2children.ru

Читайте также

Указ Главы РС (Я) "О Стратегии социально-экономического развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) на период до 2035 года"

999 6 89

Указ Главы РС (Я) "О Стратегии социально-экономического развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) на период до 2035 года"

В целях проведения единой государственной политики по развитию Арктической зоны Республики Саха (Якутия)

п о с т а н о в л я ю: 

Утвердить Стратегию социально-экономического развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) на период до 2035 года согласно приложению к настоящему Указу.

Координатором исполнения Стратегии социально-экономического развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) на период до 2035 года определить Министерство по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия).

Министерству по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия) (Черноградский В.Н.) в трехмесячный срок обеспечить внесение на утверждение в Правительство Республики Саха (Якутия) единого плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) на период до 2035 года и Основных направлений государственной политики Республики Саха (Якутия) в Арктической зоне Республики Саха (Якутия) на период до 2024 года.

Рекомендовать муниципальным образованиям Республики Саха (Якутия), входящим в состав Арктической зоны Республики Саха (Якутия), привести в соответствие с настоящим Указом стратегии социально-экономического развития муниципальных образований Республики Саха (Якутия).

Контроль исполнения настоящего Указа оставляю за собой.

Опубликовать настоящий Указ в официальных средствах массовой информации.

 

                 Глава

Республики Саха (Якутия)                                                    А. НИКОЛАЕВ

 

14 августа 2020 года

№ 1377

 

УТВЕРЖДЕНА

Указом Главы

Республики Саха (Якутия)

от 14 августа 2020 г. №1377

 

СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

НА ПЕРИОД ДО 2035 ГОДА

 

 

 

Общие положения

 

Стратегия социально-экономического развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) на период до 2035 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии с Законом Республики Саха (Якутия)
от 26 октября 2016 г. 1742-З № 1041-V «О стратегическом планировании в Республике Саха (Якутия)», Указом Президента Российской Федерации
от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 27.10.2018 № 145 «О стратегических направлениях социально-экономического развития Республики Саха (Якутия)», Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 08.04.2020 № 1103 «Об основных направлениях государственной политики Республики Саха (Якутия) в Арктической зоне Республики Саха (Якутия) на период до 2024 года».

Стратегия учитывает основные положения Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года, Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Морской доктрины Российской Федерации, Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации, Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года, Стратегии развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года, Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года, Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года.

Стратегия представляет собой документ стратегического планирования Республики Саха (Якутия), разрабатываемый в рамках целеполагания для Арктической зоны Республики Саха (Якутия), социально-экономические условия в пределах которой требуют выделения отдельных направлений, приоритетов, целей и задач социально-экономического развития.

К Арктической зоне Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) (далее – АЗ РС(Я)) относятся территории 13 районов: Абыйского улуса (района), Аллаиховского улуса (района), Анабарского национального (долгано-эвенкийского) улуса (района), Булунского улуса (района), Верхнеколымского улуса (района), Верхоянского района, Жиганского национального эвенкийского района, Момского района, Нижнеколымского района, Оленекского эвенкийского национального района, Среднеколымского улуса (района), Усть-Янского улуса (района), Эвено-Бытантайского национального улуса (района) Республики Саха (Якутия).

Стратегия разработана в целях проведения единой государственной политики по развитию Арктической зоны Республики Саха (Якутия):  

определения отдельных направлений, приоритетов, целей и задач для решения ключевых проблем социально-экономического развития арктических территорий;

содействия созданию социальной инфраструктуры, включая транспортную;

развития экономики возобновляемых природных ресурсов;

внедрения передовых технологий, развития международного сотрудничества в Арктике;

обеспечения экологической безопасности.

Стратегия является основой для разработки плана мероприятий по реализации Стратегии, корректировки арктических разделов государственных программ Республики Саха (Якутия) и государственной программы Республики Саха (Якутия) по развитию арктических территорий, схемы территориального планирования Республики Саха (Якутия), актуализации Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года.

Стратегия согласована с документами стратегического планирования, разрабатываемыми и утверждаемыми (одобряемыми) органами государственной власти Российской Федерации в части полномочий Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).

