Если бытие определяет сознание, то университетское определяет его вдвойне. От того, как высшее учебное заведение сумеет создать современную материальную базу для своих студентов, не только напрямую зависят объём и качество знаний, полученных выпускниками, но также их мироощущение и дальнейший жизненный путь.
Инженер, учившийся в холодных аудиториях с облупленными стенами, на лабораторном оборудовании допотопных времён, будет бесконечно воспроизводить всё то убожество, что в него вложили в юности — такова человеческая природа.
Привычные нам всем государственные российские ВУЗы имеют существенные ограничения в наращивании своей материально-технической базы. Виной тому их неустранимая зависимость от бюджетных вливаний. Которые в последние годы не просто не растут, а даже имеют тенденцию к снижению. Например, в госбюджете 2023 года планируется прямое сокращение расходов на образование, и без того негустых. Полностью же перевести свою деятельность и набор студентов на коммерческие рельсы такие учреждения не могут в принципе, да и то, что уже ведётся, как правило, неэффективно. Тем временем, по данным Минобразования, уже к 2006г износ основных фондов составлял 70%, а пятая часть всех университетских зданий страны требовала капремонта (5,4% из них и вовсе находились в аварийном состоянии).
«Государственное — значит, ничьё», как обычно считают должностные лица, расходующие средства своего ВУЗа на что угодно, только не на улучшение качества преподавания и оснащение учебного процесса. В итоге лабораторное оборудование стремительно устарело и соответствует современным требованиям лишь на 10-12%. Лишь несколько ведущих государственных ВУЗов сумели сохранить и модернизировать свою материальную базу, попадая за счёт этого в расширенные топы европейских и мировых образовательных учреждений.
Но у наших госуниверситетов уже давно появился конкурент в лице ВУЗов частных. У этой формы обучения есть свои плюсы и минусы - в том числе, и по оснащению. Многие россияне до сих пор ошибочно полагают, что частный университет — это какая-то сомнительная контора в арендованном помещении. Однако, ведущие мировые ВУЗы, особенно американские и европейские — зачастую и есть негосударственные, полностью зависящие от своей образовательной и хозяйственной деятельности. Интересно сравнить несколько лидеров в своей области: крупнейший Национальный исследовательский московский строительный госуниверситет (МГСУ), крупнейший в России негосударственный университет «Синергия», и один из ведущих частных университетов Европы IE Business School (Мадрид).
Судьба двух российских представителей в этой достойной тройке сильно разнится, и служит ярким примером общего тренда.
Московский строительный университет входит в топ-40 российских ВУЗов по данным RAEX за 2022г, и в топ-800 мировых ВУЗов в престижном глобальном рейтинге Times Higher Education. Со времён Советского Союза ему досталась в наследство очень хорошая материальная база, в виде нескольких учебных зданий в разных районах Москвы, общежитий для студентов, и целого кампуса в живописной зелёной зоне Национального природного парка «Лосиный остров». Однако, в конце 90-х и начале 2000-х годов университет последовательно потерял значительную их часть, в том числе учебный корпус старших курсов на ул.Кожевническая и здание в Таганском районе. А главное — уникальный исторический особняк на Спартаковской площади, известный тем, что в его стенах была найдена легендарная рукопись «Слово о полку Игореве». Также ВУЗ избавился от одного из общежитий для семейных студентов.
МГСУ постарался компенсировать потери такого большого количества зданий и сумел завершить 20-летний долгострой двух дополнительных пристроек к главному учебному корпусу на Ярославском шоссе. Ранее там в основном занимались студенты 1 и 2 курсов. Удобство повысилось, но проблема нехватки площадей полностью не разрешилась. Зато в студенческом кампусе удалось ввести дополнительное здание общежития и построить спортивный комплекс с бассейном для занятий по физкультуре.
И всё же нехватка финансирования в этом уважаемом университете чувствуется. Выпускники 90-х, приезжающие на ежегодные встречи, отмечают, что за последние четверть века в главном кампусе мало что изменилось, включая ремонт и уровень оснащения аудиторий учебного корпуса, а также состояние общежитий, начинающих ветшать. Разве что вместо доступной студенческой столовой открыли кафе, где цены по карману далеко не всем.
А вот крупнейший частный российский университет «Синергия», наоборот, пошёл по пути децентрализации и экспансии в регионы. Имея давний и хорошо известный московским студентам основной учебный корпус в столичном районе Сокол, руководство ВУЗа вложилось в ремонт дополнительного здания на 10000кв.м у м.Нагатинская, и планирует в ближайшее время открыть там новый кампус.
К решению задач по расширению учебной базы частники подходят весьма творчески и амбициозно. Так, ими было найдено полузаброшенное здание колледжа на территории завода «Авангард», полностью отремонтировано и наполнено учебным оборудованием.
