Президент России Владимир Путин по видеосвязи провел встречу с лауреатами Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2023», победителями всероссийских профессиональных конкурсов в сфере образования и финалистами телевизионного шоу «Классная тема!».
Глава государства поздравил участников мероприятия с наступающим Днем учителя и поблагодарил за труд, заботу, душевную щедрость к детям.
«Хочу поздравить финалистов, лауреатов замечательного конкурса «Учитель года» с результатами, победителей и финалистов, – не просто поздравить, пожелать вам успехов. Это красивый и, надеюсь, промежуточный результат вашей работы. Промежуточный – потому что за этим достижением, я уверен, вас ожидают и следующие, потому что ваши идеи, наработки получили заслуженное признание со стороны коллег, всего педагогического сообщества», – сказал Владимир Путин.
Он добавил, что отрадно, что теперь в команду участников, финалистов профессиональных конкурсов входят и педагоги Донецкой и Луганской народных республик, Херсонской и Запорожской областей, так как поддержка систем образования в этих регионах чрезвычайно важна.
Учитель русского языка и литературы гимназии № 25 г. Краснодар Евгения Константинова, лауреат конкурса «Учитель года России» выступила с предложением организовать учителям повышение квалификации не только в рамках их профильного предмета, но и по другим дисциплинам.
Глава государства отметил, что дополнительное образование создает лучшие конкурентные условия и возможности для учителей.
Заместитель председателя Правительства РФ Татьяна Голикова назвала идею хорошей и добавила, что нужно на нее посмотреть более предметно.
«Там, где действительно есть соотносимые предметы, по которым можно было бы это делать и нужно было бы это делать, это было бы для развития учителя очень правильно. Но здесь, мне кажется, нужно принять какое-то сбалансированное решение для того, чтобы не было перекосов и перетоков внутри самой системы», – сказала она.
Андрей Фурсенко добавил, что важно определить, кто будет преподавать для учителей, желающих пройти обучение по другому предмету.
«Потому что должен быть человек, который смог бы новый предмет объяснить не с точки зрения каких-то конкретных специфических вещей, а дать представление о том, как этот предмет встраивается в общую систему знаний. Это очень сложно, но такие люди есть. Может быть, это не преподаватели курсов повышения квалификации. Это могут быть ведущие ученые, которые занимаются этими вопросами, которые могут популярно объяснить не просто, о чем идет речь, а как устроен предмет», – пояснил он.
Еще один лауреат конкурса «Учитель года России», учитель сельской школы «Алгоритм Успеха» Михаил Ладных предложил использовать в оформлении школ физические эксперименты и опыты, чтобы вдохновить детей изучать физику.
Владимир Путин заметил, что возможно реализовать эту идею в рамках программ строительства и капитального ремонта школ.
«К 2026 году мы проведем капитальный ремонт 7300 школ. Ежегодно ремонтируется порядка 1,5 тысячи зданий. По вашему поручению осуществляется не только ремонт, но и идет закупка оборудования для классов. Эта программа будет продолжена. Очень важно, чтобы специальное оборудование использовали не только старшеклассники, но и ребята начальной, основной школы. Обязательно будем это делать», – подчеркнул Сергей Кравцов.
Учитель русского языка и литературы Горловской школы № 55 (Донецкая Народная Республика) Никита Никитюк, финалист второго сезона проекта «Классная тема!» поблагодарил главу государства за телепроект, который помогает поднять престиж профессии педагога. Педагог поинтересовался, возможно ли организовать обучение во всероссийских детских центрах и педагогических вузах для участников проекта «Навигаторы детства».
Татьяна Голикова ответила, что такая работа ведется, привлекаются все федеральные детские центры. Владимир Путин добавил, что работа в этом направлении будет продолжена.
Еще один финалист проекта «Классная тема» Анастасия Кондина, учитель биологии школы № 8, город Выкса (Нижегородская область) рассказала, что для нее Год педагога и наставника – это событие, связанное с признанием особого статуса учителя. Она задала вопрос Президенту страны, что для него значит Год педагога и наставника.
Владимир Путин отметил, что все знания начинаются с учителя. Он является источником знаний для детей, а значит для будущих инженеров, будущих ученых, это имеет фундаментальное значение для будущего России.
Учитель школы № 10 г. Астрахань Андрей Журбин, лауреат конкурса «Учитель года» выступил с предложением создать центры дружественных культур в регионах Прикаспия.
Глава государства в ответ сообщил, что важно развивать контакты между пятью прикаспийскими государствами, и налаживать связь с этими странами и их народами, культурами и литературами.
Учитель физической культуры из города Красный Луч (Луганская Народная Республика), Антон Кандауров, лауреат конкурса «Учитель года». Он поблагодарил за помощь и поддержку, которая оказывается новым регионам, за программы, объединяющие учеников из разных городов, а также предложил создать аналогичный проект по взаимодействию учителей. Владимир Путин поддержал идею и сказал, что такую работу можно выстроить.
Учитель истории школы № 854 города Москвы Александр Оджо, финалист проекта «Классная тема», поблагодарил за изменения в историческом образовании. Он обратился к Президенту страны с идеей включить в число направлений трудового воспитания уход за памятниками старины и поисковую деятельность, Владимир Путин ответил, что такая работа крайне важна.
Учитель русского языка и литературы в школе при посольстве России в Иране Олег Янковский, лауреат конкурса «Учитель года» поинтересовался у Владимира Путина, возможен ли экспорт успешных решений отечественной системы образования в дружественных государствах.
«Мы, безусловно, заинтересованы в том, нам нужно, чтобы люди, которые к нам приезжают, были готовы к тому, чтобы жить на территории Российской Федерации, владеть русским языком, понимать значимость наших традиций, культуры, народов Российской Федерации с тем, чтобы интегрироваться в наше пространство», – подчеркнул Президент РФ.