В Стратегии использованы материалы аналитического доклада  Центра стратегических исследований Республики Саха (Якутия) «Стратегия социально-экономического развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года (проект)».

В Стратегии учтены рекомендации НИР «Оценка, основные тенденции изменения природного и социально-экономического состояния, человеческого потенциала Арктической экономической зоны Республики Саха (Якутия)», разработанные Северо-Восточным федеральным университетом им. М.К. Аммосова, Академией наук Республики Саха (Якутия) в рамках проведения программы комплексных научных исследований РАН в Республике Саха (Якутия), направленной на развитие ее производительных сил и социальной сферы на 2016 - 2020 годы.

 

Краткий анализ социально-экономического положения Арктической зоны

 

Арктическая зона Республика Саха (Якутия) - приоритетная геостратегическая территория Российской Федерации, расположенная в Восточной Арктике. Площадь территории арктической Якутии составляет 1 608,8 тыс. кв. км или более половины всей территории республики (3 083,5 тыс. кв. км). На севере ее естественные рубежи образуют моря Лаптевых и Восточно-Сибирское. Общая протяженность морской береговой линии превышает 4,5 тыс. км. На западе граничит с Красноярским краем, на востоке – с Чукотским автономным округом, на юге – с 6 муниципальными районами республики: Мирнинским, Нюрбинским, Вилюйским, Кобяйским, Томпонским и Оймяконским.

К Арктической зоне Республики Саха (Якутия) отнесены:

13 районов, в том числе 4 национальных;

84 муниципальных образования поселенческого уровня, в том числе 29 национальных;

119 населенных пунктов: 2 города, 10 посёлков городского типа и 107 сельских населённых пунктов, 22 из которых без постоянного населения.

Арктические районы разделяются на группы по бассейновому принципу основных судоходных рек: Анабарскую, Приленскую, Янскую, Индигирскую, Колымскую группу улусов.

 

 

 

 

 

Распределение арктических районов по бассейновым группам*

 

Анабарская

группа (7 745 чел. (11,5%), 7 населенных пунктов, из них 1 нежилой)

Приленская

группа (12 518 чел. (18,5%), 15 населенных пунктов, из них 2 нежилых)

Янская

группа (20 988 чел. (31%), 43 населенных пункта, из них 5 нежилых)

Индигирская

группа (10 660 чел. (15,7%), 20 населенных пунктов, из них 1 нежилой)

Колымская

группа (15 763 чел. (23,3%), 34 населенных пункта., из них 13 нежилых)

Анабарский национальный долгано-эвенкийский, райцентр –
с. Саскылах;

3 населенных пункта, из них 1 нежилой;

численность населения – 3597 чел. (5,3%)

Булунский,

райцентр – пгт. Тикси;

10 нас. пунктов, из них 1 н.ж.;

численность населения – 8340 чел. (12,3%)

Усть-Янский,

райцентр – п. Депутатский;

10 населенных пунктов,

численность населения – 7028 чел. (10,4%)

Аллаиховский, райцентр - пгт Чокурдах;

6 населенных пунктов, из них 1 нежилой;

численность населения – 2708 чел. (4,0%)

Нижнеколымский, райцентр - пгт Черский;

13 населенных пунктов, из них 9 нежилых;

численность населения – 4290 чел. (6,3%)

Оленёкский национальный эвенкийский,

райцентр – с. Оленек;

4 населенных пункта;

численность населения – 4148 чел. (6,1%)

Жиганский национальный эвенкийский,

райцентр – с.Жиганск;

5 населенных пунктов, из них 1 нежилой;

численность населения – 4178 чел. (6,2%)

Верхоянский,

райцентр – пгт. Верхоянск;

29 населенных пунктов, из них 4 нежилых;

численность населения – 11133 чел. (16,5%)

Абыйский, райцентр - пгт Белая Гора,

7 населенных пунктов; численность населения – 3979 чел. (5,9%)

Среднеколымский райцентр –
г. Среднеколымск;

15 населенных пунктов, из них 4 нежилых;

численность населения – 7424 чел. (11%)

Эвено-Бытантайский национальный, райцентр -
с. Батагай-Алыта;

 4 населенных пункта, из них 1 нежилой;  численность населения – 2827 чел. (4,2%)

Момский,

райцентр –
с. Хону;

7 населенных пунктов;

численность населения – 3973 чел. (5,9%)

Верхнеколымский, райцентр – пгт. Зырянка;

6 населенных пунктов;

численность населения – 4049 чел. (6%)

* Полный перечень муниципальных образований и населенных пунктов Арктической зоны Республики Саха (Якутия) приведен в приложении № 1 к Стратегии.

