Безусловно, период борьбы с коронавирусной инфекцией внесет свои коррективы в образе жизни общества. Для системы образования, в частности, точкой отсчета больших перемен станет массовый переход на дистанционное обучение. Каких изменений ожидать? В чем синергия этого периода? Свое видение мы попросили описать доктора биологических наук, председателя Общественного Совета при Министерстве образования и науки РС (Я) Михаила Михайловича Черосова.
-В одном из своих первых выступлений перед учительской общественностью в качестве Главы республики Айсен Сергеевич Николаев высказал мысль, что географическое неравенство ряда регионов Якутии обуславливает различный уровень образования в республике, он констатировал определенное отставание наших показателей образования. И призвал подумать над путями исправления ситуации. Дистанционное образование как раз и может частично решить эту проблему.
Особенности дистанционного образования в республике, которые четко выявились в настоящее время, следующие:
-восточное положение республики оказалось положительным фактором. Пока школьники из европейских территорий страны, Урала и Сибири не приступили к занятиям, нашим детям удается достаточно неплохо использовать федеральные платформы в утреннее время. После обеда скорость работы серверов федеральных платформ уже существенно снижается, вызывая проблемы и раздражения участников образовательного процесса.
-достаточно большой процент учителей в республике стал активно создавать свой собственный контент - видео, аудио. Причем, как достаточно простыми методами и программами, так и достаточно сложными программами видео и аудиомонтажа. Стали активно использовать сайты школ и учреждений дополнительного образования детей, размещая материалы, тем самым разгружая федеральные порталы, равномерно распределяя нагрузку на сеть. Особенно активны в таком формате школы Таттинского улуса.
-активно моделируется перевод традиционных уроков в цифровой формат, что в перспективе может решить часть вопросов полноценного дистанционного обучения в республике, возможно и решения проблемы географического неравенства.
-учителя и педагоги дополнительного образования сделали большой рывок в освоении новых технологий и методик дистанционного образования, создается большой контент. В перспективе полученные навыки и знания будут основой для создания школьных образовательных видеостудий. Анализ даже первых опытов некоторых педагогов свидетельствует о большой квалификации учителей республики. Особенно выделяются учителя Олекминского района и РРЦ “Юные якутяне”.
-появилась даже возможность перехода с 2 смен в 1 смену дистанционного формата. Есть уже опыт некоторых школ г.Якутска.
-активно используются возможности мобильной связи и услуги федеральных операторов (связь до 6 человек одновременно, что в некоторых поселениях тоже достаточно, где малокомплектных школах часто и такое количество учеников). Активны в таком направлении особенно в Жиганском районе.
-перегрузка первых дней дистанционного образования сменилась разумными заданиями последующих дней, что говорит о гибкости учителей, учитывающих реалии момента.
-учителя активно взаимодействуют с родителями, которые в большинстве решают вопросы ребенка в части его образования.
-учительская общественность стала активнее помогать друг другу, даже создан
общественный google ресурс для желающих делиться опытом. https://drive.google.com/open?id=1VJyHOHih_lMtVsLTjXiBmsx1C4JMIQRn. А также создана группа ватсап под название «Дистанционное образование для всех» https://chat.whatsapp.com/KR1vpRWIBZg0Q7n11Bkr8O
-некоторые поселения, благодаря толчку образования стали создавать локальную сеть, предоставляющую комплексные услуги населению уже по всему спектру ИТ-услуг. Особенно надо отметить тут Жиганский район.
Есть и ряд сложностей:
-проблемы технического характера (слабый интернет в ряде поселений), слабая ИТ и методическая подготовка некоторой части учителей и педагогов допобразования. Не все знают и умеют пользоваться уже апробированными программами, в том числе таких “гигантов” ИТ индустрии как Google, хотя инструменты достаточно просты и доступны для всех.
-есть большие психологические проблемы при видеосъемках уроков, технические вопросы при работе с учениками в режиме диалога. Но они активно преодолеваются.
Финалом периода пандемии по его завершении должен стать новый уровень осознания важности дистанционного образования в целом. И процесс этот не должен остановиться, а постепенно привести к созданию авторских серий образовательных курсов в дистанционном формате, которые при умелом оформлении поднимут уровень образования в республике, создадут новую реальность для всего социума в республике.
В условиях коронавируса в республике большую популярность получили дистанционные конкурсы по ИТ: “Моя профессия ИТ” начался как очный, но завершается как дистанционный, и уже сейчас в конкурсе приняли участие более 500 участников, ожидается более 1000 с учетом финалов, а также конкурс «АгроНТИ» собрал более 500 участников. Стали появляться дистанционные курсы повышения квалификации. Дом научной коллаборации СВФУ, например, стал проводить такие курсы для учителей по геоинформатике (одно из ИТ направлений).
Я верю в такое светлое будущее, когда наступит период разумного сочетания очных и дистанционных способов получения информации в образовательных учреждениях!
Доктор биологических наук, председатель Общественного Совета при Министерстве образования и науки РС (Я) Михаил Михайлович Черосов.