ГБУ ДО РС (Я) «Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения» в рамках исполнения основных пунктов Государственной программы Республики Саха (Якутия) «Профилактика правонарушений в Республике Саха (Якутия) на 2020-2024 годы» с 12 по 30 октября 2020 года проведены курсы подготовки и повышения квалификации для работников образовательных организаций по профилактике наркомании в образовательной среде.
Первый курс с 12 октября по 16 октября 2020 года прошел на тему: «Оценка вероятности риска вовлечения обучающихся в аддиктивное поведение с использованием Единой методики социально-психологического тестирования (ЕМ СПТ)».
Второй курс - с 19 октября по 23 октября 2020 года был на тему: «Профилактика девиантного поведения с учетом результатов социально-психологического тестирования».
Раскрыты темы нормативно-правового регулирования социально-психологического тестирования, направленного на профилактику незаконного потребления обучающимися наркотических средств и психотропных веществ, алгоритмы оценки вероятности вовлечения в наркопотребление, обратная связь после проведения СПТ и особенности профилактики зависимого поведения; ошибки профилактики, организация профилактической работы с педагогами и родителями (акценты, различия и ошибки), педагогическая культура родителей, планирование профилактической работы, составление типового плана профилактики.
Лектором данных курсов выступил автор методики Журавлев Дмитрий Викторович, кандидат психологических наук, доцент.
Третий курс с 26 октября по 30 октября 2020 года был на тему: «Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних в образовательных организациях».
Слушатели курсов изучили такие темы, как суицид, как форма аутодеструктивного поведения детей и подростков, типология и эпидемиология суицида, мифы и факты о суициде, особенности суицидального поведения детей и подростков, подходы, теории и модели суицидального поведения детей и подростков, самоповреждающее поведение в подростковом возрасте: причины, механизмы формирования, виды помощи, диагностика факторов риска аутодеструктивного поведения, профилактика аутодеструктивного поведения детей и подростков в условиях образовательной организации, использование методик и приемов ОРКТ в профилактической и коррекционной работе.
Лектор - Киселева Александра Валерьяновна, кандидат психологических наук, доцент.
Всего на прошедших курсах повышения квалификации обучились 120 педагогов из 31 муниципального образования.
Работа курсов была построена на платформе ZOOM. План занятий выстроен так, чтоб лекции сменялись обсуждением проблемных моментов, курсанты получали консультацию лекторов, в конце каждого дня были даны задания для самостоятельной работы. По завершению курсов каждый курсант выполнил контрольную работу.
Все курсанты получили методический материал от лекторов, а также удостоверение государственного образца объемом по 36ч.
По отзывам слушателей, курсы проведены на высоком уровне: 100% поставили «5» за доступность материалов, прямой разговор с лектором, ответы на вопросы, примеры из опыта; 23% слушателей отметили низкую скорость интернета, что мешало восприятию информации, отсутствия частых перерывов и проведение курса в нерабочее время.
Пожелания курсантов - проводить такие курсы в очном формате, для каждого улуса отдельно и пересмотреть даты проведения, еще раз пригласить данных лекторов.
Курсы востребованы в среде специалистов, курирующих вопросы проведения социально-психологического тестирования, работа по данному направлению должна
продолжаться в течение учебного года в виде методических консультаций, разработки методических сборников и обмена опытом по проведению социально-психологического тестирования среди улусов (районов) республики; в среде специалистов, занимающихся вопросами организации профилактической работы в образовательных организациях.
После проведения курса по профилактике суицидального поведения в образовательных организациях республики, организаторами курсов повышения квалификации и лектором предложен Проект постоянно действующего семинара лектора с педагогами- психологами школ Якутии по данной проблематике.