 

По предварительной оценке численность населения 13 арктических районов республики на 1 января 2019 года составила 67 674 человека. Удельный вес в общей численности населения республики составляет 7,0%, в то время как по занимаемой площади – 52,2%. Плотность населения составляет 0,04 человека на 1 кв. км. Наиболее многочисленное население проживает в Верхоянском районе – 11,1 тыс. чел. (16,5% от населения АЗ), наименьшая численность в Аллаиховском районе – 2,7 тыс. чел. (4,0%).

Структура размещения населенных пунктов АЗ РС(Я) обладает высокой дисперсностью (кроме Жиганского района, все населённые пункты которого расположены по линейному типу вдоль р. Лены) и большим количеством малых сельских поселений (29), труднодоступных населённых пунктов (86), особенно велико их количество в Верхоянском и Среднеколымском районах. В 13 районных центрах и 4 населенных пунктах с населением свыше 1000 человек (г. Верхоянск, с. Юрюнг-Хая, с.Казачье, с.Кюсюр) сосредоточено 60% населения АЗ РС(Я) (40 691 чел.). Четверть населения (16 746 чел.) проживает в 65 поселениях с численностью менее 500 человек, 15% населения (10 237 чел) проживает в 15 поселениях с численностью от 500 до 1000 человек. В остальных 22 населенных пунктах постоянное население отсутствует.

В национальном составе преобладают якуты (47,9%). Русские составляют – 19,4%, эвенки – 12,1%, эвены – 11,3%, долганы – 2,1%, украинцы – 2,1%, юкагиры – 1,3%, чукчи – 0,8%, другие национальности – 2,4%.

Арктические районы относятся к зоне децентрализованного электроснабжения (кроме п. Черский Нижнеколымского улуса) на базе источников электроэнергии малой мощности, преимущественно дизельных электростанций. Основной проблемой энергетики Арктической зоны Якутии является многочисленность локальных станций, их физический износ и дороговизна дизельного топлива, основного вида топлива на локальных станциях. Более 60% себестоимости вырабатываемой электроэнергии в арктических районах приходится на топливную составляющую. Функционируют 85 дизельных, 8 солнечных и 1 ветровая электростанции. Суммарный объем отпуска электроэнергии составляет 192 млн кВт·ч в год.

Основой транспортного каркаса Арктической зоны являются:

реки Анабар, Лена, Яна, Индигирка и Колыма;

участок Северного морского пути от устья реки Лена до устьев арктических рек;

морской порт Тикси;

3 речных порта (ООО «Зеленомысский речной порт», Белогорский судоходный участок, речной порт в п. Нижнеянск) и причалы на арктических реках в населенных пунктах Усть-Куйга, Батагай, Зырянка, Юрюнг-Хая;

региональные и местные автозимники;

14 аэропортов, входящих в состав ФКП «Аэропорты Севера» (Саскылах, Оленек, Жиганск, Тикси, Усть-Куйга, Саккырыр, Батагай, Депутатский, Мома, Белая Гора, Чокурдах, Черский, Среднеколымск, Зырянка);

53 авиаплощадки.

Круглогодичная наземная транспортная система, связывающая Арктическую зону с соседними территориями и населенные пункты внутри зоны, отсутствует. Все пассажирские перевозки как в дальнем, так и во внутрирайонном сообщении осуществляются только воздушным транспортом, в то время как для грузовых перевозок используются также сезонные виды транспорта – автозимники и внутренние водные пути. При этом водные пути являются безальтернативными при завозе жизнеобеспечивающих грузов.

