизни, полевой поисковой работы.

 

 Текст: Иван БАРКОВ
Фото: Автора, героя публикации

Популярное null