Реализация комплексной программы Республики Саха (Якутия) «Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на 2019-2020 годы»
Проблема ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и их социальной адаптации в общество является актуальной. Вопросами организации и реализации ранней помощи интересуются представители образования, здравоохранения, соцзащиты.
Существующий отечественный и зарубежный опыт показывает, что правильно организованная и своевременная ранняя комплексная помощь детям раннего возраста с нарушениями в развитии способна предупредить появление вторичных отклонений в развитии, а также обеспечить максимальную реализацию потенциала развития каждого ребенка.
Создание системы ранней помощи в Российской Федерации соответствует положениям «Всеобщей декларации прав человека» и «Конвенции о правах ребенка» в части создания комфортной и доброжелательной для жизни среды, обеспечения доступности и качества дошкольного образования для детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, не имеющих статуса ребенка-инвалида, детей из групп риска, включая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся в социально опасном положении.
В образовательной среде Республики Саха (Якутия) координационную работу по развитию системы ранней психолого-педагогической помощи с 2012 года ведет отдел ранней помощи детям до 3 лет и их родителям ГБУ ДО РС(Я) “Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения”.
С 2019 года Отдел ранней помощи ГБУ ДО РС(Я) "Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения" под руководством отдела общего образования Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) работает по реализации комплексной программы Республики Саха (Якутия) «Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на 2019-2020 годы» которое включает в себя следующие основные направления:
1. Обучение и стажировки специалистов и руководителей служб ранней помощи.
2. Организация и проведение тематических семинаров для родителей по обучению методам ухода и реабилитации за ребенком с особыми образовательными потребностями.
3. Приобретение специального основного игрового и компьютерного оборудования для служб ранней помощи.
Целью программы является повышение уровня обеспеченности инвалидов, в том числе детей-инвалидов, реабилитационными и абилитационными услугами, ранней помощью, а также уровня профессионального развития и занятости, включая содействие занятости инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в Республике Саха (Якутия).
В настоящее время в системе образования республики работу ведут 28 служб ранней помощи. Из них в качестве базы для создания служб ранней помощи выступают: психолого-медико-социальные-центры (6), дошкольные образовательные организации (18) и
специальные коррекционные образовательные организации (4). Всего в службах работают 123 специалиста.
В службы обращаются родители с детьми раннего возраста в основном жалующихся на нарушения развития речи. Сохраняется тенденция обращений за психолого-педагогической помощью в службы ранней помощи на третьем году жизни ребенка. С детьми раннего возраста проводится комплексная коррекционно-развивающая работа, включающая в себя диагностику, составление индивидуальной программы развития, организацию индивидуальных консультаций, занятий, включение ребенка в подгрупповые и групповые занятия.
В 2019 году услугами ранней помощью в системе образования республики было охвачено 2925 человек, воспитывающих детей раннего и дошкольного возраста, в 2018 году 1703 детей, в 2017 году 1417 детей, в 2016 году 1162 детей. С каждым годом возрастает количество охвата за счет увеличения количества служб ранней помощи. От общего количества обратившихся семей, в работу было включено 740 детей, что составляет 25,3%, получивших услуги ранней помощи, в общем количестве детей, нуждающихся в получении таких услуг. Всего в дошкольные образовательные организации интегрированы 240 детей.
В рамках реализации комплексной программы Республики Саха (Якутия) «Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на 2019-2020 годы» специалисты, работающие с детьми раннего и дошкольного возраста, проводят выездные методологические, практико-ориентированные семинары для родителей (законных представителей), воспитывающих детей-инвалидов, в том числе с тяжелыми множественными нарушениями развития раннего и дошкольного возраста.
За 2019 год охват составил 500 семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Мероприятия были направлены на информирование, обучение, повышение педагогической культуры родителей в вопросах развития и воспитания детей, поддержка семей, воспитывающих детей-инвалидов, в том числе с тяжелыми множественными нарушениями развития раннего и дошкольного возраста.
Информирование населения об оказании услуг по ранней помощи предоставляется на сайтах Министерства образования и науки РС(Я), ГБУ ДО РС(Я) «Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения» и образовательных организациях служб ранней помощи республики, в социальной сети Инстаграм @rannee_razvitie_ykt. Информация выкладывается о раннем развитии детей, психолого-педагогических диагностиках, консультировании и занятиях.
За 2019 год повышением квалификации, переподготовкой и стажировками всего охвачено 105 специалистов, обеспечивающих оказание услуг ранней помощи с приглашением лектора из Санкт-Петербурга, выездным стажировкой в Республику Казахстан и профессиональная переподготовка. Районные семинары по сопровождению детей раннего возраста проводятся службами ранней помощи.
В рамках программы службы ранней помощи оснащаются реабилитационным игровым оборудованием для детей раннего возраста. Перечень оборудования включает следующее:
- настенные модули для развития сенсорного восприятия;
- развивающие игрушки Монтессори;
- игровое оборудование для развития двигательных навыков;
- тематические карточки для развития речи;
- игровые коврики, специальная мебель для детей раннего возраста;
- игрушки для развития зрительного и слухового восприятия;
- игрушки для развития творческих способностей;
- игрушки для развития навыков практической жизни.
В 2019 году оснащены оборудованием 10 служб ранней помощи, 2020 году будут оснащены еще 11 служб компьютерным и дидактическим оборудованием для оказания психолого-педагогической помощи детям раннего возраста до 3 лет и их родителям.
Реализация комплексной программы Республики Саха (Якутия) «Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на 2019-2020 годы» позволяет охватить ранней помощью большее количество детей по месту жительства, оказывать комплексную помощь родителям, решать проблему обеспечения доступного и качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Истчоник: РЦПМСС
Фотографии сделаны до режима повышенной готовности.
Ранее
-
Продлены сроки приема документов, договоров на целевое обучение в СВФУ
-
Родители из разных регионов страны зададут вопросы Министру просвещения в прямом эфире
-
Центр отдыха и оздоровления детей «Сосновый бор» приглашает на VI онлайн-сезон «АВГУСТ ОТКРЫТИЙ»
-
ОБ ОФИЦИАЛЬНОМ ДНЕ ОГЛАШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕРИОДА ЕГЭ
-
Студент МРТК – победитель Всероссийского конкурса «Профстажировки 2.0».
-
Айсен Николаев утвердил Стратегию развития Арктической зоны Якутии
Комментарии:
Оставьте ваш первый комментарий:
Пройдите авторизацию чтобы оставить комментарий.