Доля транспортных издержек в стоимости конечного продукта в разы превышает среднероссийский уровень, доходя до 40-70%, а стоимость завозимой продукции может превышать 80%. Короткие сроки функционирования автозимника (до 46 суток), навигации на Северном морском пути (около 2 месяцев) и арктических реках (от 20 суток до 4 месяцев) сказываются на увеличении запасов товарно-материальных ценностей, что влечет привлечение дополнительных затрат на организацию доставки грузов в первоочередном порядке.

Ввиду малой плотности населения качественная интернет-связь для большинства недоступна, площадь покрытия GSM сосредоточена близ населенных пунктов, при этом потребителям предлагается лишь голосовая связь, смс и интернет по технологии 2G. В результате сохраняется состояние «цифрового неравенства» АЗ РС(Я), остаются недоступными электронные услуги по мобильной связи.

В районах Арктической зоны отмечается сохранение наиболее критической наполняемости обучающихся (2-3 ученика), а также наибольшее количество малокомплектных школ (свыше 50%). Ресурсное обеспечение общеобразовательных школ АЗ РС(Я) наиболее низкое по всей республике: обеспеченность благоустройством школ арктической зоны в среднем составляет всего 32%, в капитальном ремонте нуждаются большинство школ макрорайона, в аварийном состоянии 12% школ. Отсутствие конкуренции среди учеников, необустроенность образовательных учреждений напрямую коррелирует с низкими показателями успеваемости.

Республика несет дополнительную нагрузку на содержание сверхнормативной сети медицинских организаций и их структурных подразделений (круглосуточные койки, штаты врачей и среднего медицинского персонала) в малочисленных и труднодоступных населенных пунктах. При этом выполнение полного объема проведения предварительных и периодических осмотров, медицинских освидетельствований невозможно вследствие отсутствия в маломощных центральных районных и участковых больницах «узких» специалистов, не предусмотренных по методикам расчета штатов в нормативных документах. Неудовлетворительное состояние материально-технической базы центральных районных больниц обусловлено большим физическим износом зданий и сооружений, построенных в период 1960-1990 гг., по типу исполнения 83% зданий деревянные.

На начало 2019 года доля ветхого и аварийного жилья в АЗ РС(Я) составляет 23,4% (или 374,8 тыс. кв. м), особенно высока доля ветхого и аварийного жилого фонда в Аллаиховском (71,2%), Абыйском (43,6%), Верхнеколымском (40,2%), Оленекском (38,9%) районах.

Во всех районах имеются проблемы в коммунальном комплексе: утечка фекальных вод; высокий износ объектов коммунального комплекса, неразвитая инженерная инфраструктура, высокий удельный вес потерь теплоэнергии, дефицит рабочих кадров в ЖКХ и т.д. Техническое состояние коммунальной инфраструктуры характеризуется низким КПД энергетических мощностей и большими потерями энергоносителей. Средний КПД котельных находится на довольно низком уровне менее 60%, что приводит к значительному перерасходу топлива.

Более 60% населения АЗ РС(Я) - сельские жители. Доля сельского хозяйства в валовом муниципальном продукте АЗ РС(Я) (по итогам 2017 года) занимает порядка 3,3% (РС(Я) -1,8). Среди районов наибольший вклад в отрасль вносят Верхоянский район (29,3% от всей валовой продукции сельского хозяйства), Среднеколымский (11,1%) и Эвено-Бытантайский (10,7%) и Усть-Янский (10%) районы, которые преимущественно занимаются оленеводством, разведением крупного рогатого скота и мясных табунных лошадей.

На 1 января 2019 года в АЗ РС (Я) содержится 106,3 тыс. голов оленей или 72,5% от общего поголовья по Республике Саха (Якутия). Основная доля поголовья оленей содержится в хозяйствах Усть-Янского (22,8% от поголовья оленей АЗ РС(Я)), Анабарского (16,6%), Булунского (13,3%), Эвено-Бытантайского (12,4%), Нижнеколымского (12,3%), Момского (10,3%) районов. Несмотря на государственную поддержку ежегодно наблюдается сокращение поголовья оленей. В Абыйском и Аллаиховском улусах (Индигирская группа) отрасль северного домашнего оленеводства полностью исчезла.