Также особняком стоит история превращения производственного цеха на территории известного НПО «Алмаз» в учебный центр. Переделать промплощадку с кранами и прочим специфическим оборудованием в помещение для занятий студентов — сама по себе нетривиальная задача, но «Синергия» с ней справилась. Теперь там открыт первый для негосударственных ВУЗов России медицинский факультет на 2000 студентов.
Таким образом, только в Москве за последние 5 лет прирост учебных площадей частного ВУЗа составил около 300% и достиг 40000кв.м. Но не метрами едиными измеряется успех университета. В структуре материально-технической базы есть две главные составляющие: условно-пассивная и условно-активная. Если в первую входит недвижимость и те самые учебные площади, то ко второй относится обеспечение учебного процесса. Именно доминированием активной части ресурсов любой университет обязан своим развитием.
В «Синергии» этому придаётся особое значение, ведь единственный источник притока финансовых ресурсов частного университета — расширение студенческой базы и лояльность учащихся, а это невозможно без полного обеспечения учебного процесса. Это не только обычные парты, доски и лабораторные колбы. Речь идёт о компьютерных и лингафонных классах, аудиториях с проекторами и другим аудио-видеооборудованием. Даже зал заседаний на юрфаке там сделан в виде копии зала реального суда, для создания соответствующей атмосферы.
Открытие же медфакультета вообще считается пилотажем высшей категории сложности в области образования, из-за специфики самой профессии. Например, для получения лицензии факультету пришлось обеспечить наличие более 300 наименований основного оборудования и более 1000 вспомогательных элементов для обучения студентов.
Одним из главных недостатков обучения в негосударственном секторе считается нехватка или полное отсутствие общежитий. Например, в вышеупомянутом кампусе МГСУ есть 4 собственных корпуса для своих студентов, а в «Синергии» иногородним учащимся приходится снимать жильё самостоятельно. Но проблему можно частично решить с помощью открытия филиалов в других городах или расширения дистанционных программ, чем крупнейший частный ВУЗ страны и занимается. Кстати, собственные технологии по сверхактуальному в современном мире сетевому обучению тоже можно отнести к активной части материальной базы. Таковы реалии третьего десятилетия XXl века.
Но может ли частный ВУЗ достойно представлять свою страну на международной арене, предлагая будущим студентам передовые методы обучения? Основанные, в том числе, на суперсовременной материально-технической базе. Ведь применяемые любым университетом технологии есть неотъемлемая часть его активных ресурсов.
Международная бизнес-школа Instituto de Empresa (IE School) базируется в испанском Мадриде и входит во все мировые университетские топы. Например, 11 место в рейтинге программм МВА издания Financial Times 2013г (и 1 в мире по данным Wall Street Journal 2009г). Также в 2010 году университет признавался Bloomberg третьим в мире среди неамериканских ВУЗов.
Главной «фишкой» этой частной бизнес-школы считается внедрение обучения на уровне Sci-Fi (самые последние инновации), причём не в виде эксперимента, а повседневной рутины.
Университет имеет два кампуса — в Мадриде и городке Сеговия, неподалёку. Причём здание в Сеговии было бережно восстановлено из руин древнеримского периода. Сейчас там есть всё для учёбы, проживания и занятий спортом, включая классы, общественные пространства и футбольную площадку.
Кампус в Мадриде сосредоточился в деловом центре, вокруг улицы Marina de Molina. В этом году для студентов открыли новое здание IE Tower, начинённое суперсовременным оборудованием. Например, 64 аудитории для уроков с использованием искусственного интеллекта. Среди них есть залы с онлайн-уклоном и оффлайн, поддерживающие иммерсивные технологии. Главная гордость ВУЗа — так называемая «WOW комната», где студенты, обучающиеся онлайн, могут общаться с голограммами преподавателей. Система обладает возможностью распознавания эмоций, выстраивания интерактивных дискуссий и прочими возможностями, словно из фильмов о далёком будущем.
Разумеется, ведущий европейский ВУЗ позаботился и о дне сегодняшнем. В структуре кампуса предусмотрены спортивные площадки, бассейн, библиотека, выставочный и фитнес-центры, а также несколько общественных пространств, где студенты могут заняться чем душе угодно — от чтения до постановки театральных спектаклей.
Конечно, наши ВУЗы пока не могут позволить себе такой роскоши. Но не сравнивая себя с лидерами, никогда не войдешь в их число. В этом смысле у негосударственных университетов нашей страны есть как пространство для роста, так и уже свои наработки и крепкие позиции на рынке высшего образования. Например, та же «Синергия» открыла кампус и набирает студентов в деловом центре Дубая, а её технологии в дистанционном обучении сильно пригодились во время недавних ковидных локдаунов.
Гибкость и клиентоориентированность, стремительное обновление учебной материальной базы — те козыри, за счёт которых частные ВУЗы навязали равную конкурентную борьбу традиционным государственным, и имеют все шансы выйти вперёд.
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.