Глава Минобрнауки РФ выступил с докладом о результатах реализации нацпроекта «Наука и университеты»
По информации, предоставленной пресс-службой Министерства науки и высшего образования РФ, глава ведомства Валерий Фальков 30 июля 2024 года во время «правительственного» часа в Госдуме РФ выступил с докладом о результатах реализации нацпроекта «Наука и университеты».
Глава Минобрнауки России выступает в Госдуме РФ / https://minobrnauki.gov.ru/Одной из ключевых задач проекта стала доступность высшего образования, прежде всего в регионах.
Говоря о решении данной задачи, В. Фальков заявил: «Начиная с 2020 года по поручению Президента мы последовательно увеличивали количество бюджетных мест в вузах. Поставленная задача на сегодняшний день решена — доступность высшего образования в стране существенно возросла. Количество бюджетных мест в этом году по сравнению с 2020 годом увеличилось более чем на 50 тысяч. Еще около 30 тысяч мест выделено вузам новых регионов. В итоге сегодня свыше 60% выпускников 11 классов имеют возможность поступить в вузы по очной форме на бюджетные места».
При этом министр отметил следующее:
- около 75% выделенных бюджетных мест приходятся на региональные университеты;
- увеличивается количество выпускников школ и колледжей, поступивших в вуз в своем регионе: в 2023 году почти 54% выпускников поступили на бюджет по программам первого уровня высшего образования в своем регионе, то есть они обучаются на востребованных местными работодателями специальностях и с большей вероятностью останутся там работать;
- ведущие региональные университеты увеличили бюджетный приём на десятки процентов и в то же время сумели удержать и даже нарастить качество приёма.
Также глава Минобрнауки РФ подчеркнул: «Ежегодно совершенствуется сама процедура приёма в вузы. Третий год подряд суперсервис «Поступление в вузы онлайн» обеспечивает абитуриентам процедуру подачи документов в вузы. В этом году 974 тысяч абитуриентов подали заявления, из них почти половина — 46% — использовали суперсервис на портале Госуслуг. Год от года этот процент растёт — в прошлом году он составил 35%».
Говоря о целевом обучении, Валерий Фальков напомнил о том, что в мае 2024 года вступил в силу закон, совершенствующий механизм целевого приёма в российские университеты. Изменения касаются прежде всего открытости и прозрачности конкурсного отбора, повышения доступности целевого приёма независимо от региона проживания абитуриента.
Министр сообщил: «Особенность нового механизма — возможность работодателю разместить предложение, а абитуриенту подать документы на целевой приём на единой цифровой платформе «Работа в России». Конечно, техническая новизна системы создаёт некоторые трудности, приёмная кампания ещё идёт, итоги будем подводить позднее. Но уже сейчас можно отметить беспрецедентную открытость конкурса и широкую географию подачи заявлений. У некоторых вузов количество заявлений поднялось в 2-3 раза».
В. Фальков поблагодарил депутатов, прежде всего заместителя председателя Госдумы Ирину Яровую, за совместную работу и последовательную позицию при принятии и реализации новых положений закона.
Также глава Минобрнауки России рассказал о ходе реализации специального Дальневосточного трека масштабной программы «Приоритет-2030», который был запущен в 2022 году.
Он сказал: «С учётом системной работы мы видим, что на треть уменьшился процент уезжающих учиться в другие регионы. Увеличилось количество первокурсников, которые приезжают на Дальний Восток из других регионов. Выросло на 3,5 тысячи количество студентов в вузах-участниках программы, а общий контингент достиг 100 тысяч человек. Это хорошее подспорье в решение тех задач, которые стоят в целом перед Дальним Востоком».
На сегодняшний день участниками программы «Приоритет-2030» являются 118 вузов из 56 регионов России.
Кроме того, В. Фальков отметил, что особое внимание Минобрнауки России уделяет инфраструктуре вузов новых регионов.
«В первую очередь, это капитальные ремонты учебных корпусов. В этом году 22 объекта во всех четырех субъектах будут восстановлены к 1 сентября», — сказал министр.
По словам министра, в 2023 году в 14 университетах открыты 43 новые лаборатории: 8 — физики, 9 — химии, 4 — биологии, 12 — математики, 10 педагогических лабораторий. Общий объём финансирования составил 1,4 миллиарда рублей.
Также министр науки и высшего образования РФ предложил закрепить на законодательном уровне статус молодого специалиста.
Он, в частности, сказал: «Это очень важно для решения проблемы обеспечения кадрами нашей экономики. Предлагаю вместе с депутатами Госдумы до конца этого года проработать вопрос правового статуса молодого специалиста, то есть установить его права, обязанности, дополнительные гарантии, меры поддержки и закрепить этот статус на законодательном уровне».
Инициативу сразу поддержал первый заместитель председателя Госдумы Александр Жуков, предложив создать рабочую группу по данному вопросу.
Продолжая доклад, В. Фальков заявил о том, что в рамках национального проекта «Наука и университеты» по всей стране создано 940 молодёжных лабораторий, из них 200 — в этом году, в том числе 30 — в новых регионах. При этом он отметил, что «58 % сотрудников не достигли ещё и 30 лет, то есть это будущее российской науки».
Также глава Минобрнауки сообщил: «Экспортируя российское образование, мы создаём в каждой стране-партнёре технологическую инфраструктуру, продвигаем свои продукты и оборудование на основе отечественных технологий и, конечно, создаём сообщество людей, знающих и поддерживающих Россию».
Напомнив о поставленной Президентом России задаче к 2030 году увеличить количество иностранных студентов в российских вузах до 500 тысяч человек, В. Фальков отметил, что к имеющимся механизмам для привлечения и адаптации иностранцев в России требуется разработка новых дополнительных мер, среди которых назвал следующие:
- грантовая поддержка талантливых студентов из-за рубежа, которые будут отбираться по результатам конкурсов и олимпиад, это позволит компенсировать не только обучение, но и страховку, проезд, проживание;
- формирование сети аккредитованных агентств по привлечению иностранцев;
- развитие филиалов российских вузов за рубежом (сегодня их более 30), а также Славянских университетов (четыре из них работают в Армении, Белоруссии, Киргизии, Таджикистане, планируется создание пятого).
В заключение глава Минобрнауки поблагодарил депутатов и отдельно Председателя Госдумы Вячеслава Володина за поддержку увеличения финансирования Славянских университетов. В этом году им выделено дополнительно 650 миллионов рублей.
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.Ранее
-
ФИПИ опубликовал проекты контрольных измерительных материалов ОГЭ 2025 года
-
О научно-техническом сотрудничестве России и Китая и формировании нацпроекта «Молодёжь и дети»
-
Преподавательские хакатоны 2024: Интеграция науки в школьное образование!
-
О льготах для многодетных семей к 1 сентября и жалобах на проблемы с поступлением в 10 класс
-
О подготовке школьников к ВсОШ, цифровом учебнике истории и повышении ИИ-грамотности в вузах РФ
-
В России отмечен рост интереса абитуриентов к инженерно-техническим специальностям
-
О Стратегии реализации молодёжной политики на период до 2030 года и Дне биотехнолога в РФ
-
О XI Международном форуме технологического развития «Технопром-2024»
-
Подведены итоги заявочной кампании II Всероссийских педагогических чтений «Моя страна – моя Россия»
-
О росте тренда на цифровизацию ВО и увеличении стипендий для коренных малочисленных народов
Комментарии:
Оставьте ваш первый комментарий:
Пройдите авторизацию чтобы оставить комментарий.