В целях консолидации финансовых ресурсов и развития охотничьего промысла, пушно-мехового и кожевенно-обувного производств в г. Якутске функционирует «Финансово-агропромышленный концерн «Сахабулт» - предприятие полного цикла, включающее в себя промысел, заготовку, переработку, производство и реализацию в собственных розничных сетях. Предприятие находится в непростой ситуации и требует финансового оздоровления.

Кроме пушных зверей населением АЗ РС(Я) в целях обеспечения собственной потребности в мясе осуществляется отстрел диких северных оленей Лено-Оленекской и Сундрунской популяций. Существенное влияние на ресурсы диких копытных животных и урон для сельского хозяйства  оказывает растущая популяция волка.

Рыболовство является одной из базовых отраслей арктических районов, где по итогам 2018 года сконцентрировано более 83,4% промышленного улова республики (по итогам 2010 года – 77,9%). Основная масса рыбы (68,5% улова по РС(Я)) добывается в 4 приморских районах бассейнов р.Лены, р. Яны, р. Индигирки, р. Колымы: Булунском (23% улова по РС(Я)), Усть-Янском (19,2%), Аллаиховском и Нижнеколымском (по 13%) улусах. С 2015 года в АЗ РС(Я) проведена модернизация рыбохозяйственного комплекса, в результате которого улучшилась технология хранения и переработки продукции, вылов рыбы увеличился на 15% (на 600 тонн).

В Арктической зоне Республики Саха (Якутия) численность рабочей силы составила в 2018 году 35,2 тыс. человек, с 2010 года численность рабочей силы снизилась на 9,2% (-3 568 чел.). В структуре занятости преобладает бюджетный сектор. В отрасли образования занято более 25%, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды – 14,4%, государственном управлении – 14%, здравоохранении и предоставлении социальных услуг – 10 %.

Арктическая зона характеризуется непростой социальной ситуацией: по итогам 2018 года доля населения с доходами ниже прожиточного минимума составила 19,6%, уровень регистрируемой безработицы составил 4,9%, что в 2,9 раза превышает среднереспубликанский уровень (1,7%),  зафиксирован уровень смертности выше среднереспубликанского уровня (9,9‰ против 7,8‰), коэффициент миграционной убыли населения за 2018 год составил - 11,5 на 1 тыс. человек населения, что более чем в 3,5 раза превышает среднереспубликанский показатель (- 3,0‰).

В Арктической зоне расположены крупные и уникальные месторождения алмазов, золота, цветных и редкоземельных металлов, угля, ископаемой мамонтовой кости, территория отличается высоким углеводородным потенциалом. Добывающая промышленность и соответствующие промышленные фонды локализованы в сырьевых центрах Анабарского, Оленекского, Булунского, Верхоянского, Усть-Янского, Верхнеколымского районов. Для дальнейшего развития природно-ресурсного потенциала Арктической зоны Якутии необходимо комплексное проведение геолого-разведочных работ. Регион отличает недостаточная геологическая изученность в силу малоосвоенности и труднодоступности территории.

Развитие арктических территорий напрямую зависит от социальной ответственности бизнеса. Анабарский и Оленекский районы, входящие в состав «алмазной провинции», дивиденды, поступающие в рамках заключенного соглашения между Правительством Республики Саха (Якутия) и АК «АЛРОСА» (ПАО), направляют на развитие социальной инфраструктуры, что положительно сказывается на качестве жизни населения. В отличие от других районов АЗ РС(Я), во всех 6 поселениях Анабарской группы регистрируется прирост населения. Районы Анабарской группы являются лидерами среди арктических районов по объему инвестиций в основной капитал, естественному приросту населения (по итогам 2017 г. на 1000 населения: Анабарский – 14,7‰, Оленекский – 12,7‰, Арктическая зона Республики Саха (Якутия) – 5,4‰, Республика Саха (Якутия) – 6,4‰), размеру среднемесячной номинальной начисленной заработной платы, вводу в действие жилых домов.

