Главная / Новости / Школа №8 г. Якутска в 1941-1945 годах

Школа №8 г. Якутска в 1941-1945 годах

Родительский портал - Школа №8 г. Якутска в 1941-1945 годах

В 1941 году  была открыта средняя школа № 8. 29 сентября 1941 г. школа переехала в новое здание.  Первые годы работы школы приходятся на тяжелое время Великой Отечественной войны.                          

О работе средней школы № 8 в первые годы ее деятельности можно судить по отчетам, хранящимся в Национальном архиве Республики Саха (Якутия).  

Оснащенность школы, по сравнению с другими школами города, была достаточно хорошей. Фонд библиотеки насчитывал 5887 книг, физических приборов имелось на сумму 9773 рубля, химических – на 732 руб.  Оборудованы кабинеты: биологии на сумму – 2270 руб., истории – 1072 руб., физкультуры – 10894 руб. Имелось географических карт – на 928 руб., методической литературы – на 817 руб.   

Особо следует отметить педагогический коллектив школы. Директором школы являлся Федор Николаевич Шарин. В 1941/1942 уч.году в школе работало 27 штатных учителей.   

Все советские люди в годы войны, и учителя  в том числе, вносили   вклад в дело победы, жертвовали часть своего заработка в фонд обороны. В течение только первого полугодия 1941/1942 уч.года  учителями школы   внесено в  фонд обороны   однодневного заработка 3 363 руб.21 коп., облигации госзаймов на сумму 12 090 руб., на строительство танков 5-дневный заработок – 4 344 руб. 32 коп., на приобретение денежно-вещевой лотереи  5-дневный заработок – 5 880 руб., а некоторые внесли и 10-дневный заработок,  а также  учителями осуществлена подписка на заем III пятилетки в сумме 23 515 руб.

Ученическая организация средней школы № 8 соревновалась с ученическими организациями средней 7-й и неполной средней 5-й школ. Учащиеся средней школы № 8 занимались в кружках Дворца пионеров, при школе действовал драмкружок из 12 человек.

В годы войны велась активная агитационно-пропагандистская работа. Классные руководители проводили с учащимися беседы на актуальные темы, например, «Доклад тов.Сталина от 3 июля 1941 г.», «Героическая оборона Ленинграда, Киева, Одессы», «Что такое фашизм и кто такие национал-социалисты?», «Героическая борьба Красной Армии и всенародная помощь Красной Армии» и др. Регулярно выпускались стенгазеты, как общешкольные, так и классные.

В школе проводились мероприятия в помощь фронту.  Организован сбор цветных металлов.  За первое полугодие 1941/1942 уч.года собрано 1 кг 127 гр. серебра, 1 кг 610 гр. меди, 4 кг бронзы, 17 кг 500 гр. алюминия, 2 т 92 кг чугуна и железа.  Проводился сбор теплых вещей.   Сданы такие вещи, как пальто, валенки, шапки, чулки, белье, рукавицы, теплые носки, брюки, заячьи шкуры. Собраны облигации на сумму 48 460 руб. Отправлены две посылки бойцам Красной Армии. На вызов речников Лены учащиеся школы внесли в фонд строительства колонны танков 1247 руб.

В средней школе № 8, как и в других школах, в то время был организован военный всеобуч. Организовано 2 взвода: взвод мальчиков из 44 чел. и девушек в составе 47 человек. В ходе военной подготовки использовались макеты винтовок, гранаты.

Организовано тимуровское движение. Создано 5 команд из 50 учащихся. Они обслуживали 17 семей красноармейцев. Услуги их заключались в оказании помощи в домашнем быту. Школьники кололи и приносили дрова, присматривали за детьми, покупали продукты. Имелись благодарности от семей красноармейцев.

В годы войны на школу была возложена работа по ликвидации безграмотности. Вместе с учителями   ликвидацией безграмотности занимались и старшеклассники. 

Из отчета директора школы Ф.Н.Шарина за первое полугодие 1942/1943 уч.года видно, что уровень преподавания в школе, несмотря на военное время, был достаточно хорошим. Проводились лабораторные работы по физике, демонстрационные опыты по химии, на уроках биологии использовались гербарии, микроскопы. Уже в то время на уроках   применялись технические средства обучения.   Использовались учебники на якутском языке, но они имелись не по всем предметам. Ученики и учителя сталкивались с проблемой непонимания, трудностями перевода при изучении физики, химии, алгебры, геометрии, арифметики по учебникам на якутском языке.

В годы войны школа №8   жила жизнью  обычной советской школы. Работали комсомольская и пионерская организации, действовали 7 тимуровских команд,   5 кружков: драматический, хоровой, танцевальный, литературный, изучения немецкого языка.

Война оказала большое влияние на все стороны жизни советского общества, в том числе и на деятельность школ    в глубоком тылу. Была организована военно-оборонная работа. Создано две сандружины, проводилась военно-физкультурная подготовка среди юношей. Школьники сдавали нормативы ГТО.  Продолжалась работа по сбору теплых вещей и средств в помощь фронту. Было собрано на строительство танковой колонны – 1425 руб., теплых вещей – 21 шт., книг – 169 экз., 157 кисетов, носовых платков – 94 шт.,   металлолома на сумму 105 руб. В первом полугодии 1942/1943 уч.года бойцам Красной Армии было отправлено 4 посылки на сумму 310 руб.

Особое внимание уделялось детям фронтовиков.  Их в школе  было 83. В их пользу была организована платная постановка, от которой получено 1200 руб., собраны вещи, валенки, 33 учащихся пользовались школьным буфетом бесплатно.

На базе школы № 8 в 1943 году   создана семилетняя женская школа. В Национальном архиве Республике Саха (Якутия) имеется отчет школы за 1944/1945 уч.год. Из отчета видно, что к этому времени школа в данном статусе работала второй год, то есть была реорганизована с 1943/1944 г., с момента введения раздельного обучения в СССР.  

Школа снабжена партами, но требовались парты для начальных классов. В библиотеке насчитывалось 8 600 книг, из них художественной литературы – 5 447 томов.

Учащиеся женской школы оказывали помощь фронту. В 1944/1945 уч.году   собраны вещи, овощи, 4250 руб. деньгами.   Оказывалась помощь детям фронтовиков. Их в школе было большинство (403 из 689 учениц). 40 учеников получали стипендии, детям фронтовиков выдавались ордера на приобретение вещей, в частности шарфов и рукавиц.

Отчеты свидетельствуют, что преподавание в 8 школе всегда было организовано на   высоком уровне. Учителя использовали на уроках наглядные материалы, таблицы, многие из которых изготавливали самостоятельно. На уроках биологии, химии проводились лабораторные работы, использовались микроскопы. На уроках географии ученики изготавливали модели земного шара из глины.

Проведенные в конце учебного года экзамены показали хороший уровень усвоения материала школьницами. Большинство учениц сдали экзамены на «4» и «5». Радость от хорошо сданных экзаменов и окончания второго учебного года деятельности семилетней женской школы № 8 г.Якутска совпали со всеобщим ликованием в стране, связанным с долгожданным праздником Победы.

 

Слепцова Анастасия Семеновна, учитель истории

городской классической гимназии г.Якутска.                                                 

 

Управление образования окружной администрации города якутска

star

Комментарии:

Комментариев еще нет, вы можете быть первым кто его оставит

Оставьте ваш первый комментарий:

Пройдите авторизацию чтобы оставить комментарий.

Ранее

edit