Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье обучающихся и создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.
Работа психолога становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев.
В связи с нарастанием проблемы активизации наркоторговцев и выход их в среду несовершеннолетних, считаем, что проведение социально-психологического тестирования является неотъемлемым элементом воспитательной работы образовательной организации, обеспечивающей системное выявление обучающихся, находящихся в «рискогенных условиях», и организации с ними соответствующей профилактической, коррекционной работы.
Социально-психологическое тестирование помогает педагогам-психологам выявить уровень рискогенности условий, в которых формируется обучающийся. Дети с высоким уровнем рискогенности условий испытывают затруднения в сложившихся социально-психологических условиях. Длительно существующие затруднения могут вызвать депрессивные состояния и ощущение безвыходности ситуации.
Можно сказать, ключевой фигурой за проведение социально-психологического тестирования выступает педагог-психолог.
18 февраля 2021 года в г. Якутске состоялось награждение педагогов – психологов образовательных организаций благодарственными письмами Главы Республики Саха (Якутия) за добросовестный труд, высокий профессионализм и активное участие в социально-психологическом тестировании.
По инициативе руководителя Аппарата Антинаркотической комиссии Республики Саха (Якутия), Слепцова Михаила Эдуардовича 16 педагогов- психологов из Алданского, Хангаласского, Оленекского, Ленского, Вилюйского, Верхневилюйского, Усть-Майского, Намского, Кобяйского, Нерюнгринского, Чурапчинского, Мегино-Кангаласского улусов и г. Якутска впервые были отмечены такими наградами.
Работа школьных психологов отмечена на уровне Правительства Республики Саха (Якутия). На протяжении 3 лет Республика удерживает лидирующие позиции по сдерживанию распространения наркотических средств в Дальневосточном Федеральном округе. Это подтверждают цифры по итогам СПТ и наркологической службы Республики Саха (Якутия).
В 2020 году в Республике Саха (Якутия) показатель первичной заболеваемости наркоманией на 100 000 населения составил 4,1(2019 - 3,0; 2018 — 3,1; 2017 – 2,9; 2016 г. - 3,2; 2015- 5,4; 2014 - 8,0). Данный показатель значительно ниже, чем в среднем по ДВФО (2018 - 18,9 2017 - 19,4; 2016 – 25,3; 2015 - 24,2; 2014 - 21,6) и РФ (2018 – 10,2; 2017- 11,6; 2016 – 11,1; 2015 – 14,1; 2014 – 14,5).
Среди подростков отмечено снижение первичной заболеваемости пагубным употреблением наркотическими средствами.
Контрольный срез по состоянию на 1 декабря 2020 года показал, что тестирование прошли 29 636 (53%) обучающихся образовательных организаций из 54 473 респондентов, ранее зарегистрированных на автоматизированной платформе. (Общее количество обучающихся и студентов с 13 лет до 18 лет – 63 336).
В таблице представлены статистические показатели по охвату СПТ с 2015 года:
|
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год (предв) |
Количество детей, прошедших тестирование/ общее кол-во детей от 13 до 18 лет |
1783/2000 |
36 274/42724 |
32 430/ 52 373 |
47 714/ 58 791 |
48 282/ 55 613 |
54 473/ 63 336 (на 18.12.2020 прошли 29 636) |
Кол-во детей, не прошедших тестирование* |
217 (12,17%) |
6 450 (17,78%) |
10697 (34,41%) |
11 077 (22%) |
7331 (15.1%) |
1944 (3%) |
Выявленная группа риска** (% от общего числа обучающихся, прошедших тестирование) |
0 (0 %) ** |
4 608 (12,7 %) |
4 608 (14,2 %) |
4 750 (9,95%) |
1 162 (2,4%) |
1041 (1,9%) |
В 2019 году количество обучающихся, оформивших отказ от участия в тестировании, составил 7 331 обучающийся (15,1%). Ежегодное снижение количества отказов от прохождения тестирования свидетельствует о надлежащей разъяснительной работе о необходимости прохождения тестирования.
|
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
Количество детей, не прошедших тестирование |
9 082 (23,5 %) |
217 (12,17%) |
6 450 (17,78%) |
10 697 (34,41%) |
11 077 (22%) |
7 331 15,1% |
1994 (3%) |
Вместе с тем на мероприятии был рассмотрен Порядок по организации психолого-педагогической работы социально-психологической службы образовательной организации по итогам проведения социально-психологического тестирования, который регламентирует работу по организации адресной профилактической и коррекционной помощи обучающимся, прошедшим тестирование и педагогам, по внесению изменений в воспитательные планы класса/группы.
По завершению мероприятия участники высказали свои предложения и пожелания по улучшению организации социально-психологического тестирования на следующий учебный год.
Надеемся, что данное мероприятие станет хорошей традицией поощрения лучших педагогов-психологов в рамках подведения итогов социально-психологического тестирования в нашей республике.