Сформированный в середине 20 века территориально-производственный комплекс по добыче рудных полезных ископаемых (в первую очередь, олова и золота), а также перспективные планы по освоению новых месторождений (Кючус, Тирехтях, Прогноз), созданию энергетической и транспортной инфраструктуры позволяют оценивать районы Янской группы как единую перспективную зону роста арктической экономики республики.

В Арктической зоне Республики Саха (Якутия) сохранился большой пласт культурных традиций коренных народов Севера. В местах компактного проживания ведут традиционную хозяйственную деятельность эвенки, эвены, юкагиры, долганы, чукчи, северные якуты, русское старожильческое население (русскоустьинцы и походчане) - потомки первых русских землепроходцев, казаков и полярных исследователей. Реализация крупных инвестиционных проектов окажет существенное влияние на развитие территорий, где ведут традиционный образ жизни коренные малочисленные народы Севера. Республика Саха (Якутия) является лидером среди российских регионов в защите прав и интересов коренного населения, в регионе действует закон об этнологической экспертизе.

Особое внимание в регионе уделяется обеспечению экологической безопасности. В промышленных районах сосредоточены места нанесенного экологического ущерба прошлых лет, в том числе гидротехнических сооружений хвостохранилищ ликвидированных горнодобывающих предприятий (Депутатского и Батагайского горно-обогатительных комбинатов, Куларской золотоизвлекательной фабрики), накопления лома цветного и черного металла. В национальный проект Российской Федерации «Чистая страна» на сегодня включено мероприятие по ликвидации хвостохранилища Куларской золотоизвлекательной фабрики в Усть-Янском районе. Ведется работа по включению мероприятия «Очистка территории п. Тикси Булунского района Республики Саха (Якутия) от накопленного металлолома».

В АЗ РС(Я) активно реализуются природоохранные проекты, в том числе международные: с 1996 года реализуется проект «Расселение овцебыков в Арктической зоне Якутии», Якутия участвует в международных проектах Арктического Совета, Северного Форума, ЮНЕП/ГЭФ, WWF, в том числе в проекте «Медвежий патруль» по мониторингу и охране белого медведя.

Единая арктическая сеть включает 69 особо охраняемых природных территорий со статусами федерального, республиканского и местного значения общей площадью 739 тыс. кв. км (46% от территории АЗ РС(Я)). В 2018 году создан федеральный государственный природный заказник «Новосибирские острова», в 2019 году - Национальный парк «Кыталык» (Аллаиховский район), в 2020 году -  государственный природный заповедник «Медвежьи острова» (Нижнеколымский район).

Высокий экологический потенциал и разнообразие ландшафтов привлекают туристов со всего мира. В Момском районе расположена высочайшая точка северо-востока Сибири - гора Победа (3003 м). В Верхоянском районе реализуются туристические проекты «Верхоянск – Полюс Холода Северного полушария», «Покорители Холода». Визитной карточкой региона является арктический круиз по реке Лене до Северного Ледовитого океана «Якутск-Тикси-Якутск», который востребован среди иностранных туристов. Для развития круиза необходимо проведение мероприятий по благоустройству мест стоянок теплоходов в арктических поселках: с.Жиганск, с.Сиктях, с.Кюсюр, причала Неелова в п. Тикси, обновлению круизного флота, внедрению высокоскоростной амфибийной техники, организации транспортных систем.

АЗ РС(Я) является уникальным местом для проведения наблюдений за изменением климата и устойчивого развития Арктики. Научные исследования в регионе проводят институты СО РАН, ДВО РАН, московские и санкт-петербургские институты РАН, высшие учебные заведения, Росгидромет и ряд других научных и научно-производственных организаций. В прибрежной зоне региона работает 10 полярных гидрометеорологических станций. Ежегодно только в районе Тикси проводится до 15 российских и международных экспедиций. Близ пос. Тикси находится государственный природный заповедник федерального значения «Усть-Ленский», на территории которого с 1998 года работает российско-германская комплексная экспедиция «Лена» (остров Самойловский), выполняющая исследования в дельте Лены и в пределах всего побережья морей Восточной Сибири, включая прибрежно-шельфовую зону.

Потепление климата, начавшееся во второй половине XX века, привело к росту среднегодовой температур

Популярное null