Сегодня, 17 ноября 2020 г., в Национальной гимназии «Айыы Кыһата» г. Якутска состоялась встреча с Тимофеевой Анной Александровной, руководителем отдела по развитию родных языков и этнокультурной специфики Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения России и Любимовой Ириной Павловной, первым заместителем министерства образования и науки РС (Я). Учителями, педагогами дополнительного образования, родителями и учащимися были представлены арт-пространства по формированию ценностей, компетенций и личностных качеств обучающихся. Библиотекой гимназии была организована выставка региональных учебников.
В Национальной гимназии «Айыы Кыһата» учатся дети с повышенной мотивацией к углубленному изучению языка и культуры народа саха, самообразованию и саморазвитию в поликультурной городской среде. Главная ценность - родной язык, духовное богатство народа - определяет самобытность, культуру народа. Язык - это основное средство воспитания. Культурная и функциональная компетенция выпускника школы обеспечивается на основе родного якутского языка.
Основным принципом организации образовательной деятельности является диалектическое единство трех начал: национального, федерального и общемирового, обеспечивающих осознание школьником себя гражданином Якутии, России и субъектом мировой цивилизации, языковой личностью народа саха.
Ключевой целью педагогического коллектива является формирование конкурентоспособного, креативного, духовно-нравственного выпускника, патриота своей Родины, готового к диалогу культур на международном уровне, обладающего профессиональными компетенциями «инновационного человека» и умеющего социализироваться в цифровом глобальном пространстве и в будущем на рынке труда.
На встрече коллектив гимназии рассказал об основных механизмах образовательного процесса. Это - образовательная программа с этнокультурным содержанием, проекты «Цифровой образовательный этноцентр «Айыы Алаьата», «Этнокультурные АРТ-пространства», «Удьуор Утум», «Преемственность» и др; проектные офисы, детско-взрослые сообщества обучающихся, юношей «Эр хоһуун», девушек и матерей «Күбэйэ», отцов «Тойон сүбэ», бабушек «Ситим» и др.; система дополнительного образования: «Удьуор Утум» – фольклор, олонхо, традиционное шитье, прикладное искусство, традиционные виды хозяйствования (охота, рыболовство, кузнечное дело и др.); сезонные лагеря, оздоровительно-трудовые лагеря, лингвокультурологические кружки, Айыы - медиа, «Часы откровения у камелька» и др.
Педагоги и родители подчеркнули, что трендами гимназии стали пешие и авто-образовательные путешествия по историко-краеведческим местам, сплавы по рекам, исследовательские экспедиции, этноритмика, этнофитнес, еженедельные осуохай по классам, коллективное подледное рыболовство мужчин и другие.